Вакурина Светлана Владимировна
Образование существительных путем слияния двух основ
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является одним из ключевых аспектов их общего развития и подготовки к школе. Это включает в себя овладение детьми различными грамматическими категориями, такими как род, число, падеж и время, а также умения правильно образовывать новые слова и согласовывать слова в предложении, строить сложные синтаксические конструкции.
Одним из аспектов грамматического строя речи является морфология. Морфология – изучение частей речи, их категорий и форм, а также способов их образования.
Публикация «Образование существительных путем слияния двух основ» размещена в разделах
В русском языке есть сложные слова, например имена существительные, которые образуются путем слияния основ : существительного и глагола. Данный вид словообразования для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи вызывает сильные затруднения.
Данные упражнения способствуют формированию умения и закреплению навыка образовывать сложные слова путем слияния имени существительного и глагола.
1. Чтение с последующим обсуждением сказки Е. А. Левчук «Спор машин». В данном произведении автор знакомит детей с образованием существительных путем слияния двух основ. А пересказывая сказку, дети еще упражняются в произнесении слов сложной звукослоговой структуры.
2. Упражнение «Объясни словечко». Ребенка просят объяснить, почему назвали так ту или иную машину, технику. Например: Ребенку предъявляется картинка с изображением кофеварки и спрашивают: «Почему этот предмет называют кофеварка?». Примерный ответ ребенка: Это кофеварка, потому что она кофе варит.
3. Упражнение «Скажи иначе». Например, при изучении темы транспорт ребенку предлагается назвать машину одним словом: Лес возит. - Лесовоз. Цемент возит. - Цементовоз. Мусор возит. – Мусоровоз. И так далее.
Подобное упражнение можно использовать при знакомстве детей с электробытовыми приборами, упражняя детей в образовании слов «ножеточка», «хлеборезка», «овощесушилка», «мясорубка» и др.
4. Шуточная игра «Новое слово». Когда ребенок в достаточной степени овладел приемом образования новых существительных путем слияния двух слов, можно немного пофантазировать и придумать новые слова, например с глагольной основой «пад» (падает). Сначала ребенку предлагается объяснить, почему так назвали такие явления как «листопад», «снегопад», «камнепад», «водопад». Затем фантазируем вместе с ребенком и придумываем слова, которых нет: если книги падают - это…книгопад; если падают игрушки - это… игрушкопад.