Папки-передвижки

Образовательный туризм как средство формирования познавательной активности дошкольников

Екатерина Киселева
Образовательный туризм как средство формирования познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Желание путешествовать, стремление к перемене мест считается врожденным свойством человека. Туризм стал характерной чертой образа жизни современного человека, стремящегося к смене впечатлений, познанию яркого и разнообразного мира. Учитывая данное положение, мы полагаем, что использование образовательного туризма, как одной из формы социокультурных практик позволит, соответствуя требованиям ФГОС ДО, реализовать целевые ориентиры дошкольного образования.

Публикация «Образовательный туризм как средство формирования познавательной активности дошкольников» размещена в разделах

Важно, что ФГОС ДО требует сделать процесс овладения целевыми ориентирами привлекательным, ненавязчивым, радостным. Выбирая образовательный туризм, мы опирались на специфику детей дошкольного возраста :

- потребность в движении,

- потребность в частой смене видов деятельности,

- потребность в общении с взрослыми и сверстниками,

- потребность в игре,

- природной любознательности, основанной на использовании различных органов чувств,

- свободное выражение эмоций.

Ключевой идеей реализации проекта стал образовательный туризм как ресурс достижения новых образовательных результатов с учётом требований ФГОС ДО.

Давно подмечено, что всё, что связано с эмоциями удивлением у дошкольников, способствует оптимальному развитию, формированию способностей, развитию познавательной активности. Российский психолог Вадим Андреевич Крутецкий сказал: «Переживаемые человеком эмоции являются важным фактором развития способностей к любой деятельности…. Радость творчества, чувство удовлетворения от напряженной умственной работы, эмоциональное наслаждение этим процессом повышают умственный тонус человека, мобилизует его силы, заставляют преодолевать трудности. Равнодушный человек не может быть творцом. Все изученные нами одаренные дети отличались глубоким эмоциональным отношением к математической деятельности, переживали настоящую радость, вызванную каждым новым достижением.

Конечно, образовательный туризм способствует всестороннему развитию дошкольников, но мы бы хотели уделить особое внимание познавательной активности.

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях Д. Б. Годовиковой, Т. А. Куликовой свидетельствуют о значительном снижении (соотнося с нормой) познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчеств.

В методической литературе отсутствует единый базовый термин образовательного туризма. Различные авторы предлагают следующие трактовки рассматриваемого понятия.

Понятие «образовательный туризм» является производным от понятий «познавательный», «культурный», «экскурсионный» туризм.

Давно подмечено - всё, что связано с эмоциями, удивлением у дошкольников, способствует оптимальному развитию познавательной активности и формированию способностей.

Образовательный туризм мобилизует познавательную активность дошкольников, приобщает к самостоятельной творческой деятельности, развивает инициативу, умения и навыки самообразования.

Образовательный туризм — понятие далеко не новое, однако до сих пор никто не дает ему точное определение. Многие отечественные авторы, такие как: А. Р. Лебедев, В. П. Соломин, В. Л. Погодина, И. В. Зорин, В. А. Квартальнов, Э. А. Лунин, Д. Ш. Сангинов, В. Ю. Воскресенский, в своих научных трудах по-разному трактуют «образовательный туризм. Они, применяют к данному термину различные подходы - это и экономический, деятельностный, программно-ориентированный, потребностно-ориентированный, комбинированный, с выделением территориального и временного признаков и другие.

Чаще всего образовательный туризм используют в форме экскурсий, выездных лагерей, занятий в музеях, туристических поездках с детьми и взрослыми.

Педагоги нашего детского сада применяют технологию образовательного туризма в следующих формах :

• организация прогулок с элементами походно-туристской деятельности.

• проектной деятельности;

• создание короткометражных видеофильмов с участием детей;

• квест-игры для детей дошкольного возраста и их родителей.

В эпоху модернизации системы образования в Российской Федерации возникает необходимость поиска новых технологий и эффективных форм взаимодействия с детьми дошкольного возраста, их родителями и педагогами.

Поэтому, в связи с необходимостью расширения горизонтов образовательной деятельности, появляется новая технология – образовательный квест, который позволяет персонализировать процесс образования, в полной мере используя образовательное пространство и создавая эффективные условия для совершенствования и личностного роста участников образовательных отношений.

С дошкольниками и их родителями в детском саду были проведены квест-игры: «Безопасность на дороге», «Путешествие по странам», «Рыбинск – таинственный город».

В результате реализации проекта повышен уровень основных структурных компонентов познавательной активности дошкольников : любознательность, познавательная потребность, вопросительно-исследовательская активность, инициативность, самостоятельность через использование практики образовательного туризма. Повышена компетентность педагогов в формировании познавательной активности посредством образовательного туризма. Повышена воспитательная функция семьи посредством эффективного взаимодействия в процессе практики образовательного туризма.

Литература:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

2. Пономарева, Т. В. Образовательный туризм : сущность, цели и основные сегменты потребителей [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 139-143.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Робототехника как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Робототехника, как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Инновационные процессы в системе образования требуют.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Проект для формирования у дошкольников познавательной и исследовательской активности «Дикие животные наших лесов»Проект для формирования у дошкольников познавательной и исследовательской активности «Дикие животные наших лесов» Проект «Дикие животные наших лесов» (совместный проект детей и педагогов) Руководители проекта: воспитатель Туева Татьяна Геннадьевна.

Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Экспериментирование с деревом Реализация проекта позволяет помочь развивать познавательные способности дошкольников; - изучить методическую.

Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детейТехнология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя "Мода" в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.

Экспериментирование как средство развития познавательной активностиЭкспериментирование как средство развития познавательной активности Экспериментирование как средство развития познавательной активности Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем её многообразии:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный туризм как средство формирования познавательной активности дошкольников
Опубликовано: 4 августа 2022 в 21:11
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательный туризм как средство формирования познавательной активности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Киселева (УИ 1119965) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД