Галина Лепп
Обогащение словарного запаса детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Д/сад №4»
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Рекомендации для родителей
Ранний возраст является наиболее важным в развитии речи. Часто родители жалуются: ребенок не говорит или мало говорит.
Одним из недостатков речевого развития в раннем возрасте является маленький словарный запас детей. Словарный запас бывает пассивным и активным. Пассивный словарь - это те слова, которые ребенок понимает. Aктивный словарь - это слова, которые ребенок говорит. Если словарь недостаточен, то это, естественно, затрудняет общение малыша с окружающими.
Публикация «Обогащение словарного запаса детей раннего возраста» размещена в разделах
Что же могут делать родители для обогащения словарного запаса своего ребенка?
1. Развивайте высшие психические функции ребенка (память, внимание, мышление, восприятие, используя развивающие игры.
2. Побольше общайтесь с малышом. Внимательно слушайте его, не отмахивайтесь от вопросов, отвечайте на них. Это - залог успешного последующего развития не только умения разговаривать, но и мыслить, а также стремления познавать мир.
3. Не ругайте малыша за ошибки, относитесь к ним снисходительно. Ошибки - это необходимый этап развития речи, а ваши критические замечания могут повлиять так, что малыш, боясь ошибиться, медленнее будет развиваться.
4. Расширяйте представления ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша. Тем самым вы будете расширять его кругозор и способствовать овладению правильной речью.
5. Читайте и рассказывайте детям. При этом учитывайте возрастные особенности раннего возраста, берите произведения доступные пониманию малышей. Рассматривайте иллюстрации в книжках, проговаривайте вместе с ребенком названия, действия, признаки изображенных предметов.
6. Используйте фольклор: потешки, пестушки, колыбельные. Читайте с выражением, объясняйте значение слов, побуждайте ребенка повторять вместе с вами.
7. Учите стихи (хорошо подходит цикл «Игрушки» А. Барто).
8. Учите малыша составлять связные рассказы о том, что его окружает, описывать рисунки в книжках. Беседуйте с ребенком.
9. Очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом четко произносили все звуки и слова; говорили с ним, не торопясь; следили за своим произношением. При этом речь должна быть грамматически правильной. Не стоит коверкать слова, «сюсюкать» с ребенком, это только тормозит формирование правильной речи.
«Казачья колыбельная»); 3. Александрова. «Прятки»; А. Барто. «Мишка», «Слон», «Лошадка», «Кораблик», «Грузовик» (из цикла «Игрушки»); «Кто как кричит»; А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; А. Введенский. «Мышка», «Песня машиниста»;
Б. Заходер. «Ежик»; Г. Лагздынь. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Шкулева. «Лисий хвостик.», «Надувала кошка шар.»;
Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; Г. Сапгир. «Кошка»; К. Чуковский. «Путаница», «Федотка».
Проза. Л. Толстой. «Три медведя», «Спала кошка на крыше.», «Был у Пети и Миши конь.»; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Н. Павлова. «Земляничка»; В. Сутеев. «Кто сказал «мяу».
10. Дидактические игры
Принеси игрушку.
Оборудование: 4-5 игрушек (машина, мяч, пирамидка, кукла, книжка и т. п.).
Ход: На столе или ковре расставлены игрушки. Взрослый просит ребенка принести, например, машинку. Если он ошибается, взрослый указывает на нужный предмет. Затем спрашивает, что это. Малыш отвечает. Или: «Это машина. Повтори». Ребенок называет предмет или использует предметы-заместители: «би-би». Игра повторяется.
Найди и принеси
Оборудование: Игрушки и предметы, находящиеся на своих местах в комнате.
Ход: Игра проводится, как предыдущая, но с той разницей, что ребенку
предлагается самому найти указанную игрушку или предмет в комнате.
Поручения
Ход: Взрослый просит ребенка выполнить несложную инструкцию. Например: «Уложи куклу спать», «Покачай мишку», «Брось мяч в корзину» и т. д. Если малыш не справляется, то взрослый, по ходу игры комментируя свои действия и действия ребенка. После каждого поручения взрослый задает вопрос: «Что ты сделал?»
Положи на место
Ход: Взрослый предлагает ребенку убрать на место игрушки. Он говорит: «Что это? (машина). Где должна стоять машина? (на полке). Поставь машину на полку». Или: «Что это? (кукла). Где должна сидеть кукла? (на кровати). Посади куклу на кровать» и т. п. После этого взрослый подчеркивает, что в комнате порядок, все игрушки находятся на своих местах.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!
Составила Лепп Галина Владимировна учитель-логопелд 1 квалификационной категории
г. Березники, 2021г.