Папки-передвижки

Образовательный проект «Талантливые ручки» (нетрадиционное рисование как одно из средств коррекции зрения)

Ольга Бугримова
Образовательный проект «Талантливые ручки» (нетрадиционное рисование как одно из средств коррекции зрения)

Актуальность проекта :

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок"-утверждал В. А. Сухомлинский.

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Однако в настоящее время все больше появляются новые или забытые старые разнообразные изобразительные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изодеятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения.

Публикация «Образовательный проект „Талантливые ручки“ (нетрадиционное рисование как одно из средств коррекции зрения)» размещена в разделах

Поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми нетрадиционными изобразительными технологиями. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т. п.

Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат. Изобразительная деятельность детей с нарушением зрения нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных процессов мелкой моторики, а, в конечном счете, интереса к самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.

В процессе такой работы по мере тренировки движений рук корректируется состояние зрения детей. Большое значение имеет и совместная деятельность детей и педагога.

Практика показывает:

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально- положительное отношение к деятельности,

нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.

творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное.

В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, а работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Актуальность своего исследования я вижу в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для коррекции зрения и для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Проблема: Ребенок с патологией зрения развивается в условиях ограничения, искажения или полного отсутствия визуальной информации об окружающем мире. Нарушение зрения отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительные ощущения, восприятие, представление, речь, память, внимание, воображение).

Я поставила перед собой цель пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Задачи:

Познакомить детей с различными изобразительными материалами, и разнообразными технологиями исполнения;

Интегрировать и адаптировать игровые приёмы в изобразительную деятельность;

Совершенствовать навыки изодеятельности по средствам внедрения новых техник;

Развивать графические умения, учить ориентироваться в ограниченной плоскости;

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

Формировать нравственные качества личности, эмоциональную отзывчивость к изобразительной деятельности;

Гипотеза: Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.

Тип проекта :

По доминирующей в проекте деятельности : исследовательский, творческий, игровой.

По содержанию: художественно-творческий;

По числу участников проекта : группа (20 детей с нарушением зрения)

По времени проведения: краткосрочный

Сроки реализации:2013 – 2014 уч. г. (сентябрь 2012 – май 2013)

Участники проекта : дошкольники ДОУ старшего возраста группы «Дружная семейка», воспитатели, учитель - дефектолог, родители.

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ № 58 с детьми с нарушением зрения :

в специально организованной деятельности,

совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей, самостоятельной детской деятельности;

с педагогами – в условиях проведения активной методической работы.

с родителями – в рамках совместная работа детей и родителей, родителей и педагогов по намеченной тематике ДОУ;

Необходимые материалы:

Материально-техническое обеспечение:

1. Игротека;

- фонотека;

- видеотека;

- интерактивная доска;

- набор слайдов по тематике.

2. Богатый выбор изобразительных материалов :

- краски гуашь и акварель;

- мелки восковые;

- пастель;

- масленые карандаши;

- кисти 3-х размеров;

- цветные карандаши и пр.

3. Разнообразие материалов для нетрадиционных форм рисования :

- трубочки;

- заостренные палочки;

- перо, ручки;

- поролоновая губка;

- ватные палочки;

- различные печатки (пробки; фигурки, вырезанные из ластика и др.);

- цветная бумага, салфетки;

- пластилин и многое другое.

Предполагаемый продукт проекта.

Направления работы Цели:

1. Работа с детьми - внедрить в занятия по рисованию нетрадиционные техники;

- проведение групповых и индивидуальных занятий, внесение коррективов в план работы;

-знакомство с нетрадиционными техниками рисования;

-развитие мелкой моторики в сочетании с развитием осязательного восприятия;

-развитие зрительного восприятия в единстве развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, речи;

- стимуляция зрительно-познавательной активности;

-пробуждение интереса к занятиям;

-развитие внимания, связанного с координацией движения (соединение линий в рисунке);

-совершенствование цветовосприятия;

-совершенствование эмоционально-волевой сферы;

-воспитание чувства душевной радости и положительной мотивации учения.

Формы игрового изобразительного взаимодействия педагога с детьми

Игровое изображение - представляет собой выполнение детьми какого-либо изображения в творческом акте рисования в процессе игры («Дорисуй», «Придумай портрет», «Двойное изображение», «Обведи свою ладонь и оживи», «Фантик для конфеты»)

Игры — упражнения - деятельность, направленная на усовершенствование умений и навыков в изобразительной деятельности («Клубочки», «Дождик», «Дорожки»)

Игры — изобразительные - деятельность, в которой осваиваются элементарные закономерности изображения в специально организованных игровых условиях («От дома к дому», «Охотник и волк», «Попади в точку», «Кто быстрее – кто ровнее?», «Картина из дырок»)

Игротренинг — пальчиковый - деятельность, направленная на приобретение навыков, сформированности мелкой моторики рук и развития речи

Игротренинг – коммуникативный - дает ребёнку обратную связь о своём поведении («Зеркало», «Волшебники», «Рисунок в несколько рук», «Забывчивый художник»)

Направления работы

Цели:

2. Сотрудничество с родителями -помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе;

-анкетирование родителей (см. приложение);

- консультация для родителей ««Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребенка»;

-совместная работа детей и родителей по намеченной тематике ДОУ;

-участие в выставках и конкурсах (творческие работы детей и родителей к осенней ярмарке, ко Дню матери, Новый год, «Пасха»,День Победы)

Направления работы

Цели:

3. Работа с педагогами -выступления на педагогических советах «Использование нетрадиционной техники рисования в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения»

-семинар – практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисованияи их роль в развитии детей дошкольного возраста»

-мастер - классы (обмен творческими находками)

Этапы реализации проекта :

1 этап-организационный

Направлен на выявление уровня технических навыков и умений, развитие их творчества в рисунке -Мониторинг детей по проблеме проекта;

- пробуждение интереса, стимуляция внимания;

-развитие внимания, связанного с координацией движений;

- развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений идет ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, а также приемами их использования при изображении.

-снятие эмоционального напряжения

Для успешного овладения рисованием на данном этапе наиболее эффективной является индивидуальная форма работы с детьми.

2 этап-практический

Направлен на развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста - внедрение в занятия по рисованию нетрадиционные техники;

-формирование предметных изображений, который направлен на сочетание знакомых техник с техниками изображения предметов и явлений с использованием восковых мелков и акварели, свечой и акварели, а также печать по трафарету и другие

- работа в индивидуальных раскрасках (ежедневно в вечернее время).

- пальчиковые и коммуникативные игротренинги (ежедневно в режимных моментах как динамические паузы НОД).

- изобразительные игры, игровое изображение, игры – упражнения (раз в неделю в утренние часы)

3 этап—обобщающий

Умелое использование детьми всех нетрадиционных техник рисования - мониторинг детей по проблеме проекта;

-развитие пространственной ориентации;

-усовершенствование координаций движений, мелкой моторики;

-третий этап – направлен за закрепление раннее усвоенных знаний и навыков, обучение более сложным художественно-графическим техникам (клясография, набрызг, тиснение, монотипия)

Предполагаемый результат:

- Увеличить динамику высокого уровня развития по изо;

-Сформированный интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

-Удовлетворение потребностей детей в самовыражении.

-Развитие продуктивной деятельности детей.

-Развитие детского творчества.

-Повышение уровня мотивации к занятиям.

-Развитость зрительного восприятия.

-Совершенствование цветового зрения.

-Получение первого опыта рефлексии (самооценки)

Методическая литература

1. 1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под ред. Л. Плаксиной. –М. : Издательство «Экзамен», 2005.

2. Т. С. Комарова, «Коллективное творчество дошкольников», Москва 2005.

3. Г. Г Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста», Москва 2007.

4. Н. В. Дубровская «Приглашение к творчеству», Санкт-Петербург 2004.

5. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников» Санкт-Петербург 2004.

6. 5. Н. Г. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

7. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. –М. : ООО издательство Астрель: издательство Аст, 2004.

8. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. –М. : Издательство «Экзамен», 2006.

9. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / Сост. Л. А. Дружинина и др. ; науч. Ред. Л. А. Дружинина. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2007.

Публикации по теме:

«Петрушкины посиделки». Театр как одно из средств формирования интонационной выразительности речи у детей с ОНР Интегрированное занятие «Петрушкины посиделки» (логопедическая группа (5-7 лет) Воспитатель Армеева О. В. Учитель-логопед Тетерина С. А.

Коллаж «Подводный мир»Коллаж «Подводный мир» Лето в самом разгаре. У детей и родителей пора отпусков. Кто-то уже вернулся отдохнувший и загорелый, кто-то только собирает чемодан.

Утренняя гимнастика для малышей — одно из средств оздоровления и профилактики болезней Утренняя гимнастика для малышей – одно из средств оздоровления и профилактики болезней. 1. Убедитесь в том, что утренняя гимнастика необходима.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Нетрадиционная техника (квиллинг) как одно из средств развития мелкой моторики рук и творческих способностей детей «Нетрадиционная техника (квиллинг) как одно из средств развития мелкой моторики рук и творческих способностей детей». «Истоки способностей.

Нетрадиционное рисование как средство коррекционной работы для детей с нарушением зрения. Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период.

Образовательный проект «Шедевры из ладошки» (пальчиковое рисование) .

Работа с контуром как одно из средств расширения сферы зрительного опыта детей с патологией зрения Зрительное восприятие - сложная системная деятельность, включающая в себя сенсорную обработку визуальной информации, её оценку, интерпретацию.

Система Карла Орфа. Элементарное музицирование — как одно из средств развития чувства ритма Научными исследованиями доказано, что любой музыкальный звук вызывает у человека сокращение мускулатуры. Весь организм отвечает на действие.

Выступление на РМО «Музыкальная игра как одно из действенных средств музыкального развития ребенка» 1 слайд: «Музыкальная игра, как одно из действенных средств музыкального развития ребенка». 2 слайд: «Музыкальное воспитание –это не воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект «Талантливые ручки» (нетрадиционное рисование как одно из средств коррекции зрения)
Опубликовано: 23 августа 2016 в 21:40
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД