Образовательная деятельность в старшей группе «Страницы книжной истории»

Людмила Московская
Образовательная деятельность в старшей группе «Страницы книжной истории»

Доминирующая образовательная область Познавательное развитие

Вид деятельности детей двигательная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, игровая, музыкальная, художественная, продуктивная, чтение художественной литературы

Методы и приемы реализации содержания занятия эксперементирование, наблюдение, демонстрация видео материала с использованием ИКТ, рассказ, беседа, чтение художественной литературы, игровой метод.

Цель: Расширить и систематизировать знания детей о книгах, об истории создания книги, используя компьютерные технологии.

Задачи: Познакомить с первым письменным материалом: камнем, глиной, тканью, берестой, бумагой. Затронуть историю книгопечатания, рукописной и печатной книгами. представления детей о мире.

Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность путем исследования свойств материалов. Содействовать активизации свойств диалогической речи, обогащение словаря.

Учить работать самостоятельно и в команде.

Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, находить причинно-следственные связи. Развивать познавательную инициативу ребенка, развивать творческие навыки путем разных видов творческой деятельности в ходе образовательного процесса. Развивать у детей творческое воображение, внимание путем использования активных форм обучения: групповой дискуссии,мозгового штурма Погрузить детей в колорит разных стран: Египта, Китая, Руси посредством музыки, видеоматериалами и оформления помещения. Поддерживать физическую активность детей в процессе образовательной деятельности.

Воспитывать ценностное отношение к труду

Планируемые результаты: -расширение и обогащение знаний детей по теме “Книги” ;

- развитие навыков речевого общения, развитие памяти, внимания;

-воспитание ценностного отношения к труду.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, развитие речи, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Ход занятия

Дети сидят за столами, рассматривают книги, среди них книга " Незнайка в солнечном городе"

Воспитатель: как много книг у вас, какие они интересные. Вы любите книги? А какие книги вам нравятся? Ребята, а все книги одинаковые?

Чем они отличаются (Размером, формой, цветом, в них разные иллюстрации)

-Ребята, вы ещё не умеете читать, а как вы узнаете о чем эта книга? (По картинкам)

(Показывает книгу "Незнайка в Солнечном городе") Кто ребята знает, что это за книга?

А как вы догадались? Правильно, эта книга называется "Незнайка в Солнечном городе"А написал ее писатель Николай Носов.

(Стук в дверь) - Ребята вы кого-то ждете? Посмотрю кто там. (вносит Незнайку куклу)

-ребята посмотрите, кто к нам пришел, это же Незнайка! Незнайка, мы только- что с ребятами разговаривали о тебе.

Незнайка: А я знал, что вы будете про меня говорить, ведь это я принес вам эту книгу! Я хотел что бы вы меня поздравили, ведь моей книге исполнилось 75 лет!

Воспитатель: Незнайка мы тебя поздравляем! Мы рады что уже 75 лет дети читают о тебе, переживают за тебя и радуются твоим успехам.

Незнайка: Да, мою книгу написали так давно, что она самая древняя.

Вос-ль: Незнайка, ты ошибаешься, книги создали сотни лет назад

Незнайка: Интересно, как выглядела первая книга?

Воспитатель: Ребята, а вы не знаете? А вы хотите узнать? Я предлагаю вам отправиться в путешествие прошлое книги.

Незнайка: Ой ребята, я не могу с вами отправится в прошлое, у меня очень много дел, но вы мне обязательно расскажите, о том, что узнали.

Интересно на чем можно отправиться в прошлое? А вы ребят не знаете?

Воспит: А я предлагаю отправиться на машине времени, чтобы узнать как появились первые книги

(Дети встают в круг, звучит космическая музыка, Слайд №1

на проекторе появляются горы, пещеры) Слай №2

Вот мы попали в древние времена, к первобытным людям. Они жили в пещерах, ходили на охоту, не умели ни читать, ни писать, ни говорить, ведь речь у них не была развита.

Как вы думаете, какое отношение камень имеет к книге

Людям хотелось как-то записать и зарисовать увиденное, о своих приключениях на охоте, чтобы рассказать друг другу. И они придумали буквы, правда первые буквы больше были похожи на рисунки. А рисовали они на камнях, в пещерах. Слайд №3

Если первые буквы были так необычны. То как же выглядела первая книга? А была она КАМЕННОЙ.

(показ слайдов №4)

-Да, хорошо они придумали, но удобно ли писать на камнях? А почему? (Потому, что он тяжелый, твердый, шершавый, скользкий, неровный) дети исследуют камни

- Итак, люди стали искать более удобный материал, а какой мы узнаем если отправимся в следующую страну (Показ слайдов №5)№6

Наш с вами сказочный маршрут пролегает через удивительную страну Древняя Месопатамия, потому что именно здесь появилась первая ГЛИНЯНАЯ книга. №7

Глиняная книга была похожа на наш современный кирпич. Один кирпичик – одна страничка. На мягкой глине, специальной палочкой, люди выдавливали буковки. Кирпичик-страничка застывал и хранился долго-долго. Такие книги дошли и до наших дней. Давайте и мы попробуем написать на глиняной дощечке (Дети выполняют задание)

Давайте сравним глину и камень (Глина легче чем камень, но она хрупкая, из неё нельзя сделать книгу)

Отправляемся в следующую страну. (слайд№8)

Это Древний Египет - страна пирамид. Здесь появились книги из ПАПИРУСА. №9

Папирус – речной тростник с высоким, толстым стволом. Этот ствол разрезали на полосы и высушивали. (слайд №10)

На листах папируса писали палочками. Листы склеивали и получалась книга в виде длинного свитка. (слайд№11)

- Отправляемся дальше(.Слай№12) Следующая страна в которую мы отправляемся будет Китай, ведь эта страна Родина многих открытий. (показ слайдов,13) сопровождается рассказом о стране.

История книги в Китае очень интересная, сначала они писали на шелке (слайд14)это очень нежная, гладкая материя, потом ее нарезали на кусочки и сшивали, получались, вот такие первые книги (показ слайдов№15) Китайцы всегда заботились о своем здоровье и выполняли гимнастику. Давайте мы тоже попробуем выполнить несколько упражнений. (Выполняют упражнения под китайскую музыку)

Я открою вам секрет, что Китайцы очень изобретательный народ, и следующее, что они придумали, была бумага, но мы о ней поговорим в другой стране. Отправляемся дальше на машине времени. (слайд№16)

)Отгадайте ребята, что это за страна (слайд№17)

Мы переместились с вами в древнюю Русь, Русь всегда славилась своими деревянными городами, могучими богатырями, своим ремеслом, и конечно, своими веселыми праздниками. Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте. Слайд№18)

Кто знает, что такое береста? Это березовая кора. (Показ бересты) Писать на ней было удобно, но для книг она не годилась. Потому, что она была хрупкая и ломкая. А потом появилась бумага, и на ней стали писать летописцы, их труд был очень тяжелый, поэтому они очень обрадовались когда появилась первая печатная книга, а как же это произошло (слай№19)

Оказывается буквы вырезались из дерева, на них наносили краску и прижимали к листам бумаги. (слайд№20)

Предлагаю вам стать книгопечатниками. Проходите (Дети за столами)

Мне кажется, у нас появилась небольшая проблема. Печатного станка у нас нет и в типографию мы не сможем отправиться. А можем ли мы сами придумать способ печатать? Как это сделать (находят способ соединить палочку и букву пластилином. Печатаем буквы на отдельных листочках.

-когда краска высохнет мы можем тоже сделать из наших листочков книгу в подарок для Незнайки. Ну, а сейчас нам пора отправляться настоящее, в наш детский сад. (Садятся в машину времени)вот мы с вами и вернулись в детский сад, Послушайте, а ведь Незнайка так и думает, что его книга самая древняя. Я предлагаю вам рассказать ему, что мы узнали, только как мы это сделаем, ведь Незнайка далеко? (Предложения детей) Ребята, а как в современном мире мы можем передавать информацию? А, я предлагаю воспользоваться видеокамерой послать Незнайке видео письмо (Игра "Что сначала, что потом)

Итог Ребята, вам понравилось наше путешествие. Мне тоже. Мне хотелось бы оставить на память о нашей встрече книжную страничку. Если вам понравилось, вы узнали для себя что-то новое, интересное, оставьте след от вашего пальчика на глиняной пластинке.

Публикации по теме:

Конспект занятия в старшей группе «Страницы истории родной станицы» ЦЕЛЬ: 1. Продолжать знакомить детей с историей станицы. 2. Прививать любовь и уважение к жителям станицы, их труду. 3. Воспитывать бережное.

Методическая разработка мероприятия по краеведению «Листая страницы истории родного края»Методическая разработка мероприятия по краеведению «Листая страницы истории родного края» Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, его истории и людям. Материал: -герб города Ульяновска (З, -гербы Карсуна,.

Образовательная деятельность «Масленица» в старшей группе (фотоотчет)Образовательная деятельность «Масленица» в старшей группе (фотоотчет) Масленица - славянский праздник, который пришел к нам из древних времен. Веселые проводы зимы, радостное ожидание тепла, весенних игр и.

Образовательная деятельность «Натюрморт» в старшей группе (фотоотчет)Образовательная деятельность «Натюрморт» в старшей группе (фотоотчет) Главной задачей при знакомстве дошкольников с живописью считается формирование эмоциональной отзывчивости на содержание художественного.

Образовательная деятельность в старшей группе «Весенняя гостья» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по речевому и художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы «Весенняя.

Образовательная деятельность в старшей группе «По следам паучка» Образовательная деятельность в старшей группе «По следам паучка» Цель: Проектирование совместной деятельности с детьми. Задачи: 1. Развивать.

Организованная образовательная деятельность по математике в старшей группе Организованная образовательная деятельность ПО МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ 1. Закрепить счет в пределах 10-ти. 2. Сравнивать.

Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Из истории одежды» Целевые ориентиры: • учить понимать назначение и функции предметов одежды, необходимых для жизни человека; учить устанавливать связи между.

Посещение библиотек города. Страницы истории города Саров (фотоотчёт)Посещение библиотек города. Страницы истории города Саров (фотоотчёт) Мы живём в удивительном городе, с неповторимой историей и замечательными людьми. Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный.

Золотые страницы истории моей семьиЗолотые страницы истории моей семьи На Кубани близки к завершению мероприятия в рамках месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы под девизом «За Веру, Кубань.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Потешки и стишки
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Образовательная деятельность в старшей группе «Страницы книжной истории»
Опубликовано: 17 марта 2016 в 20:39
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

Макет дорожного движения
Актуальность: Детский дорожно - транспортный травматизм является одной из самых важных проблем современного общества. Знание и соблюдение правил дорожного...
Ковробук «Кто в книжке живет?»
Наглядно-дидактическое игровое пособие ковробук "Кто в книжке живет? " - это продукт интеграции технологий "Сказочные лабиринты игры" Воскобовича В. В. и...
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Осенние приметы» во...
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Осенние приметы». Цели: формирование представления о признаках осени, изменениях в природе,...