Приложение МААМ

Общая характеристика понятия «Количественные представления»

Виктория Мацкевич
Общая характеристика понятия «Количественные представления»
▼ Скачать + Заказать документы

"Общая характеристика понятия ""количественные представления""

Математические представления – понятие, которое включает в себя понятия о величине, количестве, форме, пространстве, времени, и их свойствах.

Формирование элементарных математических представлений несет характер целенаправленного процесса передачи и усвоения знаний, приемов, способов умственной деятельности, которые предусмотрены требованиями программы. Целью этого процесса является не только готовность к овладению математики в школе, но и всестороннее развитие ребенка.

Публикация «Общая характеристика понятия „Количественные представления“» размещена в разделах

Окружающая действительность выступает в роли источника элементарных математических представлений, дошкольник изучает ее в процессе различных видов деятельности, под руководством взрослого, в общении с ним.

Количественные представления, считаются основой последующего развития ребенка в сфере математики. Непосредственно понятие о числе считаются одним из значимых характеристик интеллектуального развития ребенка, его возможность осваивать данные, которые требуют активной мыслительной работы. Иными словами, они имеют все шансы вступать в структуру критериев познавательной готовности в школьному обучению. Микляева Н. В. устанавливает: «количество» равно «внешняя обусловленность предмета : его размер, число, уровень развития свойств и тд. При этом формирование эквивалентности среди предметов, множеств, с помощью определений «больше — меньше», «равно», «не равно», «больше — меньше на.» определяют количественные взаимоотношения среди них.

Понятие «количественные представления» можно назвать процессом сложным, который зачастую вызывает сложности у большинства детей. Часто можно встретиться с ситуацией непонимания, для чего нужно учиться считать, измерять, и измерение или счет должны быть не примерными, а точными.

С самого раннего детства, ребенок окружен различными множествами, которые выражены не только предметами в его окружении, но и звуками. Все эти множества ребенок воспринимает различными анализаторами. Ощущения, которые получает при этом ребенок, передаются в кору головного мозга и служат основой формирования представления о неопределенной множественности разных явлений.

Ребенок дошкольного возраста в современном мире должен получить представление о величине, счете, количестве, о геометрических фигурах и формах предметов, уметь их дифференцировать, уметь измерять.

Освоение ребенком счета и измерения происходит посредством активных практических действий, которые служат фундаментом формирования количественных представлений у дошкольников, это мнение прослеживается в работах К. Ф Лебединцева, Ф. Н Блехер, А. М Леушиной.

По мнению Ф. Н Блехер, В. А Лай, Д. Л Волковский именно на основе целостного восприятия чисел, должно происходить формирование количественных представлений и освоение счета.

Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста формируются через понимания множества, множество – это так называемый дочисловой ряд. Задачей этого периода подвести ребенка к пониманию количественных отношений.

В сегодняшней стадии исследования В. В Давыдова была открыта общепсихологическая система счета как интеллектуальная работа, а также запланированы линии развития определения количества посредством освоения ребенком операций уравнивания, комплектования, а также измерения. Происхождение определения количества рассматривается в основании сложного взаимоотношения каждой величины (постоянной, а также разрывной) к ее части.

В различие с классической технологией ознакомления с числом (число - результат счета) новейшим предстал способ введения самого определения : число как отношение измеряемой величины к единице измерения (относительный критерий, т. е. число - результат измерения.

Подобным способом, суждению о количественных отношениях содействует абстракция числа, от определенных объектов опираясь на освоение операций с множествами: сравнение, уравнивание, порядковый счет предметов.

В энциклопедическом словаре предоставляется такое понятие количества – это категория мышления человека, которая является абстрактной. Общефилосовский лексикон показывает, что количество – данное «категория реалистической диалектики, что отражает единое, а также общее в предметах, явлениях, описывая их с точки зрения условного безразличия, к определенному содержанию, а также высококачественной природе. Аристотель оценивал количество как особенную группу: «количеством именуется то, что разделяемо на составные части, любая из которых станет две или больше, имеется согласно природе что-то одно и конкретное (определенное) ничто. Любое количество и есть множество, если оно счетно, а величина – если она измерима».

Определения о совокупностях однородных предметов («Много кубиков», «Три куклы», «Пять пальчиков») у ребенка накапливаются в раннем возрасте. Данные первоначальные понятия обобщаются и находят свое отражение в пассивной речи детей дошкольного возраста, овладевающих несколькими фактическими действиями (раскладывание предметов в ряд, накладывание одного на другой и др, которые ориентированы на овладение понятием численности множества предметов.

Учитывая известные данные зарубежных психологов о сроках и временных ограничений восприятия ребенком различных чисел, Ф. Н. Блехер предложила, обучать детей 3.-4-летнего возраста умению выделять и различать такие понятия как «один и много». Начинать формировать представления о числах от 1 до 3, с помощью восприятия предметных соответствующих совокупностей и называния их словом – числительным.

По мнению Ф. Н Блехер, количественные представления у детей дошкольного возраста должны формироваться, как используя многочисленные различные поводы, которые возникают в жизни, так и в специальных дидактических играх, организованных взрослым.

Именно эта идея приобрела последующее развитие в трудах В. Лаксона и Р. Грина, они рассматривали эту концепцию в качестве основы формирования абстрактного понятия числа и овладения арифметических действий, понимания ребенком количественных отношений на примерах конкретных множествах предметов.

Понятие «развитие численных представлений» дошкольников считается достаточно трудным, единым, а также разноаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и также взаимовлияющих представлений о большом количестве объектов (множестве, признаках, а также свойствах предметов, о натуральном ряде чисел и его свойствах, с освоения дошкольниками умения считать и вычислять.

Основа определения существовала в трудах педагогов Т. Т. Тарунтаевой, Л. А. Венгера, которые анализируют формирование представления о количестве и определяют как «сложные формы анализа и синтеза замечаемых явлений, представление простых взаимосвязей, а также их взаимозависимостей. В исследовании Е. И Щербаковой под формированием количественных представлений дошкольников необходимо осознавать сдвиги, а также перемены в познавательной работе личности, которые совершаются вследствие развития логических операций.

Развитие количественных представлений отражаются в нескольких методологических направлениях.

В первом направлении, представителями которого являются Д. Б Эльконин, Ж. Пиаже, В. В. Давыдов, приемы, а также методы формирования количественных представлений базировалось на идеи развития у детей дошкольного возраста преимущественно интеллектуальных и творческих особенностей.

Второе положение, которое было выдвинуто Л. А. Венгером, А. В. Запорожецем и Н. Б Венгером, создавалось на идеи развития у детей преимущественно сенсорных способностей и процессов.

В третьем положении педагогов Л. С. Георгиевой, А. М. Леушиной, П. Я. Гальпериной, Л. С. Георгиевой, прослеживается мысль о том, что формирование количественных представлений основывается на идеи начального этапа овладения способами и методами практического сравнения величин, с помощью выделения в предметах и объектах общих признаков: длины, высоты, ширины, количества (мало - много).

Четвертое положение подразумевает идею развития и становления конкретного стиля мышления в процессе освоения отношений и свойствах предметов. Это положение разрабатывалось Р. Ф Соболевским, Е. А. Носовой, А. А. Столяром.

Также существует иное определение понятия «развитие количественных представлений», предлагаемое Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором говорится о том, что это формирование приемов интеллектуальной деятельности, в основе которых лежит овладение детьми количественными представлениями об отношениях и свойствах всех объектов в окружающем мире.

У старших дошкольников систематизируют свои полученные представления о счете как методе обозначения количества числом. Устанавливается цель счета («Сколько всего», средство достижения цели (сосчитывание, как процесс, назначение результата (получение числа, его называние и обозначение, то есть счет определяется как деятельность, состоящая из ряда компонентов.

— указание числительных и их называние по порядке;

— сопоставление их с предметами;

определение и называние итогового числа.

С целью овладения счетной деятельностью нужны речеслуховые а также зрительно-двигательные взаимосвязи. Необходимо определять взаимно однозначные соотношения (это упражняется в сравнение множеств способами приложения и наложения).

Как утверждала Ф. Н Блехер, в основании развития количественных представлений лежат практические активные действия ребенка вместе с предметами и его счет.

Опираясь на исследования А. М. Леушиной, можно проследить систему развития счетной деятельности детей поэтапно:

На I этапе можно проследить, что счетная деятельность связана с проявлением в речи детей слов, которые повторяются, с их помощью он сможет разделять пространство или предметы какого-либо множества.

На данном этапе, дети активно участвую в игровой деятельности с множеством именно однородных предметов, могут их перебирать один за другим, раскладывать и ставить. В большей степени внимание ребенка направляется на деление неопределенной множественности на отдельные элементы, на то, что однородные элементы могут повторяться при восприятии двигательный актов и звуков. Всё это сопровождается у детей словами повторяющимися «вот, вот» или «еще, еще» и др. Подобные слова помогают обособить один объект множества от другого, сам же ребенок при этом устанавливает взаимно-однозначное соответствие между произносимыми словами и количеством предметов и движений. Этот этап можно назвать подготовительным в развитии деятельности счета.

Период трёх лет формирует II этап. В этом периоде, ребенок проявляет интерес к сравнительной деятельности (сколько дать игрушек и кому). Когда дети сталкиваются в сравнениях касающихся их личных потребностей, они уже могут сравнивать и делают это на глаз, приблизительно.

Начинает появляться заинтересованность к тому, что можно сравнить величину и множество. Сравнивает элементы одного множества с другим, устанавливая соответствие не считая.

К III этапу относятся дети 4-5 лет. Он характеризуется тем, что дети начинают уже через называние слов числительных, сопоставлять элементы множеств которые они сравнивают. Здесь все не однозначно, некоторые исследователи считают, что спешка может привести к дальнейшим трудностям измерительной деятельности, на этапе освоения величин. Очень важным считается, обучить детей сравнению множеств.

Итогом данного этапа является, получение детьми представления о итоговом числе, и равных, неравных множествах. Дети учатся дифференциации итога счета от процесса.

Дети 5-6 лет - IV этап. На этом этапе они могут четко усваивать последовательность слов обозначающих числительное и не зависимо от формы элемента, качества и расположения могут точно соотносить числительное с каждым элементом предложенного им множества. Дети осваивают не только итоговое число, так же они осознают, что итог считается показателем количества, а также последующее число на 1 больше, а предыдущее на 1 меньше.

К V этапу относятся дети 6-7 лет. В этом возрасте происходит обучение счету множеств с различным основанием единицы. Когда дети считают группы предметов, а не отдельные предметы.

Таким образом, единая очередность формирования количественных представлений о числе, в промежуток дошкольного возраста, заключается в последующем: с восприятия множественности (много, а также появления первых представлений о количестве (мало, один, много, посредством освоения практическими методами определения взаимно однозначного соответствия (такое же количество – столько же, меньше, больше, сознательному счету, измерению и умению решать простые арифметические задачи.

Публикации по теме:

«Характеристика здоровьесберегающей технологии» (выступление на педсовете)«Характеристика здоровьесберегающей технологии» (выступление на педсовете) «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических.

Характеристика деятельности педагогического работника в межаттестационный период Иванова Светлана Евгеньевна - учитель начальных классов, образование высшее. Педагогический стаж 27 лет, имеет первую квалификационную категорию,.

Характеристика игр с готовым содержанием и правилами. У каждого народа имеются игры, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми. Те и другие передавались.

Характеристика общего недоразвития речи ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Характеристика ОНР по Левиной: ОНР– это такая форма аномалии, под которой следует понимать нарушение всей речевой.

Характеристика организации здоровьесберегающей деятельности в ДОХарактеристика организации здоровьесберегающей деятельности в ДО Работа в ДО по сохранению и укреплению здоровья детей связана не только с деятельностью воспитателей, но и всех специалистов: педагога-психолога,.

Характеристика на воспитанника ДОУ (младший возраст) Число, месяц, год рождения: Адрес регистрации ребенка: Адрес проживания ребенка: Забелинский Артем поступил в МДОУ на основании путевки.

Конспект единой НОД «Крым и Россия — общая судьба» (младшая группа)Конспект единой НОД «Крым и Россия — общая судьба» (младшая группа) Цель: познакомить детей с новым для них праздником. Задачи: Развивать у детей интерес к событиям происходящим в Крыму; формировать у детей.

Примерная педагогическая характеристика воспитанника с РАС Примерная педагогическая характеристика воспитанника с РАС Группа.. ФИО ребёнка.. .. Дата рождения.. г. Семья.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Общая характеристика понятия «Количественные представления»
Опубликовано: 17 марта 2024 в 08:46
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Общая характеристика понятия «Количественные представления»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Мацкевич (УИ 1021920) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД