Ольга Бугримова
Образовательный проект «Талантливые ручки» (нетрадиционное рисование как одно из средств коррекции зрения)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок"-утверждал В. А. Сухомлинский.
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Однако в настоящее время все больше появляются новые или забытые старые разнообразные изобразительные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изодеятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения.
Публикация «Образовательный проект „Талантливые ручки“ (нетрадиционное рисование как одно из средств коррекции зрения)» размещена в разделах
Поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми нетрадиционными изобразительными технологиями. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т. п.
Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат. Изобразительная деятельность детей с нарушением зрения нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных процессов мелкой моторики, а, в конечном счете, интереса к самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.
В процессе такой работы по мере тренировки движений рук корректируется состояние зрения детей. Большое значение имеет и совместная деятельность детей и педагога.
Практика показывает:
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально- положительное отношение к деятельности,
нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.
творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное.
В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, а работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Актуальность своего исследования я вижу в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для коррекции зрения и для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Проблема: Ребенок с патологией зрения развивается в условиях ограничения, искажения или полного отсутствия визуальной информации об окружающем мире. Нарушение зрения отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительные ощущения, восприятие, представление, речь, память, внимание, воображение).
Я поставила перед собой цель пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Задачи:
Познакомить детей с различными изобразительными материалами, и разнообразными технологиями исполнения;
Интегрировать и адаптировать игровые приёмы в изобразительную деятельность;
Совершенствовать навыки изодеятельности по средствам внедрения новых техник;
Развивать графические умения, учить ориентироваться в ограниченной плоскости;
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
Формировать нравственные качества личности, эмоциональную отзывчивость к изобразительной деятельности;
Гипотеза: Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.
Тип проекта :
По доминирующей в проекте деятельности : исследовательский, творческий, игровой.
По содержанию: художественно-творческий;
По числу участников проекта : группа (20 детей с нарушением зрения)
По времени проведения: краткосрочный
Сроки реализации:2013 – 2014 уч. г. (сентябрь 2012 – май 2013)
Участники проекта : дошкольники ДОУ старшего возраста группы «Дружная семейка», воспитатели, учитель - дефектолог, родители.
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ № 58 с детьми с нарушением зрения :
в специально организованной деятельности,
совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей, самостоятельной детской деятельности;
с педагогами – в условиях проведения активной методической работы.
с родителями – в рамках совместная работа детей и родителей, родителей и педагогов по намеченной тематике ДОУ;
Необходимые материалы:
Материально-техническое обеспечение:
1. Игротека;
- фонотека;
- видеотека;
- интерактивная доска;
- набор слайдов по тематике.
2. Богатый выбор изобразительных материалов :
- краски гуашь и акварель;
- мелки восковые;
- пастель;
- масленые карандаши;
- кисти 3-х размеров;
- цветные карандаши и пр.
3. Разнообразие материалов для нетрадиционных форм рисования :
- трубочки;
- заостренные палочки;
- перо, ручки;
- поролоновая губка;
- ватные палочки;
- различные печатки (пробки; фигурки, вырезанные из ластика и др.);
- цветная бумага, салфетки;
- пластилин и многое другое.
Предполагаемый продукт проекта.
Направления работы Цели:
1. Работа с детьми - внедрить в занятия по рисованию нетрадиционные техники;
- проведение групповых и индивидуальных занятий, внесение коррективов в план работы;
-знакомство с нетрадиционными техниками рисования;
-развитие мелкой моторики в сочетании с развитием осязательного восприятия;
-развитие зрительного восприятия в единстве развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, речи;
- стимуляция зрительно-познавательной активности;
-пробуждение интереса к занятиям;
-развитие внимания, связанного с координацией движения (соединение линий в рисунке);
-совершенствование цветовосприятия;
-совершенствование эмоционально-волевой сферы;
-воспитание чувства душевной радости и положительной мотивации учения.
Формы игрового изобразительного взаимодействия педагога с детьми
Игровое изображение - представляет собой выполнение детьми какого-либо изображения в творческом акте рисования в процессе игры («Дорисуй», «Придумай портрет», «Двойное изображение», «Обведи свою ладонь и оживи», «Фантик для конфеты»)
Игры — упражнения - деятельность, направленная на усовершенствование умений и навыков в изобразительной деятельности («Клубочки», «Дождик», «Дорожки»)
Игры — изобразительные - деятельность, в которой осваиваются элементарные закономерности изображения в специально организованных игровых условиях («От дома к дому», «Охотник и волк», «Попади в точку», «Кто быстрее – кто ровнее?», «Картина из дырок»)
Игротренинг — пальчиковый - деятельность, направленная на приобретение навыков, сформированности мелкой моторики рук и развития речи
Игротренинг – коммуникативный - дает ребёнку обратную связь о своём поведении («Зеркало», «Волшебники», «Рисунок в несколько рук», «Забывчивый художник»)
Направления работы
Цели:
2. Сотрудничество с родителями -помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе;
-анкетирование родителей (см. приложение);
- консультация для родителей ««Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребенка»;
-совместная работа детей и родителей по намеченной тематике ДОУ;
-участие в выставках и конкурсах (творческие работы детей и родителей к осенней ярмарке, ко Дню матери, Новый год, «Пасха»,День Победы)
Направления работы
Цели:
3. Работа с педагогами -выступления на педагогических советах «Использование нетрадиционной техники рисования в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения»
-семинар – практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисованияи их роль в развитии детей дошкольного возраста»
-мастер - классы (обмен творческими находками)
Этапы реализации проекта :
1 этап-организационный
Направлен на выявление уровня технических навыков и умений, развитие их творчества в рисунке -Мониторинг детей по проблеме проекта;
- пробуждение интереса, стимуляция внимания;
-развитие внимания, связанного с координацией движений;
- развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений идет ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, а также приемами их использования при изображении.
-снятие эмоционального напряжения
Для успешного овладения рисованием на данном этапе наиболее эффективной является индивидуальная форма работы с детьми.
2 этап-практический
Направлен на развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста - внедрение в занятия по рисованию нетрадиционные техники;
-формирование предметных изображений, который направлен на сочетание знакомых техник с техниками изображения предметов и явлений с использованием восковых мелков и акварели, свечой и акварели, а также печать по трафарету и другие
- работа в индивидуальных раскрасках (ежедневно в вечернее время).
- пальчиковые и коммуникативные игротренинги (ежедневно в режимных моментах как динамические паузы НОД).
- изобразительные игры, игровое изображение, игры – упражнения (раз в неделю в утренние часы)
3 этап—обобщающий
Умелое использование детьми всех нетрадиционных техник рисования - мониторинг детей по проблеме проекта;
-развитие пространственной ориентации;
-усовершенствование координаций движений, мелкой моторики;
-третий этап – направлен за закрепление раннее усвоенных знаний и навыков, обучение более сложным художественно-графическим техникам (клясография, набрызг, тиснение, монотипия)
Предполагаемый результат:
- Увеличить динамику высокого уровня развития по изо;
-Сформированный интерес к эстетической стороне окружающей действительности.
-Удовлетворение потребностей детей в самовыражении.
-Развитие продуктивной деятельности детей.
-Развитие детского творчества.
-Повышение уровня мотивации к занятиям.
-Развитость зрительного восприятия.
-Совершенствование цветового зрения.
-Получение первого опыта рефлексии (самооценки)
Методическая литература
1. 1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под ред. Л. Плаксиной. –М. : Издательство «Экзамен», 2005.
2. Т. С. Комарова, «Коллективное творчество дошкольников», Москва 2005.
3. Г. Г Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста», Москва 2007.
4. Н. В. Дубровская «Приглашение к творчеству», Санкт-Петербург 2004.
5. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников» Санкт-Петербург 2004.
6. 5. Н. Г. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
7. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. –М. : ООО издательство Астрель: издательство Аст, 2004.
8. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. –М. : Издательство «Экзамен», 2006.
9. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / Сост. Л. А. Дружинина и др. ; науч. Ред. Л. А. Дружинина. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2007.