МААМ-картинки

Образовательный проект «Развитие словаря дошкольника» для воспитателей ДОУ

светлана соснина
Образовательный проект «Развитие словаря дошкольника» для воспитателей ДОУ

Образовательный проект «Развитие словаря дошкольника»

Соснина Светлана Валерьевна,

Воспитатель старшей группы,

МБДОУ Д. С. № 45 г. Новокузнецка

Актуальность.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Публикация «Образовательный проект „Развитие словаря дошкольника“ для воспитателей ДОУ» размещена в разделах

Развитие словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Задачи.

1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.

2. Обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов:

-овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям.

-освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений

-проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.

3. Активизировать словарь (то есть не только знания слов, но и введение их в практику общения).

Рекомендуемые методы работы:

1. Чтение художественной литературы.

2. Беседы, цель которых углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей.

3. Рассказы по картинам.

4. Дидактические игры.

5. Использование иллюстраций.

6. НОД по лексическим темам.

Методические рекомендации.

-Расширять, закреплять и активизировать словарь детей в процессе НОД, дидактических игр, бесед, повседневного общения.

-На непосредственно образоваетльной деятельности использовать описания предметов и обучение отгадывать и загадывать загадки.

-НОД по описанию предметов можно проводить в форме известной игры «Чудесный мешочек». Чтобы направить внимание детей на выделение большего числа признаков, использовать игровую форму задания: «Кто увидит и назовет больше?»

-Уделить внимание на непосредственно образовательной деятельности по обучению отгадывания загадок. Особая ценность этих НОД для решения задач словарной работы заключается не только в том. что на них осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря. Но и в том, что они помогают ребенку проникнуть в образный строй русской речи.

-Кроме специальных НОД закрепление и активизацию словаря следует осуществлять и в процессе ряда дидактических игр и игровых упражнений, которые необходимо проводить как на непосредственно образовательной деятельности, так и повседневной жизни. Особенно полезно использовать словесные дидактические игры типа «Скажи наоборот», «Краски», «Да и нет», «Продолжай дальше» и т. д.

Так, как объем и качество словаря во многом зависит от того, насколько полноценным является его общение, необходимо беседовать с дошкольниками, задавать вопросы. Создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком.

Материал, необходимый для решения

данной проблемы.

1. Дидактический материал.

2. Иллюстративный, наглядный материал.

3. Перспективный план по лексическим темам.

4. Система конспектов НОД.

5. Тематический словарь.

6. Подборка загадок по лексическим темам.

Деятельность педагога:

1. Изучение литературы по данной теме с целью пополнения знаний.

2. Разработать конспекты НОД по разделу: Развиваем речь детей, по лексическим темам.

3. Разработать конкурсы, праздники, досуги.

4. Подобрать иллюстративный материал.

5. Создать подборку дидактических игр.

6. Наработать консультации для родителей.

7. Составить словарь по лексическим темам для детей.

8. Сделать подборку загадок по лексическим темам.

9. Подобрать материал для бесед с детьми.

Деятельность детей.

1. Беседы, НОД.

2. Общение.

3. Отгадывание загадок.

4. Составление рассказов.

5. Чтение художественной литературы.

6. Праздники, досуги, развлечения.

7. Дидактические игры.

8. Словесные игры.

9. Знакомство с предметами, явлениями.

10. Наблюдения.

Деятельность родителей.

1. Общение с детьми.

2. Беседы.

3. Экскурсии в театр, цирк, зоопарк, лес, музей.

4. Поездки в другие города.

Предполагаемый результат.

Расширенный круг представлений детей об окружающем. Умение выразить свои знания в словах, называть воспринимаемый объект:

1. Знание детьми большого количества слов (существительных, прилагательных, глаголов, наречий).

2. Точное понимание детьми смыслового значения каждого усвоенного ими слова.

3. Систематизированный словарный запас.

4. Знание переносных значений слов («Золотая осень» «Светлая голова» и т. д.).

5. Простейшие навыки словообразования.

6. Умение отличать «родственные» по своему смысловому значению слова, имеющие общий корень.

Срок осуществления проекта:

2 учебных года.

Публикации по теме:

Современные аспекты развития речи дошкольника. Речевое развитие дошкольника 5–6 лет «Современные аспекты развития речи дошкольника» Тема: Речевое развитие дошкольника 5-6 лет. Воспитатель: Кожемякина Ксения Иосифовна МБДОУ.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Консультация «Развитие речи детей в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Цель: 1. Систематизировать знания педагогов.

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие глагольного словаря у дошкольников с ОНР в соответствии с ФГОС» слайд 1 В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается устная речь, так как в этот период создаются благоприятные условия для ее.

Консультация для воспитателей «Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольника» Консультация для воспитателей "Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольника"В соответствии с ФГОС ДО, принятым в Российской.

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДОУ» Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Во-первых, в связи с введением.

Методы и приемы развития и обогащения словаря дошкольника в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы Актуальность темы диктуется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [п. 2.6], где.

Образовательный проект «Развитие экспериментальной деятельности детей через знакомство со свойствами воды» Тип проекта: исследовательский, групповой. Продукты деятельности: Отчеты – презентации проведенных исследований, детей вместе с родителями.

Проект «Развитие речи младшего дошкольника через театрализацию» Проект «Развитие речи младшего дошкольника через театрализацию» Автор проекта: Воспитатель МБДОУ «Есаульский детский сад» Кишкорева.

Родительско-педагогический проект — способ включения родителей в образовательный процесс ДОУ Воспитатели и родители преследуют единую цель – воспитать счастливого ребенка. Поэтому мы решили построить совместную работу таким образом,.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через математические игры» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект «Развитие словаря дошкольника» для воспитателей ДОУ
Опубликовано: 19 июня 2017 в 13:37
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД