Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Образовательный проект «Жизнь растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект «Жизнь растений»
разработан творческой группой дошкольного учреждения.
Вид образовательного проекта: познавательный практический, долгосрочный (апрель – июнь)
Цель: развитие интереса у детей старшего дошкольного возраста к жизненным проявлениям растений.
Задачи:
Публикация «Образовательный проект „Жизнь растений“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
• формировать представления о признаках растений как живых существ: двигаются, поворачивают листья, стебель, цветы к солнцу, раскрывают и закрывают лепестки и т. д. ; питаются, дышат; погибают;
• систематизировать представления об условиях необходимых для жизни и роста растений: свет, тепло, вода, воздух.
• развивать умения определять в процессе наблюдений, экспериментирования и труда функцию органов растений: корни всасывают воду, питательные вещества из почвы, удерживают растения в почве, дышат; стебли передают воду, питательные вещества, удерживают ветки, листья, цветы, плоды; листья поглощают свет, дышат, испаряют влагу; цветы дышат, отцветая образуют семена; семена способствуют появлению нового растения,
• формировать умение объяснять наблюдаемое и отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
• воспитывать ответственность за состояние растений ближайшего окружения.
Проблема:
Утром, придя в группу, дети заметили, что в уголке природы появился новый горшок с геранью. Им стало любопытно, кто его принёс. Воспитатель рассказала, что этот цветок принесла бабушка Кати. Ребята обратили внимание, что на нём не было цветов, а листья вялые и тусклые. В то время как в уголке природы стояла точно такая же герань, но с цветами. Дети заинтересовались, почему на одном растении есть цветы, а на другом нет? Маша спросила у воспитателя: «Почему наша герань цветёт, а которую принесли - нет?». «Она ведь точно такая же, как и у нас в группе», – заметил Петя. «Возможно, она стояла в темноте, а может её не поливали или плохо за ней ухаживали» - ответил воспитатель.
- А как мы ухаживаем за растениями в группе и для чего мы это делаем?
- Растения живые, их надо поливать, без воды они завянут, - ответил Тёма.
- А ещё им нужен свет и тепло, - сказала Маша.
Гипотеза:
Растение – живой организм. Растение не может жить без света, воздуха и воды. Когда растение стоит на свету оно растет, если его убрать в темноту оно перестанет расти и может погибнуть. Растение надо поливать, без полива оно засохнет. Растение дышит, у него в листьях есть очень мелкие дырочки, через которые проходит воздух. Нам стало интересно: как можно понять, что растения – это тоже живые организмы? Мы решили провести опыты с растениями и узнать, какие условия необходимы для их жизни и роста.
Предполагаемый результат:
Воспитанники:
• сформированы представления о характерных признаках растений как живых существ;
• сформированы представления об условиях необходимых для роста и жизни растений;
• сформированы умения объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты практической познавательной деятельности в дневник наблюдений;
• сформировалось ответственное отношение за состояние растений ближайшего окружения.
Педагогические работники:
• проявлены умения в планировании работы по познавательной практической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
• повысили уровень профессиональной компетентности в вопросах организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме образовательного проекта;
• подобран современный наглядно-информационный, дидактический материал по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с растениями.
Родители (законных представителей воспитанников):
• повысили уровень педагогической просвещённости по теме образовательного проекта;
• создано единое образовательное пространство учреждения дошкольного образования и семьи по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Конечный продукт:
• выращивание растений в разных условиях на территории учреждения дошкольного образования;
• оформлены:
фотоальбом «Жизнь растений»;
пособия для моделирования в разных видах экологически ориентированной деятельности (модели эколого-систематических групп: живое, растение; модели функции органов живого: корень, лист, цветок; модели, которые помогут детям в организации разных видов деятельности: в наблюдениях, в игровой, речевой и трудовой деятельности)
картотека дидактических игр по теме «Растения»;
картотека экспериментов (опытов) по теме проекта;
дневники наблюдений;
• презентации совместных практических познавательных работ по теме проекта.
Материалы и оборудование: семена растений, оборудование для их выращивания и экспериментов (опытов) (ёмкости, земля, лейки, лопаты, грабли, дневники наблюдений за ростом и жизнью растений, растения уголка природы, дидактические игры; фотоальбомы, книги, открытки о растениях; видеоматериалы, презентации на тему «Растения»; компьютер, мультимедийная техника.
Этапы реализации образовательного проекта
Подготовительный этап (3-4 неделя апреля)
Задачи:
• заинтересовать детей проблемой исследования растений как живых существ;
• развивать умения определять в процессе наблюдений, экспериментирования и труда функции органов растений (корень, стебель, цветок, листья); группировать растения по разным признакам (по жизненной форме, строению листьев, способу использования, месту произрастания);
• воспитывать бережное отношение к растениям ближайшего окружения.
Педагоги:
- Изучение необходимой литературы по теме проекта.
- Планирование проекта.
- Подбор игр для систематизации представлений воспитанников о растениях как живых существах.
- Подготовка оборудования (ёмкости для посадки семян и выращивания рассады, лейки, лопаты, грабли, земля) для проведения познавательной практической деятельности.
Воспитанники:
Общение:
• обсуждение проблемных вопросов: «Нужны ли растения людям?», «Растения - живые или нет?»
• познавательные беседы «Что необходимо растениям для жизни?», «Какие растения бывают?», «Как ухаживать за растениями?»;
• интервьюирование с использованием метода наглядного моделирования «Четыре вопроса»
Игровая деятельность:
• дидактические игры: «С какой ветки детки», «Что изменилось», «Опиши, я отгадаю», «Найди растение по названию», «Посмотри и запомни», «Найди такой же», «Как поступить?»;
• пластические этюды: «Дерево и ветер», «Цветок и солнце»,
«Представь что ты…», «Волшебное превращение зёрнышка».
Познавательная практическая деятельность:
• наблюдения за растениями ближайшего окружения на прогулке
и в уголке природы;
• рассматривание иллюстраций растений, занесённых в Красную книгу Республики Беларусь, энциклопедии «Мир растений».
Художественная деятельность:
• чтение и разучивание стихотворений по теме «Растения»;
• разгадывание загадок о растениях;
• коллаж из детских рисунков «Растения нашего детского сада»;
• чтение рассказов: Т. Ломбина «Почему листья желтеют?», П. Мочалова «Последний лист», Г. Скребицкий «Четыре художника Осень», К. Паустовский из рассказа «Жёлтый цвет».
Трудовая деятельность:
• выполнение трудовых поручений: уборка двора, удобрение, рыхление, полив;
• изготовление эскизов фотоальбома «Жизнь растений».
Родители (законные представители воспитанников):
- Участие в консультации «Роль родителей в проектной деятельности» и мастер-классе «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».
- Сбор новых растений для выращивания на территории учреждения дошкольного образования;
- Участие в подготовке территории учреждения дошкольного образования для посадки новых растений.
Основной этап (май-1-2 неделя июня)
Задачи:
• обогащать представления детей о разнообразии растений; их признаках как живых существ: двигаются, поворачивают листья, стебель, цветы к солнцу, раскрывают и закрывают лепестки и т. д. ; питаются, дышат; погибают; способах ухода за ними;
• стимулировать развитие наблюдательности, интерес к познанию жизнедеятельности растений (процесса роста);
• способствовать формированию умений сбора и анализа информации о жизни растений;
• формировать умение сотрудничать со сверстниками, родителями, содействовать сплочению детского коллектива в совместной деятельности;
• обогащать речь детей с помощью произведений художественной литературы о природе;
• воспитывать настойчивость, целеустремлённость и самостоятельность в сборе информации о растениях, ответственность за состояние растений ближайшего окружения.
Педагоги:
- Проведение в рамках специально организованной деятельности занятий по образовательным областям «Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Развіццё маулення і культура мауленчых зносін», «Изобразительное искусство», «Художественная литература» с использованием тематики «Мир растений».
- Оказание помощи воспитанникам в заполнении и ведении дневников познавательной практической деятельности, совместный анализ их деятельности.
- Организация экскурсии в ближайший парк.
- Изготовление фотоальбома «Жизнь растений».
- Изготовление модели: эколого-систематических групп: живое, растение; функции органов живого: корень, лист, цветок; модели, которые помогут детям в организации разных видов деятельности: в наблюдениях, в игровой, речевой и трудовой деятельности.
Воспитанники:
Решение проблемных задач:
«Растения – живая природа»
Выявить, что, когда света недостаточно появляются слабые, хрупкие, бледные стебли. Рост растений с повышением температуры ускоряется, а с понижением замедляется, когда растениям недостаточно влаги, оно становится безжизненным. (Результаты заносятся в дневник наблюдений, схематическое изображение изучаемого процесса: модель, эколого-систематических групп: живое, растение);
«Как растения дышат»
Выявить, как осуществляется процесс дыхания у растений листьями и корнями. У растений дыхание происходит через устьица на листьях и стеблях, а также через чечевички и трещины в коре.
Выявить, почему при избыточном поливе растения погибает? Если почву залить водой, то в ней не будет воздуха, корни растений не смогут дышать и погибнут, задохнуться. (Результаты заносятся в дневник наблюдений; схематическое изображение изучаемого процесса: модель, функций органов живого).
«Питание растений»
Выяснить, как питается растение. Показать, что корни растений забирают влагу из почвы: вода поднимается по ним и далее по стеблю и веткам, пока не попадёт в сосуды, имеющиеся на листьях, далее она растекается по ним и попадает в каждую клетку. (Результаты заносятся в дневник наблюдений; схематическое изображение изучаемого процесса: модель, функций органов живого).
«Что я знаю о растениях»
(углублять представления детей о значении солнца для роста и жизни растений);
Специально организованная деятельность:
• серия занятий: «Через леса, поля, луга» (о разнообразии растительного мира Беларуси); «Наши зелёные друзья», «Цветочный магазин», «Путешествие в мир растений» (о признаках растений как живых существ; группировка растений по разным признакам: способу использования, месту произрастания); «Путешествие растений по временам года» (соотнесение растений с сезонными изменениями в неживой природе);
• марафон «Травяные уроки» (занятия о цветах и травах);
• серия занятий по изобразительной деятельности: рисование: «Берёзовая роща», «Цветы на клумбе», «Аллея туй», «Зелёная красавица»; лепка: «Дары рябины», «Яблоня в цвету», «Каштановые свечи»; конструирование из природного материала.
Общение:
• обсуждение проблемных вопросов: «Как мы можем беречь растения?», «Человек - друг или враг растениям?»;
• обсуждение вопроса-гипотезы: «Растение завяло, потому что был переизбыток влаги?»;
• беседы-обсуждения: «Растения – это живые существа или нет?», «Что необходимо растениям для жизни?», «В каких случаях дарят цветы?», «Как растения помогают человеку?», «Почему нельзя уничтожать растения?»;
• познавательные беседы: «Зачем растениям нужны листья, стебель, корень?», «Зачем нужны семена (плоды?», «Что прячется в цветке?», «Растения красной книги Беларуси»
• составление описательных рассказов: «Цветы родной земли», «Могущественные деревья», «Лекарственные травы»,
«Красота кустарников»;
• этическая беседа «Послание растений» (почему надо беречь растительный мир);
• объяснение смысла пословиц и поговорок: «Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади». «Больше леса — больше снега, больше снега — больше хлеба». «Зелёная ограда — живая отрада». «Дорого дерево не только плодами, но и листами».
Игровая деятельность:
• дидактические игры: «Узнай растение», «Что изменилось», «Найди по описанию растение», «Магазин цветов», «Где растут цветы», «Вылечи человека», «Загадай, мы отгадаем», «Этажи леса», «У кого какой цветок», «Цветовод», «Найди жёлудь», «Узнай, что в мешочке»;
• игры с перфокартами;
• подвижные игры: «Живая клумба», «Незабудка», «Найди пару», «Раз, два, три к дереву беги!», «Деревья и червяки», «Маргаритка»;
• словесные игры: «Закончи предложения» («Если бы я был деревом…», «Я – дерево-мама!», «Я люблю растения, потому что, «Названия растений»;
• сюжетно-ролевые игры: «Магазин цветов», «В парке».
Практическая познавательная деятельность:
• наблюдение за растениями на территории учреждения дошкольного образования;
• совместные экскурсии в ближайший парк;
• виртуальные экскурсии «Удивительный мир растений»;
• составление моделей: эколого-систематических групп; функции органов живого; модели, которые помогут детям в организации разных видов деятельности: в наблюдениях, в игровой, речевой и трудовой деятельности;
• коллекционирование фотографий, иллюстраций о растениях Беларуси;
• проведение акций «Посади растение», «Зелёная тропа», «Сохраним зеленую елочку».
Художественная деятельность:
• чтение произведений о природе и рассматривание иллюстраций к ним (М. Пришвин «Этажи леса», «Золотой луг», Г. Скребицкий «На лесной поляне», А. Твардовский «Лес осенью», К Каліна «Зімовы дуб» и др.);
• выполнение творческих заданий;
• оформление плакатов: «Берегите цветы!», «Не ломайте ветви деревьев!», «Берегите природу!»;
• участие в конкурсе рисунков «Жизнь растения».
Трудовая деятельность:
• выполнение трудовых поручений: уборка двора, удобрение, рыхление, полив;
• посадка растений: кустов, цветочной рассады.
Родители (законные представители воспитанников):
- Чтение художественной литературы с детьми по теме проекта.
- Рассматривание иллюстраций по теме проекта.
- Проведение совместных с детьми индивидуальных исследований по обогащению представлений о жизни и росте растений.
- Посадка новых растений.
- Совместные экскурсии с детьми в Ботанический сад, в парки;
- Подготовка фотоотчётов и презентаций.
Заключительный этап (3-4 неделя июня)
Задачи:
• систематизировать представления детей о признаках растений как живых существ и условиях необходимых для их жизни и роста;
• развивать навыки общения и связного речевого высказывания в процессе презентаций своих исследований о признаках растений как живых существ;
• формировать умение анализировать собранную информацию; стимулировать желание публично представлять результаты своих исследований;
• поощрять стремление принимать участие в мероприятиях; брать на себя посильные поручения и добросовестно их выполнять.
Педагоги:
- Оформление фотоальбома «Жизнь растений».
- Оформление пособий для моделирования в разных видах экологически ориентированной деятельности.
- Составление картотек экспериментов (опытов) по теме проекта.
- Анализ проведённой работы познавательной практической деятельности.
- Презентации совместных исследовательских работ по теме проекта.
Воспитанники:
- Коллективное обсуждение результатов проекта.
- Презентация практических познавательных работ о жизни и росте растений.
- Оформление дневников наблюдений.
Родители (законные представители воспитанников):
- Участие в оформлении фотоальбома «Жизнь растений».
- Участие в совместных с детьми презентациях практической познавательной деятельности и фотоотчётов.