Елена Калюжная
Конспект урока по ознакомлению учащихся с русской избой
▼ Скачать + Заказать документы
Основные цели и задачи урока.
Цель: знакомство учащихся с русской избой.
Задачи:
1. Способствовать формированию у детей представления о картине мироздания, отражённой в убранстве крестьянского жилища.
2. Создать атмосферу для понимания учащимися символики народного орнамента, народных представлений о его магических свойствах, высокой духовности и красоты.
3. Закреплять навыки изображения орнаментальных мотивов в соответствии с их символическим значением.
4. Развивать творческую активность;
Публикация «Конспект урока по ознакомлению учащихся с русской избой» размещена в разделах
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
5. Воспитывать уважительное отношение к русской традиционной культуре, любовь к Родине.
План урока.
1. Беседа об орнаментальном оформлении народного жилища, о его символическом значении, об отражении в нём модели мироздания.
(слайды «Орнамент в народном искусстве. Русская изба»).
2. Работа по вопросам о символике элементов орнамента.
3. Выполнение знаков-оберегов.
4. Работа по вопросам, выявляющим знания учащихся о русской избе, быте крестьян (слайды «Орнамент в народном искусстве. Русская изба»).
5. Выполнение зарисовок фасада избы, знаков-символов на резных наличниках (музыка группы «Коляда»).
6. Подведение итогов: обобщение представления учащихся о символике и магических свойствах народного орнамента. Выставка «На деревенской улице праздник».
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие.
2. Беседа об орнаментальном оформлении народного жилища, о его символическом значении, об отражении в нём модели мироздания.
(слайды «Орнамент в народном искусстве. Русская изба»).
Слайд 2.
С давних времён люди защищали себя и своё жилище от злых сил. Знаки защиты, поддержки наносились на одежду, на утварь, на оружие, на жилище.
Эти знаки называются обереги.
- Как вы думаете, почему они так называются? Оберегали от болезней, от дурного глаза, от напастей и стихийных бедствий.
* Варианты ответов.
- Считалось, что обереги в бою стрелу отведут, от недоброго глаза спасут, помогут от страхов в пути и в жилище.
2. Сообщение темы и цели занятия.
Слайд 3. Богаты и разнообразны традиции русского крестьянского зодчества.
Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом. В. Федотов
Попробуйте сформулировать тему нашего урока?
Слайд 4. Тема урока : «Образ мира во внешнем убранстве крестьянского дома. Зарисовки образов-символов резьбы в декоре дома»
Какую цель перед собой поставим? (Мы познакомимся с устройством русской избы, а также с обрядами связанные со строительством избы.)
Слайд 5.
Какие задачи перед собой поставим?
Повторить символику элементов орнамента.
Выполнение зарисовок фасада избы, знаков-символов на резных наличниках
3. Основная часть.
Слайд 6. Русская культура, как и другая культура, складывалась веками. Русский народ отбирал самое лучшее и передавал из поколения в поколение свой опыт, свои традиции, обряды. На протяжении жизни человека сопровождают различные события, которые наполнены обрядами: родины, крестины, проводы в армию, свадьба, похороны, праздники, повседневная работа. Все традиции, обряды, связаны с мировоззрением русского человека, устройство избы.
Изба - символ жизни русского человека.
Человек всегда зависел от природы. Еду, необходимые материалы, брал в природе.
4. Выполнение знаков-оберегов.
В рабочих тетрадях, используя таблицы знаков, учащиеся маркерами красного цвета самостоятельно составляют свой знак-оберег (5 мин.)
Презентация детей. Солнце – рисунок. Это очень важный, чуть ли не самый главный по значимости символ. Лучи у солнца могут быть как прямые, так и закрученные по кругу - так изображали «бегущее по небу» солнце. Солнце никогда не останавливается, оно всегда в пути.
Воздух – рисунок
Вода – рисунок.
5. Работа по вопросам, выявляющим знания учащихся о русской избе, быте крестьян (слайды «Орнамент в народном искусстве. Русская изба»).
Слайд 7. - Зачем людям дом? (ответы учащихся)
- Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы? (из леса).
- Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом? (ответы учащихся)
Дерево - постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы.
Русь была страна лесная, поэтому лес являлся основным строительным материалом - строили из леса, из бр вен. Рубили лес топором. Строили в старину без гвоздей, особым способом укладывая бр вно к бревну. Такая постройка называлась «сруб» (т. е. срубленная топором). После этого прорезали окна, ставили крышу и получался дом, который назывался «изба».
Слайд 8. Деревянными были как деревенские дома, так и городские.
Сегодня мы с вами рассмотрим, как выглядел снаружи традиционный деревенский дом.
К дому всегда относились с уважением и любовью. Когда постройка была готова, её обязательно украшали деревянной резьбой. И хотя мотивы резных украшений были похожи, невозможно было найти ни одной одинаковой избы.
Орнаментами украшали избу и с наружи и внутри. Все проёмы в доме, через которые могла проникнуть «нечисть» - окна, двери, дымоходные трубы.
Что означали узоры? В древности это были не просто узоры, а знаки-обереги, охраняющие дом и всех живущих в нём от злых сил и болезней.
Перед вами изображение фасада избы, то есть той части, что выходит на улицу. Слово «фасад» означает «лицо», то есть перед вами «лицо» избы.
Слайд 9. На лице прежде всего выделяются глаза, а на избе - окна. Окна - это «глаза» избы. Неслучайно слово «окно» происходит от слова «очи», то есть «глаза».
Окна закрываются ставнями и украшаются наличниками - так называется декоративный элемент, расположенный сверху и снизу, а порой и вокруг всего окна. Слово «наличник» означает «на лице».
Слайд 10. Теперь обратимся к верхней части избы. Она символизирует «лоб», или, как говорили в старину, «чело». Неслучайно резные доски, расположенные под крышей, называются «причелины» («прилобные» доски). А доска, разделяющая верхнюю и нижнюю части фасада, носит название «лобовой» доски.
Из под причелину спускаются «полотенца» - длинные вертикальные досочки, действительно похожие на расшитые узорами рушники.
На полотенцах мы видим круги и розетки - символическое изображение солнца. Без солнца нет жизни, без солнца не растает снег и не придет весна. Слайд 11. Венчающий крышу «кон к» тоже является символом солнца. В древности люди представляли себе солнце, катящееся по небу на колеснице, запряженной конями. Оттуда же, из глубины веков, пришло к нам выражение «конь-огонь».
Слайд 12. Охлупень.
Слайд 13. Зигзагообразные линии на причелинах символизируют небо, «хляби небесные», то есть тучи с дождем, с водой, которая так необходима посевам и всему живому.
На ставнях мы видим ромбы - это знаки земли, поля.
На лобовой доске часто изображались растения, либо мифологические животные.
Слайд 14.6. Физкультминутка.
7. Выполнение зарисовок фасада избы, знаков-символов на резных наличниках. (музыка группы «Коляда»).
-Сейчас я предлагаю вам на альбомных листах нарисовать фрагмент избы.
Слайд 15. Вспомним внешний вид избы.
Слайд 16. Практическая работа.
8. Подведение итогов: обобщение представления учащихся о символике и магических свойствах народного орнамента. Выставка «На деревенской улице праздник».
Учащиеся выставляют свои работы. Выставка вернисаж «Деревенская улица. Предлагается учащимся самим проанализировать выполненные работы.
- Вам понравилось наш урок? (ответы учащихся)
- О чем мы с вами сегодня говорили на занятии? (об устройстве избы).
- Что нового вы узнали о избе? (ответы учащихся)
- Какие знаки-обереги вы использовали для оформления фасада избы?
- Какие впечатления вы получили от данной работы, урока?
- А сейчас я узнаю, какие вы сегодня на занятии были внимательные. Я загадаю вам старинные загадки и задам вопросы, связаны с избой.
Загадки и вопросы:
1. Жилище крестьян. (изба)
2. Два братца друг на друга глядят,
А вместе не сойдутся. (пол и потолок)
-Молодцы! Справились с заданием.
9. Рефлексия.
Слайд 17.
Сегодня на уроке я научился…
Своей работой на уроке я …
А особенно мне удалось …
Я понял, что …
-Вы узнали, как жили когда-то русские люди, как они были талантливы и изобретательны. Многое из того, что ими придумано, мы используем и сейчас.