Получи документы

Образовательная ситуация с дошкольниками «Секреты русских узоров»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Секреты русских узоров»

Образовательная область : художественно-эстетическое развитие

Возрастная группа: подготовительная группа

Тема: «Секреты русских узоров»

Основные цели: Продолжать формирование целостной картины мира, расширять кругозор детей о русской народной культуре. Познакомить детей с символикой узора, историей русской вышивки. Упражнять составлять простейшие орнаменты. Совершенствовать технические навыки рисования (рисовать концом кисти). Формировать эстетический вкус, развивать творческие способности.

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Секреты русских узоров“» размещена в разделах

Дидактические материалы: Русские народные костюмы, куклы в национальных костюмах; иллюстрации с изображением национальной одежды, образцами вышивки; таблицы с изображением символов; игра «Составь узор»; бумажные силуэты кукол; краски гуашь; кисти; стаканчики с водой; фломастеры; макеты берёз.

Оборудование: Проектор, экран, мультимедийная презентация.

Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация разработана с учетом возрастных особенностей детей и направлена на ознакомление детей с символикой русского народного узора. В ходе образовательной деятельности расширяются представления о русской народной культуре. Данная образовательная ситуация будет полезна для воспитателей и педагогов дополнительного образования.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей возле себя.

- Дети, на адрес нашего детского сада пришло видео-письмо из Франции от куклы Софи. Прослушаем его.

(Воспитатель организует просмотр презентации, в которой кукла рассказывает, что во Франции открывается неделя показа старинного русского костюма. Софи необходимо создать коллекцию русских костюмов, но она не знакома с русской историей и она просит помочь ей в создании коллекции - прислать образцы узоров, которыми были украшены русские костюмы.)

- Дети, поможем кукле Софи создать коллекцию русских костюмов?

2. Актуализация.

Дидактические задачи:

- закреплять знания детей о предметах русского народного костюма (мужского, женского);

- активизировать познавательную деятельность, художественное мышление, творческое воображение;

- формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

Игра «Одень куклу в русский народный костюм».

- Вспомните, какую одежду носили в далёкие времена на Руси женщины и мужчины. Подберите предметы русской национальной одежды и оденьте её на кукол. Назовите предметы мужской (женской) одежды.

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи:

- создать мотивационную ситуацию для «открытия» нового знания;

- формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения,

понимания его причины и опыт целеполагания;

- развивать внимание, память, сообразительность, логическое мышление, речь.

- Посмотрите, какая яркая, красивая и нарядная одежда на наших куклах, но вся разная. Чем отличаются русские костюмы друг от друга? (цветом, украшениями, узором)

- Вы знаете, из каких элементов состоит узор? Как правильно и красиво составить узор на русском костюме? (нет)

- Что делать, если чего-то не знаешь, или в чём-то сомневаешься? (нужно спросить у того, кто знает)

- А где сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные (национальные) костюмы? (в книгах, на выставках, в музеях)

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

- формировать подводящий диалог с детьми, направленный на открытие нового знания, формировать опыт преодоления трудностей через выявление и устранение их причин;

- развивать образное мышление, воображение, память.

- Я приглашаю вас, в музей нашего детского сада полюбоваться на одежду нарядную, да на узоры диковинные

(Воспитатель ведёт детей в мини-музей кукол).

- В старину, на Руси, употребляли слово «узор». Это слово происходит от древнеславянского слова «узреть» - увидеть. Увидеть красоту русского костюма. Русские народные костюмы мастерицы украшали цветной тесьмой, кружевом, драгоценными камнями и вышивкой. Вышивка на одежде – это не только украшение, но и «оберег». Как вы думаете, что такое «оберег»? (Ответы детей).

- Люди верили, что вышитая одежда оберегает человека от бед, злых сил, болезней и приносит в дом счастье. Посмотрите внимательно на кукол, картины, иллюстрации и скажите, на какой части одежды вышиты обереги. (Ответы детей).

(Воспитатель просит детей перейти к другому экспонату).

- Мотивы вышивки были богаты и разнообразны. Знаки – символы, которые вышивали мастерицы, были не случайными. Они отражали красоту окружающего мира. Одни символы похожи на людей, другие на животных и птиц, третьи на диковинные цветы. А есть и такие, которые похожи на геометрические фигуры. Посмотрите внимательно, какие геометрические фигуры вы видите на вышивке? (Ответы детей)

- Я вам предлагаю разгадать тайну, которая скрывается в геометрических символах (Воспитатель предлагает детям присесть на ковёр).

- О первой фигуре я расскажу сама. Это круг – означает он солнце. Есть легенда появления этого знака. Послушайте её. Давно это было, так давно, что самые старые люди знают об этом только понаслышке от своих дедов и прадедов. Там, где сейчас города стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, что и заблудиться можно было. А в тех лесах обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем всегда случались ужасные вещи. Надоело людям терпеть эти безобразия, и решили они попросить покровительства у Солнышка. Любило ясное Солнышко людей, заботилось о них, за это и от людей были ему и почет, и слава. Забрались люди на гору и начали петь, помощи просить.

Солнышко, ведрышко!

Выгляни в окошечко.

Твои детки плачут,

Помощи просят.

Выглянуло Солнышко и спрашивает: «Чего вы желаете, дети мои?». Люди ответили ему: «Покровительства твоего просим. Совсем нас чудища замучили, житья от них нету».

- «Хорошо, так уж и быть, помогу вам. Пошлю я на землю своего старшего сына – богатыря Лучика». Смотрят люди, видят: с неба спускается богатырь – Лучик старший, весь в сверкающих доспехах, с золотым щитом и мечом. Так сверкает, что глазам смотреть больно. Идет по лесу и мечом размахивает. Увидали его чудища лесные, и давай убегать со всех ног в разные стороны. Поблагодарили люди Лучика и Солнышко, и с тех пор, чтобы отпугивать чудищ и злых духов, на одежде и оружии они изображали Солнце. Вот такая красивая легенда.

- Но знаки солнца изображаются не только одним кругом, но и крестом, крестом в круге (Воспитатель показывает таблицу с изображением знаков солнца).

- Дети попробуете вы отгадать тайну прямых линий. На какую стихию похожа линия: вода, земля, огонь, солнце (Воспитатель сопровождает вопрос движениями руки). (Ответ детей).

- А что могут означать волны? (Ответы детей).

- Часто встречаются в русских вышивках квадраты и ромбы, это знаки земли. А если они поделены крестом на четыре части и внутри есть точки, то это засеянное поле (Воспитатель показывает несколько знаков-символов).

- Ну вот, вы и разгадали тайну знаков. Какие знаки-символы вы запомнили? (Ответы детей).

5. Включение нового знания.

Дидактические задачи:

- развивать умение составлять узор из предложенных элементов;

- формировать умение самостоятельно применять усвоенное знание и способы действий для решения новых задач.

Игра «Составь узор».

- Разделитесь на три команды и соберите узор на полосе.

(Дети выполняют задание)

- Молодцы, очень красивые узоры у вас получились.

- В вышивке важно всё, даже цвет имеет своё значение. Какие цвета использовали мастерицы? (Ответы детей).

- Белый обозначал чистоту, красный – благополучие, жёлтый – тепло, ласку, синий – радость, зелёный – жизнь, чёрный – богатство.

- Я предлагаю вам расписать одежду на куклах понравившимися знаками-символами. Напоминаю, что знаки должны чередоваться, повторяться, чтобы получился настоящий русский орнамент.

(В процессе выполнения работы воспитатель наблюдает за последовательностью действий в нанесении узора, за его расположением на полосе, за техникой работы кистью. Готовые работы - силуэты кукол разного размера в костюмах расставляются вокруг берёз в форме хоровода).

6. Осмысление.

Дидактические задачи:

- формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.

- Где мы сегодня побывали?

- Кому смогли помочь?

- Чем украшали костюмы мастерицы?

- Какие знаки – символы вышивали мастерицы?

- Какое значение имел цвет?

- Какие красивые, яркие работы у вас получились.

Недаром в народе говорится:

Не то дорого, что шито золотом,

А то дорого, что доброго мастера.

- Вот такими добрыми мастерами были и вы. Спасибо вам!

Комментарии к сценарию. Данная тема занимает место в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Науч. Рук. Л. Г. Петерсон, образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

Используемая литература:

Петерсон Л. Г., Лыкова И. А. Методические рекомендации к ПООП «Мир открытий»

М. А. Фисенко  ДОУ. ОБЖ.   Серия: Детский сад  Издательство: Корифей (2008 г.) Мягкая обложка, 96 стр.

Публикации по теме:

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Фотоочерк «Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек. Часть 10 — «Загадки русских узоров»Фотоочерк «Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек. Часть 10 — «Загадки русских узоров» Вопрос приобщения детей к народному искусству постоянно привлекает к себе внимание педагогов и исследователей детского изобразительного.

Образовательная ситуация «Космическое путешествие» Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация. Цель: активизировать и актуализировать знания, умения и навыки,.

Образовательная ситуация «Ловкие и спортивные» Образовательная ситуация "Ловкие и спортивные" Цель: накопление первичных представлений о соревновании и приобщение к спортивным упражнениям.

Образовательная ситуация по конструированию в средней группе «Кровати для трёх медведей» Цель: Уточнить представление о кровати как предмете мебели, созданном людьми для комфортного и здорового сна.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Друзья для пингвиненка Лоло» Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие Возрастная группа: старшая (5-6) лет Тема: Друзья.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Праздник для птиц» Образовательная область: Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) Возрастная группа: подготовительная.

Образовательная ситуация с дошкольниками «В лес за грибами» Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Возрастная группа: средняя. Тема: «В лес за грибами». Основная цель:.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Юные спасатели» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Физическое развитие» Возрастная группа: старший дошкольный возраст Тема: «Юные спасатели».

Конспект «Маленькие волонтеры» образовательная ситуация с дошкольниками Образовательная область: речевое развитие (приоритетная, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. Возрастная группа:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Секреты русских узоров»
Опубликовано: 23 марта 2019 в 16:01
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД