Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации «Круг»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа: вторая младшая группа
Тема: «Круг»
Основные цели:
- сформировать представление о круге, как общей форме некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки;
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
- закрепить счёт до двух, умение сравнивать предметы по свойствам;
Публикация «Конспект образовательной ситуации „Круг“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
- закрепить знания о сказочных героях из страны Смешариков;
- тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, воображение, двигательную и тактильную память, логическое мышление, творческие способности.
Дидактические материалы:
Демонстрационный: изображения Смешариков через интерактивную доску, изображение автобуса без колёс, два колеса пятиугольной формы, сундуки.
Раздаточный: объёмные круги на каждого ребёнка (пособие «VAY TOY», картинки с изображением круглых предметов по одному на каждого ребёнка.
Оборудование: 2 мольберта, компьютер, змейка-шагайка (пособие по ФИЗО).
Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации, которая проводится в игровой форме, у детей формируется представление о круге, как общей форме некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки. Сюжет занятия был построен на основе мультсериала «Смешарики». На протяжении всей образовательной ситуации дети играют и помогают героям мультсериала (покупают колёса в магазине, знакомятся с предметами одинаковой формы, рисуют пальчиком форму друг у друга на спине, ремонтируют автобус, покупают подарки круглой формы для Кроша). Средствами выполнения задач являлось игровое напольное пособие «VAY TOY». Во время физкультминутки, а также для закреплении знаний о круге, применялось пособие по ФИЗО «змейка-шагайка».
Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
- Ребята, знаете ли вы, кто такие Смешарики? (Ответы детей)
- Посмотрите они пришли к нам в гости. (Изображение на экране)
- Кто это? (Ёжик)
Аналогично с остальными персонажами (Нюша, Совунья, Копатыч, Кар-Карыч, Бараш, Лосяш, Пин, Крош).
- Живут эти друзья в стране Смешариков.
Крош пригласил всех своих друзей на день рождения. Собрались Смешарики и стали думать, на каком транспорте добраться всем вместе до Кроша. Решили купить автобус. Купили, а он не движется. Смешарики просят вас о помощи.
- Хотите им помочь?
- А сможете?
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Колесо» (начало)
Дидактическая задача: актуализировать знания детей об общественном транспорте, о свойстве колеса.
- Посмотрите на автобус. Как вы думаете, почему он не движется? (Нет колёс)
- Где их можно взять? (Купить в магазине.)
- Пойдёмте.
- Вот и пришли. Посмотрите сколько колёс! Они наверное очень тяжёлые.
Как же мы их донесём? (Покатим.)
- Берите. Покатили!
3. Затруднение в игровой ситуации.
3.1 Игра «Колесо» (продолжение)
Дидактические задачи:
создать мотивационную ситуацию для выделения формы круга,
сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
- Ой, ребята, а Смешарики почему-то смеются над нами.
- Ёжик говорит, что это не колёса, а таблетки.
- А Бараш говорит: «Чего это дети прикатили столько тарелок?»
- Копатыч спрашивает: «Зачем детям столько пуговиц?»
- Ребята, а вы как думаете, это колёса?
- Смогли мы договориться со Смешариками? (Нет)
- Мы не смогли договориться со Смешариками, потому что не знаем, что общего у тарелок, таблеток, пуговиц и колёс.
4. Открытие нового знания
Игра «Колесо» (окончание)
Дидактические задачи:
сформировать представление о круге как общей форме некоторых предметов,
сформировать опыт самостоятельного открытия,
тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь и логическое мышление, инициативность.
- Ребята, давайте разберёмся, что же общего у всех этих предметов. Проходите за столы (на столах карточки с предметами).
- Посмотрите, у меня часы. Что у тебя Ева?
- А у тебя, Серёжа?
- Назови свой предмет, Даня.
- Скажите, что общего у всех этих предметов? (Педагог поддерживает ответы детей.)
Вывод: И колёса, и тарелки, и пуговицы, и часы, и таблетки катятся. У всех этих предметов одинаковая форма.
- Давайте покажем это Смешарикам. Обведите указательным пальцем форму предметов, которые у вас в руках.
- Посмотрите как. (Воспитатель указательным пальцем обводит форму тарелочки.)
- А теперь вы (дети обводят пальцем предмет, находящийся у них в руках)
- Положите предметы на стол.
- Найдите себе пару, нарисуйте эту форму по очереди друг у друга на спине.
- Молодцы!
5. Затруднение в игровой ситуации.
5.1 Игра «Неправильные колёса»
Дидактическая задача:
создать мотивационную ситуацию для названия круга;
сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
- Ребята, пока мы рисовали форму, кто-то уже отремонтировал автобус. Как вы думаете, поедет теперь автобус? (Нет.)
- Почему? (Неправильные колёса.)
- Как же нам Смешарикам сказать, что это неправильная форма колёс? Возникает затруднение. Если кто-нибудь из детей правильно называет форму круга, то воспитатель создает «коллизию», задав, например, вопрос:
- А Бараш утверждает, что это квадрат! Кто же прав?
6. Преодоление затруднения
Игра «Колёса для автобуса»
Дидактические задачи:
познакомить детей с названием круга,
сформировать опыт самостоятельного преодоления способом «спросить у того, кто знает»,
тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь и логическое мышление.
- Что нужно сделать, если чего-то не знаете? (Спросить.)
- У кого можете сейчас спросить? (У вас.)
- Спросите у меня. (Как называется форма предметов)
- Общая форма, которую имеют и колеса, и таблетки, и тарелки, и часы называется кругом.
- Значит, какими должны быть колёса у автобуса? (Круглыми.)
- У кого сейчас были круглые колёса? Принесите их.
- Как вы думаете, с круглыми колёсами автобус поедет?
7. Включение нового знания в систему знаний.
Игра «Подарок»
Дидактическая задача:
закрепить представление о круге, определять и называть форму круга,
развивать речь.
- Теперь друзья могут отправится на день рождения Кроша.
- Крош любит получать только подарки круглой формы.
- Давайте пройдём в магазин подарков.
- Хотите?
- Дорога к этому магазину опасная. Там лужи и грязь.
- Посмотрите вперёд. Как можно пройти в магазин? (По кочкам.)
- Дорога опасная, знаете, кто первым пойдёт? (Мальчики.)
- Выбирайте подарки для Кроша.
- Я подарю Крошу круглый торт.
- Что ты, Маша, подаришь? (Круглые часы.)
- А ты, Серёжа? (Круглую тарелочку.)
- А ты, Ева? (Круглое зеркало.) (Надувной круг, бублик, пуговицу.)
- Идём обратно.
- Как пойдём? (По кочкам.)
- А кочки, какой формы? (Круглой.)
- Как скажем? (Круглые кочки.)
Воспитатель собирает (предметы-карточки) подарки для Кроша в сундучок.
8. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
- Кому мы сегодня помогали? (Смешарикам.)
- Как мы помогли Смешарикам?
- Помогли правильно подобрать колёса для автобуса, потому что мы знаем форму колёс. Она называется кругом.
- Молодцы. Спасибо.