темнякова елена
Образовательный проект «Доброта и труд рядом живут»
▼ Скачать + Заказать документы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Автор проекта :
Темнякова Елена Николаевна
воспитатель первой категории
Оренбург, 2023 учебный год
Труд – это могучий воспитатель
в педагогической системе воспитания
А. С. Макаренко.
Пояснительная записка
Если с детства вырабатывать в себе терпение, настойчивость и трудолюбие, можно многого достичь.
Публикация «Образовательный проект „Доброта и труд рядом живут“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2023
Одной из важнейших задач подрастающего поколения является трудовое воспитание.
Что такое труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.
Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.
В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.
Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.
В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Цель проекта : Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста, а у родителей – желание приобщать детей к посильному труду.
.
Задачи проекта :
1. Воспитывать желание трудиться.
2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
3. Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, взаимовыручку, проявление заботы друг о друге ответственность за общее дело
4. Разъяснять детям значимость их труда в жизни каждого человека.
5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым.
6. Учить доводить начатое дело до конца
Виды труда дошкольников :
• Самообслуживание
• Хозяйственно-бытовой труд
• Труд в природе
• Ручной труд
Формы организации труд :
• Поручения
• Дежурства
• Коллективный труд (общий, совместный).
Формы ознакомления детей с трудом взрослых :
Наблюдения
Чтение художественной литературы
Рассматривание картин и иллюстраций
Дидактические игры
Создание необходимых условий и подготовка атрибутов для сюжетно - ролевых игр
Организация посильной помощи взрослым
Рассказы взрослых о разных профессиях
Организация совместного посильного труда детей дошкольного возраста с взрослыми
В основе работы с детьми по проекту, лежат принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию:
1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым способствующего саморазвитию.
2. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
3. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
4. Принцип дифференциации, учета индивидуальности направлен на обеспечение оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения познавательной деятельности, с учетом накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
Ожидаемый результат
Сформированность ответственного отношения к полученному заданию. Выполнять коллективные и индивидуальные поручения, понимать значение результатов своего труда, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных. Уметь выполнять посильный труд в уголке природы, помогать дома маме и папе. Уметь помогать воспитателю, приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование. Знать профессии близких людей, подчеркивая значимость их труда.
Повысить родительскую культуру в вопросах трудового воспитания детей средней группы. Продуктивное взаимодействие родителей с детьми. Пополнить инвентарь по труду.
Вид проекта краткосрочный, на январь 2023 учебный год.
Тип проекта познавательно-практический
Пути решения проекта :
- обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
-учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
-разработать систему реализации идей на основе реальной
практики и возможностей конкретного ДОУ;
-оценить риски реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
уважение к труду и желание помогать старшим;
устойчивый интерес к трудовым поручениям и посильному труду у воспитанников группы;
развитые трудовые способности;
трудолюбие, ответственное отношение к труду;
осознание родителями важности трудового воспитания дошкольников.
Этапы реализации проекта :
Реализация проекта рассчитана на 2 недели: с 16.01.2023 по 27.01.2023
1. Подготовительно-проектировочный этап
2. Практический этап
3. Обобщающе-результативный этап
№ ЭТАПЫ ЦЕЛЬ СРОКИ
1 Подготовительно-проектировочный этап.
Определение темы проекта.
Подбор материалов по теме проекта. Подбор игр (дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных).
Составление перспективного планирования основного этапа проекта. Обсуждение целей и задач проекта с детьми. Пополнение видеотеки - фильмами, мультфильмами, презентациями по труду. Развивать у детей умения помогать взрослым. 16 января - 2023г.
2 Практический этап
Развить у детей интерес к изучению окружающего мира.
Создать условия по реализации проекта.
Организация коллективного труда по уборке групповой комнаты. Организация трудовых поручений и работы с дежурными.
Проведение мероприятий. Коллективный труд : «Ремонт книг». Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества. Поддерживать интерес к ролевой игре, уметь применять ранее полученные знания в игре. Создание лэпбука по теме: «Трудовое воспитание». 17 января 2023г – 26 января 2023г.
3 Обобщающе-результативный этап
Представление творческого отчета. Анализ результативности.
Обработка и оформление материалов проекта. Фотовыставка «Вот такой я помощник!». Подготовка методического материала для публикации на личном сайте 27 января 2023г.
Этапы реализации проекта :
1 этап – Подготовительно-проектировочный этап : 16 января 2023г.
Задачи:
1. Выявить уровень знаний детей о труде и умение применять эти знания на практике.
2. Создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в проекте.
Мероприятия Цели и задачи
Совместная деятельность педагога с детьми:
Подбор презентаций, видеороликов, мультфильмов, дидактических и сюжетно – ролевых игр. Выявить уровень знания детей о труде.
Обсуждение целей и задач проекта с детьми.
Пополнение видеотеки - фильмами, мультфильмами, презентациями о видах труда.
Развивать у детей умения помогать взрослым.
Работа с родителями:
1. Анкетирование родителей на тему «Трудовое воспитание в семье».
2. Консультация «Трудовое воспитание в семье - надо начинать с раннего возраста»
-информировать родителей о том, какую пользу приносит трудовое воспитание в развитии эмоциональных качеств, трудолюбия, сдержанности ребенка.
2 этап – Практический этап: 17 января - 26 января 2023 г.
Задачи:
1. Реализовать в работе с детьми комплекс мероприятий, направленный на развитие познавательных способностей и поисковую активность детей.
2. Создать единый детско-взрослый коллектив.
1 неделя
Мероприятия Цели и задачи
Совместная деятельность педагога с детьми:
1. Беседа «Всему свое место». Упражнение «Выверни колготки» Упражнение «Расставим стулья».
Отгадывание загадок о предметах, которые необходимы в труде.
2. Рассказ помощника воспитателя о своей работе. Привлекать детей к помощи помощнику воспитателя (убрать салфетницы и хлебницы). Помочь помощнику воспитателя развесить полотенца в умывальной комнате. Игра «Подбери предметы и опиши действие»
3. Беседы с детьми «Зачем нужно трудиться?»
Чтение и беседа по произведению К. Чуковский «Федорино горе»
4. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о труде. Протирание пыли в игровых уголках.
Пальчиковая игра «Как мы маме помогаем» Закрепить умение убирать игрушки после игры на свои места; воспитывать бережное отношение к ним, самостоятельность, жажда трудиться. Учить детей правильно выворачивать колготки; воспитывать любовь к порядку.
Довести до сознания детей важность работы помощника воспитателя; воспитывать уважение к труду помощника воспитателя, желание ей помогать.
Донести до детей мысль, что только труд помогает добиться желаемого в жизни, воспитывать трудолюбие, уважительное отношения к труду других людей, развивать познавательные процессы. Учить детей внимательно слушать произведение, развивать усидчивость, внимание.
Поддерживать желание детей принимать участие в труде со взрослыми. Развивать у детей речь, память, мелкую моторику рук.
Работа с родителями:
Консультация «Как ребенка приобщить к труду» - направить родителей на совместную с детьми деятельность по проекту.
2 неделя
Мероприятия Цели и задачи
Совместная деятельность педагога с детьми:
1. Полив комнатных растений. Опрыскивание растений водой. Чтение стихотворений о труде.
2. Беседы с детьми на тему «Трудовые поручения», «Дежурство в детском саду».
Дидактическая игра «Сортируем мусор»
3. Беседа «Что мы знаем о профессиях».
Чтение В. Маяковский «Кем быть?»;
Дидактическая игра «Профессии»
Лепка «Инструменты к разным профессиям».
4. Чтение. В. Лившиц «И мы трудиться будем». -Игры «Где мы были не скажем, что делали - покажем», «Накроем стол для куклы». Продолжать знакомить с правильным уходом за растениями; воспитывать заботливое отношение к природе
Вызвать желание у детей помочь в уборке группы, приучать к труду, дежурить в уголке природы. Выполнять добросовестно поручения.
Учить правильно распределять мусор по контейнерам.
Рассматривание иллюстраций о профессиях.
Называть предметы и их назначение. Закрепить название профессий
Учить детей внимательно слушать произведение, развивать усидчивость, внимание. Развивать сообразительность, внимание, мелкую моторику.
Работа с родителями:
1. Консультация «Труд в жизни ребенка».
2. Помощь в изготовлении игры «Профессии». Развивать устойчивый интерес детей и родителей к работе над проектом «Доброта и труд рядом живут»
- привлечь родителей к жизни группы.
- повышать самооценку своего ребенка.
3 этап – Обобщающе-результативный: 27 января 2023г.
Задачи:
1. Анализ результата работы с детьми, соотнесение с поставленной целью.
2. Познакомить родителей с результатами работы по проекту «Доброта и труд рядом живут»
Мероприятия Цели и задачи
Совместная деятельность педагога с детьми
1. Развлечение "Путешествие в мир профессий"
2. Фотовыставка «Я помощник в детском саду».
- выявить уровень знаний детей о труде, отношение к окружающим предметам.
Работа с родителями
1. Презентация проекта «Доброта и труд рядом живут»
- показать родителям результаты работы по проекту «Доброта и труд рядом живут».
- поощрить активных участников проекта.
- привлечь родителей к активному сотрудничеству над проектом в следующем году.
Выводы:
• дети получили необходимые знания о разных профессиях;
• узнали и смогли рассказывать о значимости труда;
• стали старательно и аккуратно выполнять поручения взрослых;
• научились беречь орудия, предметы, материалы труда и убирать их на место после работы;
• у детей сформировались навыки совместной деятельности;
• установились дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь;
• для детей труд стал потребностью.
Ресурсное обеспечение программы
Нормативно-правовые ресурсы
• Закон РФ «Об образовании»
• Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 5.07.2001
• УСТАВ ДОУ
• СанПиНы 2.4.1.2660-10
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
• Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Кадровые ресурсы
В реализации программы принимали участие: Темнякова Елена Николаевна, воспитатель средней группы МДОАУ № 174, помощник воспитателя.
Учебно-методические ресурсы:
Фонд методического кабинета:
• библиотека;
• игротека;
• аудиотека;
• фонотека
Материально-технические ресурсы:
1. Приобретение:
• примерных основных программ дошкольного образования;
• методического обеспечения программ;
• литература по внедрению ФГОС в ДОУ.
2. Приобрести:
• бумагу «Снегурочка»;
• папки;
• файлы.
3. Ресурсы сети Интернет
4. Подписка на СМИ:
• Газета «Дошкольное образование», Издательский дом «Первое сентября»;
• Журнал «Дошкольное воспитание»;
• Журнал «Обруч».
Критерии оценивания проекта
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка, интересом ребёнка к трудовому процессу).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
Выводы: Проект, реализованный в 2023 учебном году, показал свою эффективность в процессе познавательного развития, дети владеют знаниями о видах труда, профессиях окружающих их людей. Владеют элементарными навыками продуктивной деятельности, расширился словарный запас, проявляют бережное и ответственное отношение к окружающим предметам, труду взрослых.
Литература
1. Буре Р. С. Организация труда детей и методика руководства / / Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – М. : Просвещение, 1999.
2. Буре Р. С., Година Г. Н. Учите детей трудиться. Пособие для воспитателя детского сада. - М., 1993. – 207 с.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 187с.
3. Виноградова Н. Ф., Куликова Г. А. Дети, взрослые и мир вокруг. - М., 1993. – 169 с.
4. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М., 1993. – 203 с.
5. Кокорева Н. Н., Бондаренко А. К. Любить труд на родной земле. - М., 1997. – 175 с.
6. Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П. Г. Саморуковой. - М., 1992. – 235 с.
7. Наблюдение и труд детей в природе / Сост. А. Ф. Мазурина. - М., 1996. – 193 с.
8. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2002.- 212 с.
9. Павлова Л. Работа с дошкольниками в уголке природы // Ребёнок в детском саду. - 2005.- №5.- 158 с. 10. Теплюк С. Опыт включения младших дошкольников в первые трудовые действия // Дошкольное воспитание. - 2007.-№3.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Игра «Профессии»
Покажите ребенку различные предметы (пылесос, шприц, кастрюля, ведро). Предложите назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Необходимо соединить эту картинку с картинкой профессией. Например: это половник, он нужен повару, чтобы разливать суп и компот. Или: нож, доска, кастрюля - нужны повару, чтобы приготовить еду.
Игра «Подбери предметы и опиши действие»
Ребенок находит соответствующие картинки: что делает стиральная машинка., кровать.. , грузовик.. , и др. Предложите ребенку показать задуманное действие человека заданным предметом, а Вы, в свою очередь, попробуйте отгадать. Можно посоревноваться: кто больше назовет действий.
Игра «Накроем стол для кукол»
Цель игры. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения. Ход игры: Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.