МААМ-картинки

Образовательный проект «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста«

Наталья Лебедева
Образовательный проект «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста«

Образовательный проект

«Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей

дошкольного возраста»

Для детей раннего возраста

Актуальность темы

В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих нарушения речевого развития. По данным статистики во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, а в конце XX начале XXI века их стало 55, 5%. Это объясняется рядом причин: ухудшение экологической обстановки (ослабленное здоровье детей, увеличение числа патологий беременности (родовые травмы, социальные проблемы. В данный момент эта проблема остается нерешенной, многие дети нуждаются в помощи специалистов.

Публикация «Образовательный проект „Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста„» размещена в разделах

Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Результаты мониторинга образовательного процесса и тестирование детей группы логопедами детского сада показали, что у половины детей группы прослеживаются речевые проблемы: у многих задержка развития речи, неправильное произношение звуков, низкий уровень активного словарного запаса. Наблюдения за детьми в ходе занятий выявили, что некоторые дети не проявляют интереса в прослушивании произведений художественной литературы, отвлекаются, не слушают. У детей слабо развита мелкая моторика, что ведет к возникновению затруднений на занятиях по рисованию, аппликации, лепке.

Это определило тему моей дальнейшей работы «Влияние пальчиковых игр на развитие речи у детей дошкольного возраста».

Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной. Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Нормативно-правовые основания проблемы:

Перед постановкой целей и задач, перед началом работы над проектом я изучила следующие нормативно-правовые документы на тему влияния пальчиковых игр на речь детей :

• Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

• Конвенция ООН о правах ребенка, 1989г.

• Конституция РФ

• Семейный кодекс РФ

• Гражданский кодекс РФ

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

Анализ психолого-педагогической литературы по теме:

Также проанализировала методическую литературу по теме влияния пальчиковых игр на развитие речи у детей.

В книге Бардышевой Т. Ю. «Умелые пальчики» красочные иллюстрации и образцы русского фольклора помогут пространственное мышление, слуховое внимание, правильное дыхание и мелкую моторику рук, что будет являться залогом успешного обучения ребенка в школе.

• В книге Новиковской О. А. «Веселая зарядка для пальчиков» представлены речевые игры, которые могут проводиться с детьми дошкольного возраста как в детском саду, так и дома, под руководством родителей. Они позволят не только развить голос, дыхание, выработать у малыша четкую артикуляцию, правильное звукопроизношение, но и расширят представления ребенка об окружающем мире, разовьют его воображение и мышление.

• В книге Хвостовцева А. Ю. «Развиваем мелкую моторику. Комплекс упражнений «Умные ручки» подобраны комплексы развивающих пальчиковых потешек для детей от 3 месяцев до 7 лет. Веселые и увлекательные упражнения на развитие гибкости и подвижности кистей рук (мелкой моторики) помогут ребенку легче овладеть навыками письма и устной речи, освоить азы математики (научиться счету, использовать понятия «выше», «ниже», «сверху», «снизу», «право», «лево» и др. Простые комплексы детского игрового массажа (игры-усыплялочки, игры-просыпалочки) подскажут родителям эффективные способы подготовки детей ко сну и пробуждению. Родителям, няням, воспитателям, педагогам начальных классов и всем, кто заинтересован в развитии детей.

Анализ собственного опыта работы:

Цель проекта : развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в упражнениях, пальчиковых играх.

Задачи проекта :

1. Разработать план работы.

2. Приобрести атрибуты к пальчиковым играм.

3. Оформить информационные листы для родителей.

4. Развить коммуникативные отношения.

5. Развивать координацию движений, использовать самомассаж.

6. Развивать речь детей.

7. Расширить словарный запас детей.

Средства достижения поставленных задач:

- применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;

- использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д. ;

- информационные листы для родителей;

- разучивание стихов, потешек;

- использование атрибутов к пальчиковой гимнастики.

Для достижения задач были выбраны разнообразные виды пальчиковых игр :

1. Игры – манипуляции.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

4. Пальчиковые игры, с использованием разнообразного материала (пробки, прищепки, мячики «ежики», пуговицы).

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

6. Театр в руке.

7. Сопряженная гимнастика.

Срок реализации проекта : сентябрь-май 2025 г.

Этапы работы над проектом :

1. Подготовительный этап.

- Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.

- Изучение методической литературы по данной теме:

- Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации; многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук, оформление фотовыставок «Говорящие пальчики», «Пальчиковые сказки».

2. Основной этап.

Составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с детьми.

Взаимодействие с родителями:

- Выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.

- Консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;

мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики».

- Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук».

- Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы.

- Семинар – практикум «Роль пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста».

3. Заключительный этап.

- Картотека пальчиковых игр для детей 1-2 лет.

- Картотека материалов для родителей по данной теме.

- Выступление на педсовете ДОУ с обобщением опыта.

- Распространение опыта через использование педагогических интернет сообществ.

Результаты работы по проекту :

Образовательные :

- Развивается речь и пополняется словарный запас детей раннего возраста.

- Развиваются творческие способности.

- Развивается координация движений, умение управлять своими движениями.

- Активизируются познавательные процессы ребенка.

Воспитательные:

- У детей появляется устойчивый интерес к пальчиковым играм и фольклору.

Статусные:

- Развиваются коммуникативные отношения.

- Укрепляется психическое и физическое здоровье детей 1.5-2 лет.

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

- Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей, объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей.

- Целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателем и родителями по развитию речи детей посредством пальчиковой гимнастики, использование методических приёмов, способствующих речевому развитию детей, позволило добиться положительных результатов.

Приложение

Примерное комплексно-тематическое планирование по проекту.

Месяц Тема

Сентябрь «Ладушки - ладушки»

«Грибы»

«Этот пальчик - бабушка»

«Этот пальчик хочет спать»

Октябрь «Домик»

«Поехали - поехали»

«Колобок»

«Замок»

Ноябрь «Улитка, улитка»

«Кошка и мышка»

«Сидит белка на тележке»

«Солнышко»

Декабрь «Зима»

«Новый год»

«Шарики»

«Ёлка»

Январь «Части тела»

«Братья-гномики».

«Бумажный мячик»

«Погладим котенка».

Февраль «Пальчики играют»

«Терем-теремок»

«Животные»

«Транспорт»

Март «Пальчики в лесу»

«Бусы для мамы»

«Рыбки»

Сказка «Маленький ежик»

Апрель «Ягоды»

«Бабочка»

«Веселые пальчики»

«В гостях у бабушки»

Май «В поисках сказки»

«Играем нашими пальчиками»

«Кто приехал?»

«Пчелки»

Приложение

Пальчиковые игры для детей младшей группы.

«Пальчик – мальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был? Большой палец руки поочередно

С этим братцем в лес ходил, соединяется с остальными в

С этим братцем щи варил, соответствии с текстом.

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел. (2—3 раза со сменой рук.)

«Веселые пальчики»

Как у деда Ермолая две ладони перед собой,

Вся семейка небольшая: кончика пальцев соединены

Только сам, да сама, показывают большие пальцы на обеих руках

Только кум, да кума, показывают указательные пальцы на обеих руках

Да два сына с усами, показывают средние пальцы на обеих руках

Да две дочки с косами показывают безымянные пальцы на обеих руках

Да две внучки на печи показывают большие пальцы на обеих руках

Уплетают калачи руки в замок перед собой, покачивают вверх- вниз

«Мамины помощницы»

Решили маме мы помочь Изображают пальцами откру

И воду в таз налили, чивание крана.

Насыпали вниз порошка, Делают мелкие движения щепоткой пальцев

Белье все замочили. Ставят руки перед собой, кисти вниз, изображают погружение белья в таз.

Стирали долго мы его, Потирают кулаком о кулак.

О доску даже терли. Потирают кулаком о ладонь.

Не разорвали ничего, Делают отрицательное движение указательным пальцем.

А полоскали сколько! Наклоняются, опускают руки,

Туда-сюда, туда-сюда, расслабляют, болтают ими из стороны в сторону.

Вода в тазу вскипела. Складывают ладони перед собой, резко сжимают и разжимают пальцы.

Но только, братцы, вот беда: Прижимают руки к щекам, покачивая головой

На пол упала пена! Опускают руки вниз, трясут легко кистями.

Давай ее мы собирать Приседают, имитируя сбор пены

И отжимать в ведерко. обеими руками. Показывают

Чтобы как мама наша стать, указательным пальцем вверх.

Трудиться надо сколько!

«Улитка»

Кулачки лежат на столе Локти чуть разведены

Улитка, Высунуть большие пальцы

Улитка Высунуть мизинцы

Высуни Высунуть указательные пальцы

Рога Пальцы убрать в кулак

Дам тебе, Высунуть большие пальцы

Улитка Высунуть мизинцы

Я Высунуть указательные пальцы

Пирога Пальцы убрать в кулак

«Ёлочка»

Перед нами ёлочка пальцы переплетены, из больших – верх ёлочки

Шишечки, иголочки. кулачки, указательные пальцы выставлены

Шарики, фонарики пальчики вверх

Зайчики и свечки, показывают «ушки», обе ладошки сложены, пальцы сжаты

Звёзды, человечки. ладошки сложены, пальцы растопырены; 2 пальца

«побежали».

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим, Дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз.

Мы морковку трем, трем, Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя.

Мы капусту солим, солим, Имитируют посыпание солью из щепотки

Мы капусту жмем, жмем. Интенсивно сжимают и разжимают пальцы

В кадку все утрамбовали, Потирают кулак о кулак.

Сверху грузиком прижали. Ставят кулак на кулак

Воробьи

Пять воробьев на заборе сидели, Дети показывают пять пальцев.

Один улетел, а другие запели. Загибают один палец.

И пели, пока не сморила усталость,

Один улетел — и их трое осталось. Загибают еще один палец.

Сидели втроем и немного скучали,

Один улетел, а двое остались Загибают еще один палец.

Публикации по теме:

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возрастаПоложительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста«
Опубликовано: 23 апреля 2025 в 19:46
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательный проект «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста«» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Лебедева (УИ 1530120) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных