Лучший педагог года

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет «Чудо радуга»

Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет «Чудо радуга»

Образовательная область : Познавательное развитие.

Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная группа.

Тема: "Чудо радуга".

Основные цели: Сформировать представление о природном явлении радуга. Закреплять представления детей о профессиях: учёного, оператора, тележурналиста.

Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет „Чудо радуга“» размещена в разделах

Развивать приёмы мыслительной деятельности (анализ, синтез обобщение, сравнение, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать элементарные умозаключения. Развивать у детей зрительное внимание и восприятие, память. Развивать исследовательскую деятельность. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе. Содействовать развитию отзывчивости, умению действовать в коллективе.

Дидактические материалы:

Демонстрационный материал:

- Заводная игрушка-робот;

- Бейджик «тележурналист»;

- Обручи, картинки;

- Игра «Найди ошибку».

Раздаточный материал:

- бейджики с надписью «учёный-исследователь»;

- стёклышки, стеклянные многогранники (можно взять от старой люстры);

- листы бумаги;

- цветные карандаши.

Оборудование:

-Диапроектор;

-Логотип городского телеканала;

-Микрофон;

- Бейджик «тележурналист»;

Краткая аннотация к работе: в результате эксперимента, на основе имеющихся знаний и представлений о свете, дожде, объёме дети делают открытие о природном явлении – радуга. У детей развивается логическое мышление, повышается познавательная активность, уверенность в своих силах.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в игровую ситуацию.

Цель: Создание интересной мотивации к познавательной деятельности.

Требования:

-ситуация, включающая детей в игровую деятельность;

- обращение к личному опыту детей;

-создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.

Дети входят в группу и встают около педагога.

- Ребята, посмотрите. Как много у нас сегодня гостей. Подойдите к ним и поздоровайтесь.

Робот – инопланетянин ходит по группе с письмом. Дети обнаруживают послание, просят прочитать педагога.

Педагог читает:

«Меня зовут Абуба. Я представитель внеземной цивилизации. К нам поступила информация, что на территории вашего детского сада расположена научная лаборатория и работают в ней обычные дети ха – ха – ха! Они даже не ходят в школу ха-ха-ха! И не знают, каким должен быть настоящий учёный, чем занимаются ученые-исследователи.»

- Ребята! Он, кажется, смеётся над нами!

Неужели вы не знаете, каким должен быть настоящий учёный? (Он должен быть наблюдательным, сообразительным, любознательным с хорошей памятью)

- Чем занимаются учёные? (Учёные задают много вопросов, ищут на них ответы, проводят опыты и эксперименты, делают открытия)

-Как учёные делятся своими открытиями? (Рассказывают о них в книгах, журналах, по телевизор)

Педагог продолжает читать письмо.

. Если вы сможете «рассекретить» чудесное явление, которое мы наблюдали на вашей планете Земля и рассказать о нём в программе «Новости» городского телеканала, то мы поверим в то, что вы не совсем обычные дети, а учёные, которые делают настоящие открытия и могут поделиться своими знаниями по телевидению.

-Ребята! Вы хотите доказать инопланетянину Абуба, что вы не совсем обычные дети, а учёные - исследователи, которые делают настоящие открытия? (Да)

- Напомните, что нам надо для этого сделать? («рассекретить» чудесное явление, рассказать о нём по городскому каналу в программе «Новости»)

- Ребята! Вы уверены, что сможете «рассекретить» чудесное явление, которое наблюдали на нашей планете Земля Абуба и его друзья? (Да)

2. Актуализация в игровой ситуации.

Цель: Выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Требования:

- актуализация изученных способов действия, знаний, достаточных для построения нового знания.

Абуба и его друзья не знают, как называется чудесное явление, которое нам нужно «рассекретить». Он предлагает нам выяснить это с помощью космических кругов и фотографий, которые он сделал на нашей планете.

Игра «Круги Эйлера»

Цель: Упражнять детей в умении применять круги Эйлера для решения логической задачи, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Дети группируют «фотрграфии». Первая группа - природные явления: снегопад, град, туман, радуга. Вторая группа - предметы, окрашенные в семь цветов спектра: пирамидка, мячик, свитер. В пересечении кругов оказывается радуга т. к. это природное явление, имеет все семь цветов спектра. (Это радуга, природное явление)

-Вспомните, когда мы можем наблюдать радугу? (Чаще летом, во время дождя или после)

- Что нужно для того, чтобы на небе появилась радуга? (Капельки дождя, солнце.)

- Вспомните! Как, иногда, говорят поэты про свет дневного неба и солнца? (Белый свет)

- Какого цвета дождь? (Дождь бесцветный, прозрачный.)

- Ребята! Как же тогда получается радуга? Свет белый, капельки дождя прозрачные. (солнышко раскрашивает, это такое чудо оно само появляется)

- Где мы можем проверить наши предположения? (В «научной лаборатории», мы можем провести эксперимент)

3. Затруднение.

Цель: Организация анализа детьми возникшей ситуации. Подведение их к выявлению места причины затруднения.

Требования:

- создание ситуации затруднения;

- фиксация в речи причины затруднения.

Дети проходят в научную лабораторию. Надевают фартуки, бейджики «учёный-исследователь».

Рассматривают и отбирают предметы необходимые для опыта.

- Что нам заменит луч света? (Диапроектор, фонарики)

Педагог включает диапроектор.

- Что нам может заменить капельки дождя? (Стёклышки)

- Почему? (Потому что они прозрачные, как капельки дождя)

Дети направляют стёклышки к лучику света.

- Получились разноцветные лучики света? (Нет)

- Как проходит лучик света через стекло? (ему ничего не мешает, луч света проходит свободно)

- Как вы думаете, почему не получаются разноцветные лучики? (Стекло плоское, а капельки дождя объёмные)

- Что же нам делать? (Надо взять другие предметы, которые не плоские, а объёмные)

- Где мы можем найти необходимые предметы? (Мы можем поискать в «Волшебном чемоданчике» профессора Всезнамуса, мы всегда находим в нём, что нам нужно).

4. Открытие нового знания.

Цель: Организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.

Требования:

- организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;

- фиксация знания в речи и знаково;

- создание ситуации успеха.

Дети в «волшебном чемоданчике» профессора Всезнамуса находят стеклянные многогранники.

- Почему вы взяли стеклянные многогранники? (Они объёмные, прозрачные, больше похожи на капельки дождя, чем плоские стёклышки)

Самостоятельно проводят эксперимент. Дети направляют многогранники к лучику света.

(Получилась радуга! Мы видим разноцветные лучики)

- Может ли луч света проходить сквозь многогранник прямо, так же как через стекло? (Нет)

Педагог предлагает рассмотреть многогранники.

-Почему? (На стеклянных «капельках» есть неровности, уголки, грани)

- Ребята! Когда лучи света проходят сквозь стеклянный многогранник или через множество капелек дождя, то они преломляются, «ломаются», меняют своё направление и распадаются на несколько разноцветных лучей.

-Сколько разноцветных лучей у радуги? (Семь)

- Назовите их последовательно сверху вниз. (Красный, оранжевый, жёлтый)

Что нужно сделать дальше, чтобы сохранить результаты наших исследований? (Записать результаты)

Дети фиксируют результаты своих исследований, делая схематические рисунки. С правой стороны – радуга, с левой – лучи света.

- Ребята! Через что должны пройти лучи света, чтобы получилась радуга? (Через стеклянные «капельки», через множество капелек дождя)

Дети дорисовывают капельки дождя, либо рисуют многогранник.

- Что происходит с лучиками света, когда они проходят сквозь стеклянные «капельки» или через множество капелек дождя? (Они «ломаются», преломляются, меняют своё направление и распадаются на разноцветные лучики)

- Ребята! Радуга вызывает у меня чувство радости! А вы, что чувствуете? (Радость, веселье)

Мне хочется прочитать стихи! Давайте вместе!

Гляньте: радуга над нами,

(нарисовать рукой над головой полукруг)

Над деревьями,

(руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)

Домами, (руки сложены над головой крышей)

И над морем, над волной,

(нарисовать волну рукой)

И немножко надо мной

(дотронуться до головы)

- Молодцы! Вы, как настоящие учёные – исследователи сделали своё открытие, «рассекретили» природное явление под названием радуга!

Дети снимают бейджики, фартуки.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Цель: Закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.

Требования:

- соответствие используемых игр цели занятия;

- индивидуальные затруднения в играх;

- ситуация успеха в совместной деятельности.

Дети вместе с педагогом подходят к инопланетянину Абуба, который составил радугу.

Игра «Найди ошибку у Абубы»

Игра «Составь радугу

Цель: Закреплять представление детей о последовательности семи цветов спектра; Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

Абуба радостно сообщает, что он всё понял!

- Если на небе появилась радуга, значит, скоро должен начаться дождь!

- Ребята! Верно, ли рассуждает Абуба? (Нет)

Что нужно для того, чтобы на небе появилась радуга?

(Нужно, чтобы солнце встретилось с капельками дождя. Лучики солнечного света проходят через множество капелек воды. Они изменяют своё направление, преломляются, «ломаются» и распадаются на цветные лучики. Вот так появляется радуга)

Абуба восхищается детьми.

- Ребята! Вы действительно не совсем обычные дети, а учёные исследователи, которые смогли «рассекретить» чудесное явление под названием радуга. Но настоящие учёные могут поделиться своими открытиями.

6. Осмысление.

Цель: Организация рефлексии и самооценки деятельности.

Требования:

- организация анализа детской цели;

- фиксация нового знания в речи;

- определение выполнения взрослой цели.

- Ребята! Вспомните, что мы ещё должны сделать, чтобы доказать Абуба и его друзьям, что вы не совсем обычные дети, а учёные - исследователи, которые делают настоящие открытия. (Мы должны рассказать о своём открытии по телевидению! В новостях! По городскому каналу)

- Конечно, мы как настоящие учёные должны рассказать о своём открытии.

- Что нам нужно для этого приготовить? (Нам нужен оператор, чтобы он сделал съёмку, тележурналист, который будет вести новости из нашей лаборатории)

Педагог надевает очки, бейджик «Тележурналист». Предлагает оператору подойти поближе.

- Здравствуйте! Я тележурналист, меня зовут Ромакина Анастасия Александровна.

- Уважаемые учёные – исследователи, для чего вам нужно выступить на телевидении?

(Мы должны доказать Абуба, что мы настоящие учёные – исследователи, у нас есть научная лаборатория, мы умеем проводить опыты и эксперименты; хотим поделиться своим открытием с жителями других планет)

Ну что ж, пора выходить в прямой эфир и познакомить всех с научным открытием!

-Итак, прямое включение из научной лаборатории. Вас приветствует тележурналист программы новостей городского телеканала Ромакина А. А.

-Вот молодые учёные - исследователи, которые решились на трудный шаг. В лаборатории «Почемучка» по просьбе представителя внеземной цивилизации было проведено исследование о природном явлении - радуга.

- Уважаемые научные сотрудники! Что нужно для того, чтобы на небе появилась радуга? (Нужно, чтобы солнце встретилось с капельками дождя)

-Почему радуга разноцветная? Свет белый, капли дождя прозрачные? Как происходит это чудо?

(Лучи солнечного света падают на множество капелек воды, они изменяют своё направление, преломляются, «ломаются» и распадаются на цветные лучики)

- Сколько цветов у радуги (Семь)

- Какие цвета у радуги? И в какой последовательности они появляются? (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)

- Как вы думаете, получилось ли у вас доказать Абуба, что вы настоящие учёные-исследователи? (Да)

-Какие личные качества помогали вам в ходе исследования? (Сообразительность, хорошая память, внимательность, любознательность, наблюдательность, дружелюбие)

- Думаю, что ваше открытие принесёт пользу всем телезрителям, в том числе и представителю внеземной цивилизации Абуба.

- Наша программа подошла к концу. Мы прощаемся в вы! До новых встреч!

- Всё снято!

-Ребята! По-моему, у нас всё здорово получилось! Диск с записью программы «Новости» мы отдадим нашему пришельцу Абуба.

Абуба благодарит и соглашается с тем, что в этом детском саду не совсем обычные дети, а учёные - исследователи, которые делают настоящие открытия и как настоящие учёные не боятся делиться своими открытиями даже с представителями других цивилизаций.

- Дорогие наши гости! Вы как считаете, обычные ли, дети у нас в саду? (гости хвалят детей)

- Ребята, попрощайтесь с гостями.

Дети подходят к гостям и прощаются.

Публикации по теме:

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Внутри, снаружи» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Внутри, снаружи» Основные цели:.

Конспект образовательной ситуации по аппликации с дошкольниками 4–5 лет «Автобус» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Возрастная группа: средняя группа, 4 -5 лет Тема: «Автобус» (открытие нового.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Часы и время» Образовательная область: познание. Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет). Тема: «Часы и время». Основные цели: формировать.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 5–6 лет «Порядковый счет» Образовательная область: познание. Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет). Тема: «Порядковый счет». Основные цели: формировать представления.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет «Маленькие волонтеры» .

Конспект образовательной ситуации по рисованию с дошкольниками 3–4 лет «Светлячок» Образовательная область: художественное творчество (рисование) Возрастная группа: младший возраст (3-4 года) Тема: Светлячок Основные цели:.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «На помощь бельчатам» Образовательная область: «Физическое развитие» Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7 лет) Тема: «На помощь бельчатам» Основная.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 4–5 лет «Теремок для друзей» Образовательная область: «Художественное творчество» (аппликация) Возрастная группа: 4-5 лет (средняя) Тема: «Теремок для друзей» Цель:.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 5–7 лет «Зуб Неболей-ка» Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-7.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 4–5 лет «Птичий домик» Образовательная область: художественно-эстетическая Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Тема: «Птичий домик» Основная цель: расширение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет «Чудо радуга»
Опубликовано: 24 августа 2019 в 11:30
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД