Ирина Носкова
Обучение грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность.
Составила воспитатель первой категории Носкова Ирина Алексеевна
г. Златоуст
2019
Задачи:
Закрепить понятия «гласный» и «согласный» звуки, учить различать их.
Упражнять в слоговом анализе слов.
Упражнять в образовании прилагательных из существительных.
Публикация «Обучение грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах
Закреплять умения детей составлять звуковую схему слов.
Закреплять знания детьми пройденных звуков и букв.
Упражнять в составлении из букв слогов, слов.
Развивать связную речь.
Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища, умения работать в группе.
Оборудование:
Магнитная доска с человечками – звуками. Гласные буквы и согласные буквы. Распечатанные на листе А 4 задания раскраски на каждого ребенка, простые карандаши, дидактическое пособие для выкладывания звуковых цветных схем на каждого ребенка, схемы для составления предложений на каждого ребенка, мяч для игры.
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Ребята, сегодня мне пришло электронное письмо от одного мальчика, его зовут Витя ему тоже скоро в школу, но он часто болеет, мало ходит в садик и очень многого не знает и просит нас о помощи. Поможем ему? И сейчас кто-нибудь из родителей запишет видео с сегодняшнего занятия, и мы отправим ему по электронной почте видео письмо.
2. Основная часть
Ребята, давайте напомним Вите, какими бывают звуки (гласными и согласными). Какие звуки мы называем гласными? (звуки, которые тянуться, поются голосом, произносятся без препятствия). Назовите гласные звуки. (дети называют согласные звуки). Проверяя выставляем вместе звуки на магнитную доску.
А какие согласные звуки вы уже знаете? Почему эти звуки мы называем согласными? (звуки произносятся с препятствием).
- А сейчас, будьте внимательны, поиграем в игру «Хлопни, топни». Я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, хлопните в ладоши, а согласный звук – топните ногами.
Педагог называет цепочку звуков - Молодцы! Справились с этим заданием. Думаю, что Витя тоже не ошибется при выполнении этого задания.
Гласные звуки соединяясь вместе с согласными образуют слоги, а слоги собираясь вместе образуют слова. Например: ма – ма, а что будет, если убрать гласный звук – ничего не получится.
И нам нужно помочь Вите узнать, что все слова делятся на слоги. Как это сделать, кто мне поможет? Да, мы делим слово на слоги, помогая себе хлопком. Для вас я приготовила задания – раскраски. Хотите выполнить задание? Для этого предлагаю вам сесть за стол. Картинки раскрасите дома, а сейчас внимание на то, что здесь нарисовано. И обратите внимание – один квадрат, два квадрата и три – это значит надо найти слово с одним звуком, двумя и тремя. Проводим стрелочки. И переворачиваем с другой стороны – здесь нет квадратиков, а мы посчитаем вместе сами и нарисуем сколько слогов- столько и кружков. Отлично, все справились! Раскраска вам в подарок!
Теперь мы вместе с вами попробуем составить цветную звуковую схему слова. Поможете мне? Я буду показывать вам слово на карточке – на доске, а вы у себя за столом будете с помощью цветных квадратов выкладывать звуковую схему слова. Для начала вспомним: гласные обозначаем красным цветом, твердые согласные – синим, а мягкие согласные – зеленым. Готовы? Внимание на доску. Педагог поочередно выкладывает слова. Молодцы, а теперь перерыв приглашаю в круг.
— А вот веселый мяч. Он подпрыгивает, не может дождаться, когда вы будете играть с ним.
— Я буду каждому из вас кидать мяч и называть слова, а вы из этих слов образуете новое слово, которое отвечает на вопрос «Какой?» И кидаете мне мяч. К примеру:
Ночь-ночной, Осень-осенний, Солнце-солнечный, Облако-облачный, Птичка-птичий, Книга-книжный, Река-речной, Гриб-грибной, Сирень-сиреневый, Калина-калиновый, Береза-березовый Липа-липовый, Лес-лесной, Сад-садовый, Цветок-цветочный, Малина-малиновый.
И теперь самое главное буквы, встречаясь друг с другом, образуют слоги, все слова, встречаясь друг с другом образуют? Предложения. И мы попробуем с вами составить предложения. Помните, я вам рассказывала, что предложение на схеме, на что похоже? …
На поезд с вагончиками. Самый главный вагон всегда выше других, поэтому первая буква в слове пишется с большой буквы.
Сначала – предложу вам я. Слушайте моё предложение:
«Осень заканчивается.» Попробуйте выложить у себя на столе схему к этому предложению. И другое предложение: «Выпал первый снег.» Схема. И последнее: «Скоро зима.»
Молодцы! Замечательно вместе сегодня поработали. Спасибо, вам ребята за ваши старания я дарю каждому из вас наклейку- звёздочку.
3. Итог.
О чём мы сегодня с вами говорили и кому что больше запомнилось?
Молодцы, а наше занятие сняли на видео, и я обязательно отправлю Вите, чтобы он тоже вместе с нами подготовился к школе!