Получи документы

Общее родительское собрание на тему: «Психологическая готовность ребенка к школе»

Юлия Круглова
Общее родительское собрание на тему: «Психологическая готовность ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Общее родительское собрание на тему : «Психологическая готовность ребенка к школе»

Цель: сформировать представление о психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.

Публикация «Общее родительское собрание на тему: „Психологическая готовность ребенка к школе“» размещена в разделах

Контингент слушающих: родители групп старшего дошкольного возраста(5-6 лет, групп старшего дошкольного возраста(6-7 лет)

План проведения общего родительского собрания

1. Что такое психологическая готовность ребенка?

2. Диагностика готовности ребенка к школе (цель, использованные методики, результаты)

3. Каким образом можно узнать, что ребенок не готов к школе?

4. Практические рекомендации родителям будущих первоклассников – как лучше адаптироваться к школе? (памятки)

5. Буклеты для родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе

Добрый вечер уважаемые родители! Меня зовут Юлия Владимировна, я педагог-психолог. Я хочу Вам рассказать о психологической готовности детей к школьному обучению.

Скоро ваши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был как можно лучше подготовлен к школе. А что это значит готовность ребёнка к школе?

Слайд 1.

1. Что такое психологическая готовность ребенка?

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства “Я должен” над мотивом “Я хочу”. К концу дошкольного возраста особое значение приобретает психологическая готовность к учению в школе.

Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и эмоционально – волевой. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.

Слайд 2

Выделяют 3 показателя психологической готовности :

-мотивационная

- интеллектуальная

- эмоционально - волевая

Слайд 3

Мотивационная (личностная) готовность

Мотивационная готовность – наличие у детей желания учиться. Мотивационная готовность к школе включает в себя : внутреннюю мотивацию (т. е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно и он хочет много знать, и внешнюю (потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед).

Если спросить ребенка, хочет ли он в школу, то большинство ответит: «Хочу». Но это «хочу» будет разным. Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, «хочу портфель, как у брата» или «хочу красивый пенал». Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания.

включает в себя:

умение строить отношения с учителем (умение воспринимать учебную задачу)

умение устанавливать контакт со сверстниками (принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других)

отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки, к школе, к учителям, к учебной деятельности

желание учиться, получать знания;

умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);

Слайд 4

Интеллектуальная готовность :

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Ориентировка ребенка в пространстве и времени

Развита регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции)

Любознательность

Развитое воображение, наблюдательность

Развитие образных представлений

Развитие речи и мышления (способность понимать символы, формулировать вопросы, самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы)

Развитие тонкой моторики руки (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования)

Хорошая память

Слайд 5

Эмоционально – волевая готовность :

Еще одним компонентом школьной готовности психологи выделяют эмоционально - волевую готовность. Это означает умение ребенка действовать по команде, в соответствии с установленным образцом. Ребенок должен уметь следовать заданным правилам, пренебрегая своими непосредственными желаниями.

Радость ожидания обучения

Умение управлять своими эмоциями

Способность подчинять мотивы, управлять своим поведением (на уроке, во время перемены)

Умение организовать рабочее место и поддерживать порядок на нем

Произвольная регуляция внимания (концентрация, устойчивость, переключение внимания)

Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к “серьезным” занятиям, “ответственным” поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими.

Все то, что говорится в семье о школе, о ее роли по подготовке учеников к будущей работе по профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание.

Все мероприятия, организуемые в семье, должны включать ребенка в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства. Здесь уместны совместные чтения художественной литературы, просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением; показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, игры в школу; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей. Разговоры о школе должны подчеркивать значение книг, учения.

Слайд 6

Для оценки уровня готовности к школе использовался диагностический комплекс «Диагностика готовности ребенка к школе» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Гербовой, В. В. Комаровой

Цель диагностики: дать не только общую оценку развития дошкольников, но и установить те проблемные составляющие способностей каждого ребенка, которые развиты недостаточно и нуждаются в дополнительной поддержке.

Слайд 7

Задачи: Методический аппарат, представленный в пособии, состоит из диагностических методик, анкеты и карт развития ребенка и имеет следующие особенности:

- направлен не только на диагностику развития того или иного качества ребенка, но и позволяет педагогу ориентироваться на особенности детского развития, независимо от образовательной программы, реализуемой в дошкольном учреждении;

-достаточно экономичен и допускает преимущественно групповые формы обследования детей;

- отражает возрастную динамику детского развития;

- позволяет целостно представить картину психического развития ребенка;

- дает педагогу возможность проанализировать собственную деятельность;

- позволяет анализировать не только общий уровень развития ребенка, но и отдельные стороны его психического развития;

- адекватен сложившейся образовательной практике в системе дошкольного образования.

Цель анкетирования: выявление уровня психического развития ребенка. Вопросы анкеты являются ориентирами для организации направленного наблюдения за ребенком, а также для проведения образовательной работы в дошкольном учреждении.

Слайд 8

Итоговый результат дошкольного образования представляет собой «Социальный портрет» (модель выпускника) ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В основе «Социального портрета – совокупность интегративных качеств ребенка, как адекватных характеристик его развития в дошкольном возрасте.

Слайд 9

Каким образом можно узнать, что ребенок не готов к школе?

Ребенка считают не готовым к школе, если он:

- настроен исключительно на игру;

- недостаточно самостоятелен;

- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию

- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др. ;

- имеет серьезные нарушения речевого развития;

- не умеет общаться со сверстниками;

- не хочет контактировать со взрослыми или наоборот, слишком развязен.

При любом уровне готовности ваш ребенок будет принят в первый класс. Но о возможных последствиях родителям надо думать заранее.

Слайд № 10

Практические рекомендации родителям будущих первоклассников – как лучше адаптироваться к школе?

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе :

- формирование адекватного поведения;

- установление контактов с учащимися и учителем;

- овладение навыками учебной деятельности

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

1. Будите ребенка утром спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

2. Не торопите. Умение рассчитать время – Ваша задача, и если это плохо удается – это не вина ребенка.

3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему много придется поработать.

4. Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая» : «Смотри не балуйся», «Веди себя хорошо», «Чтобы не было плохих отметок»!

5. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.

6. Забудьте фразу «Что сегодня получил?», встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как Вы сами чувствовали себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.

7. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

8. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребенка. Кстати, всегда нелишне выслушать обе стороны, и не торопитесь с выводами.

9. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо 2-3 часа отдыха (а в первом классе лучше 1,5 часа поспать для восстановления сил). Лучшее время для приготовления уроков – с 15 до 17 часов.

10. Не заставляйте делать уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные перерывы. Лучше, если они будут подвижными.

11. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку поработать одному, но если нужна Ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, все получится», «Давай разберемся вместе», похвала, даже если не все получается, необходимы.

12. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…» Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и ВЫ можете оказаться в очень сложной ситуации.

13. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда Вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В это время важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

14. Выработайте единую тактику общения взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с врачом, учителем, психологом. Не считайте лишней литературу для родителей, там Вы найдете много полезного.

15. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться труднее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассника, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти – в эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.

16. Будьте внимательными к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие, чаще всего это объективные показатели трудности в учебе.

17. Очень своевременными будут сказка перед сном, песенка, ласковое поглаживание – это успокаивает, снижает напряжение. Никаких выяснений отношений, напоминаний о неприятностях, о завтрашней контрольной и т. п.

18. Верьте в ребенка! Радуйтесь его успехам, не делайте трагедий из неудач. Вселяйте в него уверенность, что он все может, всего достигнет, стоит ему захотеть.

19. Сохраните его тетради с первыми буквами, рисунками, неправильно решенными задачами и, когда у ребенка (да и у Вас) уже опускаются руки, достаньте их! «Видишь, раньше ты не умел так красиво писать, а теперь научился, а дальше будет лучше. Я тебе помогу!»

20. Чем труднее и неудачнее сложился день для Вашего ребенка, тем внимательнее должны быть к нему Вы. Обязательно найдите за что похвалить ребенка, и только после этого можете закончить разговор с ним.

21. Не заставляйте ребенка переписывать домашнее задание. Во-первых, это неинтересно, утомительно, значит, неприятно. Кроме того, не забывайте, что ребенок утомлен, расстроен, у него еще слабо развиты мелкие мышцы рук. Переписывание ведет к переутомлению. Пусть учится делать уроки аккуратно сразу.

22. Низкая оценка – это психологическая травма для ребенка. Чтобы предупредить оценочный травматизм, не наказывайте за плохую оценку. И Вы, и ребенок должны понимать, что оценка – как красная лампочка, сигнал тревоги: здесь недоучили, не разобрались, недостаточно постарались, а не повод расквитаться с ребенком за Ваши, кстати, добровольно взятые на себя тревоги.

23. Помните, что любую Вашу оценку ребенок склонен принимать глобально, считая, что оценивают его личность: «Тройка – я плохой».

24. Хвалите исполнителя, критикуйте исполнение.

Слайд 11

Заключительное слово

Публикации по теме:

Детско-родительская студия в подготовительной группе Тема: Психологическая готовность детей к школе с применением мультимедийных презентаций. Раскрытие основных показателей готовности ребенка.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Общее родительское собрание на тему: «Психологическая готовность ребенка к школе»
Опубликовано: 30 января 2013 в 08:32
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Общее родительское собрание на тему: «Психологическая готовность ребенка к школе»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Круглова (УИ 65603) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД