Ольга Жарикова
Образовательно-воспитательная работа по ОБЖ и экологии с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимость формирования ценностей здорового образа жизни продиктовано современной экологической ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей. Человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой поэтому очень важно формирование у ребенка бережного отношения к природе и его обитателям. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Если запретов будет слишком много - ребенок не сможет выполнить их в полной мере и неизбежно будет их нарушать.
Публикация «Образовательно-воспитательная работа по ОБЖ и экологии с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Безопасность - не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Поэтому главное внимание в процессе воспитания и обучения мы уделяем организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему мы учили детей они должны применять в реальной жизни и на практике.
В процессе обучения и воспитания мы рассматриваем следующие темы: «В природе все взаимосвязано»; «Загрязнение окружающей среды»; «Ухудшение экологической ситуации»; «Бережное отношение к живой природе»; «Ядовитые растения»; «Контакты с животными»; «Восстановление окружающей среды».
Основные задачи, которые я ставлю перед собой это: развивать у детей понимание того, что планета Земля - наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек - часть природы; воспитывать у детей природоохранное поведение, развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению и другие.
Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за детей. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
В настоящее время «Основы безопасности жизнедеятельности» - обязательный предмет в общеобразовательной школе.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» 11.11. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной индивидуальные и возрастные особенности детей.
В 2010-2011 учебном году по основным разделам программы (ребёнок и другие люди; ребёнок и природа; ребёнок дома; здоровье ребёнка; эмоциональное благополучие ребёнка и ребёнок на улицах города) были проведены следующие занятия:
На занятии «Улица полна неожиданностей» дети знакомились с правилами поведения во дворе и на улице. Мы учили детей видеть то. что представляет опасность для их жизни и здоровья. Для большей наглядности занятие проводили, используя «настольную дорогу». Создавалась проблемная ситуация (например, пешеход переходил дорогу на красный свет или в неположенном для перехода месте; дети катаются на санках с горки, которая находится рядом с проезжей частью). Эту ситуацию пытались разрешить совместно с детьми. Успешному усвоению правил поведения на улице способствовала д/игра «Лото осторожностей». На картах лото изображены жизненные ситуации, «осторожности», попадая в которые ребёнок оказывается в опасности. На маленьких карточках изображено то. как нужно поступить в каждой ситуации, чтобы избежать неприятных последствий. Чтобы получить маленькую карточку, ребёнок должен описать возможные последствия «осторожности»; изображённой на большой карте. Таким образом лучше происходит запоминание правил поведения на улице.
. На занятии «Береги себя» мы расширяли представления детей о том, какое поведение опасно, когда ребёнок остаётся дома один, как суметь избежать опасности, соблюдать меры предосторожности, учили детей пользоваться телефонами скорой помощи, милиции, пожарной службы. Специально обыгрывались типичные ситуации опасных контактов с незнакомыми людьми. Роль взрослого, который уговаривал ребёнка пойти с ним куда-либо, обещая подарить игрушку или дать конфету, мороженое, обычно брал на себя воспитатель. Детям на занятиях объяснялось, что в случае если они потерялись на улице, им следует обратиться к какому-нибудь взрослому, сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона. а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, свои имя и фамилию. В работе была использована книга Лидии Сибиряковой «Опасные приключения Ванечки и Манечки». В ней в форме мини-рассказов говорится о сложных, а иногда и опасных ситуациях, в которых могут оказываться дети по беспечности, неосмотрительности, а иногда просто по незнанию элементарных правил безопасности.
Два занятия было посвящено теме: «Если хочешь быть здоров!». Мы объяснили детям, что здоровье - одна из самых главных ценностей жизни. Болезнь является причиной плохого настроения, неуспеваемости в школе, поэтому каждый должен заботиться о своём здоровье. На этих занятиях дети получили представления об устройстве и функционировании человеческого организма; поняли, что необходимо бережно относиться к себе : не ковырять в ушах острыми предметами, чтобы не повредить ухо; не есть слишком горячего и холодного, сладкого не грызть орехи, регулярно чистить зубы - чтобы зубы не болели; не трогать чужих кошек и собак, не надевать чужую одежду и обувь и не давать надевать свою; после посещения туалета и прогулки обязательно мыть руки с мылом. Детям на занятиях рассказывали о значении профилактики заболеваний, о том. что необходимо закаливать свой организм, употреблять пищу, богатую витаминами, соблюдать режим дня, чтобы не заболеть.
По разделу ребё нок и природа детей знакомили с проблемами загрязнения окружающей среды: уничтожаются леса, истребляются многие звери, птицы; строятся заводы и фабрики, которые отравляют воздух, загрязняют воду и почву. Детям объясняли, что ухудшение экологической ситуации представляет определённую угрозу здоровью человека (нельзя пить некипячёную воду, необходимо тщательно мыть фрукты и овощи перед тем, как их съесть). С детьми была проведена беседа о съедобных и ядовитых грибах. Дети поняли, что никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать в сыром виде. Для закрепления материала использовали настольные игры-классификации, игры с мячом в «съедобное - несъедобное».
Теперь несколько слов о разделе «Эмоциональное благополучие ребёнка». Мы считаем, что основным условием эмоционального благополучия является создание благоприятной атмосферы для детей. Мы стараемся, чтобы отношения детей основывались на взаимном доверии и уважении друг к другу. Любые конфликтные ситуации используются нами для приобретения детьми опыта разрешения конфликтов.
Эффективность данной программы в большой степени зависит от положительного примера взрослых, поэтому значительное внимание уделяется работе с родителями :
1. сделаны ширмы для родителей по экологическому воспитанию дошкольников и о том, как правильно одеть ребёнка в помещении и и а прогулке в зависимости от температуры воздуха;
2. подготовлен материал в папку «Для вас родители!»; «Памятка для родителей детей старшего дошкольного возраста по обучению их правилам дорожного движения»; «Туристы, берегите природу!»; «О полые накаливания»; «Не причините себе вреда»; «Осторожно, ядовитые растения!»; «Берегите лекарственные растения»; «Внимание: ядовитые грибы».
3. Проводятся беседы с родителями по различным разделам программы, в которых мы выясняем, применяют ли дети на практике те знания, которые получают на занятиях в детском саду.
Работа по данной программе осуществляется в тесном контакте с экологическим. умственным. физическим воспитанием, работой по развитию речи и познанием социальной действительности.