Лучший педагог года

Обучение детей рассказыванию из личного опыта

Татьяна Коновалова
Обучение детей рассказыванию из личного опыта

Характеристика рассказов из личного опыта :

1. рассказы опираются в основном на материал воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный в памяти, т. е. в основе этих рассказов лежит работа памяти и воссоздающего воображения;

2. это рассказы о тех событиях, свидетелями и участниками которых были сами дети;

3. рассказы из опыта обычно живы, искренни и эмоциональны, но недостаточно связны и последовательны. Ребенок может начать свой рассказ не с того, что было раньше, а с того, что психологически сильнее на него подействовало;

Публикация «Обучение детей рассказыванию из личного опыта» размещена в разделах

4. рассказы из личного опыта отличаются тем, что ребенок хорошо знает то, о чем он говорит, сложность заключается в том, что в процессе рассказывания у детей возникают новые ассоциативные связи, один образ вызывает другой, что нарушает логику и последовательность изложения, мешает связному рассказыванию

Значение рассказов из личного опыта :

1. уточняют и закрепляют полученные ранее знания;

2. помогают развивать любознательность и наблюдательность;

3. развиваются все стороны речи:

• активизируется словарный запас;

• совершенствуется грамматический строй речи;

• развивается звуковая культура речи;

• совершенствуется диалогическая сторона речи.

4. оценка взрослыми детских рассказов имеет воспитательное значение.

Рассказы детей из личного опыта должны быть связными, последовательными, самостоятельными, понятными, т. е. ребенок должен говорить внятно, отчетливо и понятно для окружающих.

Обучение рассказыванию из личного опыта примерные основные образовательные программы рекомендуют начинать со старшей группы.

А. М. Алексеева, В. И. Яшина рекомендуют начинать обучение со вто-рой младшей группы.

Методика обучения рассказыванию из опыта была разработана Елизаветой Ивановной Тихеевой, Лидией Александровной Пеньевской, Эмилией Петровной Коротковой.

3 вопрос.

Условия успешного обучения рассказыванию :

это интересная, разнообразная жизнь детей в детском саду и в семье: организация и посещение интересных событий в городе; организация экскурсий, наблюдений, прогулок, проведение праздников и игр.

Но при этом важна предварительная работа. Например, перед составлением рассказов о том, как мы помогаем малышам, можно: расчистить снег у них на площадке, покатать их на санках, подготовить и показать концерт, сделать и подарить игрушки; помочь собраться на прогулку.

Перед составлением рассказов о том, как я провел выходной день можно: повесить объявление или афишку для родителей, попросить родителей что-нибудь сделать с детьми интересное на выходных днях.

4 вопрос.

Методика обучения рассказыванию (старшая группа) :

1. Вводная часть.

Цель: заинтересовать детей и вызвать желание составить рассказ.

Методические приемы:

• показ фотографий, иллюстраций, игрушек;

• прослушивание музыки;

• самостоятельное исполнение песен;

обращение к опыту детей.

2. Основная часть.

Цель: обучение рассказыванию.

Методические приемы:

• вопросы детям, помогают вспомнить содержание событий. Вопросов должно быть много. Вопросы должны быть понятны детям и давать возможность для составления связного последовательного рассказа;

• образец рассказа воспитателя. Ценность в том, что он:

- показывает пример замысла,

- повышает интерес к рассказам,

- направляет мысли ребенка на конкретные факты из его жизненного опыта, которые могут стать основой для самостоятельного рассказа и способствовать развитию замысла.

Образец помогает ребенку научиться строить рассказ.

Требования, предъявляемые к образцу рассказа воспитателя :

1. в основу рассказа воспитателя должен быть положен какой-либо слу-чай или событие, представляющий интерес для детей, близкий их жизненному опыту;

2. рассказ должен отличаться четкой последовательностью изложения. Вначале дается завязка, заинтересовывающая детей, затем следует нарастание действия. После момента наибольшего напряжения быстрая и ясная развязка;

3. язык рассказа должен быть приближен к разговорной речи, а сам рассказ понятным и кратким, образным, без длинных фраз.

4. Образец должен вести к развитию самостоятельной мысли, а не к ме-ханическому повторению.

• план рассказа.

План в виде вопросов

Расскажите, как вы провели праздник. Куда ходили? С кем?

• Что видели интересного?

• Что вам особенно понравилось? План в форме указаний

Расскажите, как мы вырастили овощи. Сначала расскажите, как у нас появились семена, какие они были. Потом, как мы за ними уха-живали, когда посадили. Закончите рассказ тем, кокой мы собрали урожай.

рассказы детей и их оценка.

5. Заключительная часть.

Цель: оценка и подведение итогов.

Методика обучения рассказыванию (младшая группа) :

В младшем дошкольном возрасте рассказыванию по воспоминаниям еще нет. Это первоначальная ступень обучения.

Работа в этом направлении проводится как полу разговор, полу беседа на близкую детям тему. Например, о любимых игрушках; о том, с кем ребенок живет дома; о том, как провел выходной день.

Структура деятельности:

1. Рассматривание игрушек, картин, использование художественного слова, т. е. разговор, беседа обязательно должны быть связаны с наглядным материалом.

2. Рассказы детей (например, о том, какая игрушка у них есть дома).

3. Обобщение высказываний детей. (например, Миша рассказал нам, что у него есть большая грузовая машина. Грузовик у него большой и зеленый. Миша катает в нем зайку).

4. Внесение наглядного материала, чтение потешек, стихотворений, исполнение песен, слушание музыки.

Методика обучения детей составлению и написанию писем:

1. Вводная часть.

• вспомнить, получали ли дети когда-нибудь письма, от кого они приходили.

• постановка цели – кому, и по какому поводу будем писать письмо.

2. Основная часть.

• письмо составляется коллективно. Воспитатель предлагает вопрос, а дети находят на него ответ.

План письма:

• слова приветствия;

• кто пишет и по какому поводу;

рассказ о себе (желательно писать имена с фамилиями и неболь-шая характеристика детей);

• вопросы и просьбы к адресату;

• слова прощания.

3. Заключительная часть.

• вросить письмо в почтовый ящик.

Публикации по теме:

«Как научиться писать стихи (из личного опыта)» Уважаемые коллеги! «Талант дается Богом даром, и потому зовется даром». Я преклоняюсь перед педагогами, обладающими даром стихосложения.

Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта»Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта» Из опыта работы. Рассказывание детей на темы из личного опыта В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков» Конспект НОД по развитию речи в средней группе. "Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков». Цель: учить детей составлять.

Конспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группеКонспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группе Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Медвежьегорского района «ПОВЕНЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (ДОШКОЛЬНЫЕ.

Конспект РОД «Обучение рассказыванию» по развитию речи Конспект РОД по развитию речи На тему: Обучение рассказыванию: описание кукол Цель. Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников,.

Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!»Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!» Цель: формировать умение у детей составлять рассказ из нескольких предложений, отображающих содержание картины, по плану, предложенному.

Новогодние игры для детей из личного опытаНовогодние игры для детей из личного опыта Доброго времени суток, мои друзья, уважаемые коллеги и гости, заглянувшие на мою страницу! Новый год каждый ребёнок воспринимает как некое.

Фотоотчет об опытнической деятельности с воспитанниками ДОУ из личного опытаФотоотчет об опытнической деятельности с воспитанниками ДОУ из личного опыта Экспериментирование – доступное и эффективное средство при формировании познавательной мотивации, а она, на мой взгляд, основа для достижения.

Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста»Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста» 2. слайд. В программе «От рождения до школы» не ставится специальная задача обучения детей младшего дошкольного возраста рассказыванию,.

Сенсорное воспитание младших дошкольников (из личного опыта)Сенсорное воспитание младших дошкольников (из личного опыта) Успешность умственного, физического, эстетического воспитания дошкольников зависит от того, насколько ребёнок слышит, видит, осязает окружающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение детей рассказыванию из личного опыта
Опубликовано: 13 июня 2021 в 14:59
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД