МААМ-картинки

Обучение грамоте в старшей группе «Бабушкин сундук»

Оксана Попова
Обучение грамоте в старшей группе «Бабушкин сундук»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Петушок» комбинированного вида г. Благовещенска Республики Башкортостан

Обучение грамоте

в старшей группе по теме :

«Бабушкин сундук»

Провела: воспитатель Попова О. А.

2018год.

Цель: закреплять знания, умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»;

Публикация «Обучение грамоте в старшей группе „Бабушкин сундук“» размещена в разделах

создание условий для формирования у детей любви, интереса и уважения к родной культуре и историческому прошлому своего народа.

Интегрированные задачи:

Образовательные:

- закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;

- упражнять в выделении звука [р] из ряда других звуков;

- совершенствовать умение делить слова на слоги;

- закреплять навык звукового анализа слов;

- совершенствовать навык чтения в словах;

- упражнять в составлении предложений с заданным словом;

- закреплять умение строить схемы предложений;

- обогащать и активизировать словарь детей;

- закреплять знания малых фольклорных форм.

Развивающие:

- развивать умение детей определять позицию звука в словах, ставить ударение в словах;

- развивать фонематическое и зрительное восприятие;

- развивать речь детей, мелкую моторику пальцев рук, внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес; самостоятельность при выполнении заданий, интерес к грамматике, интерес и уважение к родной культуре и историческому прошлому своего народа.

Материалы и оборудование: презентация к образовательной деятельности; колокольчик;

кукла в русском народном костюме; схемы предложений, карточки с заданиями.

1. Орг. момент.

-Ребята, посмотрите, сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними, скажем им «здравствуйте».

- А теперь поприветствуем наших гостей по старым обычаям : поклоном и добрыми словами. Скажем им: «здравствуйте, люди добрые!» (прикладываем руку к груди и делаем поклон).

-Молодцы. А сейчас, ребята, посмотрите внимательно друг на друга. Я вам загадаю загадку о девочке, которая стоит среди нас. Назовите её. Она в красном платье и в белых колготках.

-Кто это?

-Верно, это…, она одета в красное платье и белые колготки.

-А теперь, ребята, посмотрите внимательно ещё раз друг на друга, что вы можете сказать об одежде детей, во что одеты наши ребята?

- Действительно, одежда разная. Кто-то из детей носит юбки, платья, сарафаны, кто-то - брюки, шорты, футболки…. Подумайте и скажите об этой одежде, какая же она?

(ответы детей)

- Верно, одежду, которую мы носим сейчас - она современная.

- А вы хотите узнать, какую одежду носили наши бабушки и прабабушки?

- Тогда я вас приглашаю в путешествие в прошлое: в русскую избу, где мы узнаем, как одевались люди много-много лет тому назад.

-Ребята, вы согласны отправиться в такое путешествие?

-Я предлагаю вам отправиться в путешествие на лошадке, согласны? А поможет нам в этом наш рот и язычок, готовы? (воспитатель проводит артикуляционную гимнастику «Цок, цок. Конь живой».)

2. Артикуляционная гимнастика

(дети щелкают языком, широко открыв рот)

Цок! Цок! Конь живой,

И с хвостом и с гривой

Он качает головой

Вот какой красивый!

Цок, цок, цок!

Ты лошадка – серый бок,

Ты копытцем постучи,

В гости нас скорей домчи.

-Молодцы!

3. Сообщение темы.

-А теперь, ребята, как говорили в старину : давайте присядем рядком, да поговорим ладком.

-Проходите и садитесь на стульчики.

- Обратите внимание, ребята, на волшебный экран, который поможет нам переместиться в прошлое.

-На мгновение закройте глаза, и как только услышите звон колокольчика, открывайте глазки.

(На экране размещён иллюстративный материал «Старинная русская изба»).

-А вот и русская изба (слайд) А это хозяйка избы - Марьюшка. «Здравствуйте, ребята, я очень рада, что вы посетили меня. Я приглашаю вас в свою избу. Думаю, что вам интересно будет узнать, каким был быт избы в прошлом».

-Ребята, рассмотрите внутреннее убранство избы. Назовите предметы быта, что стоит в избе? (слайд) (стол, лавка, печь, сундук)

-Да, стол, лавка, печь, сундук - это убранство русской избы.

- Ребята, а сейчас в наших домах имеются подобные предметы?

- Для чего нужна была печь?

-А где же хранилась одежда в старину, как вы думаете?

-Верно, в сундуке. А сундук – на что похож? ( ответы детей: на короб, ящик).

-Сундук этот необыкновенный. Какая одежда лежала в сундуке, мы узнаем, отгадав загадки.

-Вы готовы, ребята? Тогда будьте внимательны:

4. Загадки:

Каждый день поутру

Надеваю я трубу

Ну не догадаться вам?

Он зовётся (сарафан)

-Верно, сарафан. (слайд).

-Что же это за одежда

С четырьмя отверстиями

В одно входишь,

А в три выходишь (рубаха)

-Верно, рубаха. (слайд).

-Как вы думаете, эти вещи кто мог носить?

-Верно, ребята, рубаху и красивые сарафаны носили женщины.

Рубаха – она длинная, ниже колен, её красиво украшали вышивкой. Поверх рубахи надевали сарафан, он также мог быть украшен.

-А, давайте,посмотрим, нет ли на нашей Марьюшке такой одежды, какая в сундуке.

-Ребята, во что Марьюшка одета?

-Верно, на ней рубаха и сарафан.

-А теперь, внимательно послушайте, как я произнесу эти слова, какой при этом звук я выделила:

сарррафан, рррубаха?

-Верно, звук [р]. Дайте ему характеристику, какой он?

(ответы детей)

-Верно. Он согласный, так как он не поётся, при произношении встречает препятствие, звонкий, твёрдый. Бывает мягкий.

-Ребята звук [р] хочет с вами поиграть.

-Возьмите на столах карточки и определите позицию звука[р] в словах (произношу, будьте внимательны) сарафан, рубаха,;

закрасьте клеточку нужным цветом.

-Приступайте к работе. (дети работают самостоятельно)

-Я вижу, что вы закончили. Давайте проверим.

-И так, в слове рубаха, где мы слышим звук[р], в начале, в середине, в конце?

- Каким цветом закрасили клеточку? Почему синим?

-Верно. Проверяем. (слайд).

-В слове сарафан, где мы слышим звук[р], в начале, в середине, в конце? Каким цветом закрасили клеточку? Почему?

-Верно. Проверяем. (слайд).

-Молодцы!

5. А сейчас, ребята, мы поиграем в игру «Расшифруй слово» и узнаем, что ещё могло лежать в сундуке.

-Возьмите карточки, расставьте буквы по порядку в соответствии с цифрами, начиная от 1 до 6, прочитайте слово.

Р К О С А О

3 5 4 1 6 2

С О Р О К А

-Какое слово получилось?

-Верно, СОРОКА.

-Давайте прочитаем вместе: СОРОКА (слайд)

-Что означает слово сорока?

(ответы детей)

-Да, ребята, мы знаем, что сорока-это птица. А еще, в старину, сорокой называли головной убор молодой девицы. Сороку назвали так потому, что у косынки был как бы хвост и два крыла. (слайд)

- Ребята, посмотрите, а какой головной убор на нашей Марьюшке?

-Верно, кокошник. Кокошник- это женский головной убор, который тоже носили в старину.

- Ребята, давайте, еще раз назовем предметы старинной одежды, которые хранились в сундуке :

сарафан, рубаха, сорока. (хором)

-Как вы думаете, что они составляют?

-Верно, русский народный костюм. -Значит, наши бабушки и прабабушки носили

Русский народный костюм (слайд)

-Давайте повторим хором: русский народный костюм.

-Значит, наша Марьюшка в каком костюме?

-Да, она в русском народном костюме. Костюм украшен узорной тесьмой, вышивкой

-.Спасибо тебе Марьюшка. Мы узнали, какая одежда могла храниться в сундуке.

-Ребята, а сейчас давайте немножко отдохнём, проведем физкультминутку.

6. Физкульминутка.

Любопытная Варвара Смотрит влево. Смотри вправо, (повороты головы влево - вправо) А потом вперед, тут немного отдохнет. (расслабленный наклон головы вперед) Шея не напряжена, а расслаблена она. (голову держать прямо) А Варвара смотрит вверх. Выше всех и дальше всех (наклон головы назад) Возвращается обратно, Расслабление

7. Работа над словом коса.

-Молодцы! Отдохнули.

-Ребята, давайте ещё раз посмотрим на нашу гостью.

-Посмотрите, какая у неё длинная коса.

-Ребята, скажите, что такое коса?

-Коса – это заплетённые волосы. (слайд)

-И у наших девочек в группе тоже есть косы.

-Как вы понимаете выражение «коса – девичья краса»

(ответы детей)

-Да, на Руси, с давних времён символом девичьей красоты считалась коса.

У кого коса была самой длинной, та считалась лучшей невестой.

- А ещё, какое значение имеет слово коса?

(ответы детей)

-Верно, это ручное орудие труда для скашивания травы, которое тоже появилось в древней Руси. (слайд)

8. Характеристика звуков.

-Давайте произнесё м это слово хором и разделим его на слоги:

КО-СА

-Сколько в слове слогов?

-Назовите первый слог? (ко)

-Назовите второй слог? (са).

-Какой звук ударный? Произнесите это слово с ударением.

-На какой звук падает ударение?

-Верно, на звук [A]

-А какой это звук: гласный или согласный? Почему?

-Давайте прочитаем слова: КОСА-ОСА - (слайд)

-Кто прочитает один?

-А теперь прочитаем хором : КОСА-ОСА

-Кто такая оса? :

-Верно, насекомое.

-Как получили слово ОСА?

-Убрали букву К.

-У вас на столах лежат карточки, подберите схемы к соответствующим картинкам.

КОСА-

ОСА-

-Закончили, давайте проверим. Сколько звуков в слове КОСА (4)

-С какой схемой соединили, где сколько квадратиков?

-Верно, четыре.

-Сколько звуков в слове ОСА? (3)

-С какой схемой соединили, где сколько квадратиков?

-Верно, три. Проверяем. У кого так, поднимите руку. (слайд)

-Молодцы!

9. Работа над предложением.

-А теперь составьте со словом КОСА предложение.

-Молодцы. У вас красивые получились предложения. Послушайте, какое предложение

составила я: Марьюшка заплела красивую косу.

-Давайте к этому предложению составим схему.

-Сколько слов в предложении? (4)

-Назовите первое слово. (Марьюшка).

-Назовите второе слово. (заплела).

-Назовите третье слово. (красивую).

-Назовите четвертое слово. (косу).

-Вы работаете у себя на столах, а … у доски.

-С какой буквы пишем предложение? Почему?

-Верно. Это начало предложения и имя девочки.

-Какую полоску возьмём со значком или без значка?

-Верно, возьмём полоску со значком.

-Что ставим в конце предложения?

-Верно, точку.

-Молодцы. Ребята, у кого такая же схема получилась?

-Хорошо. Молодцы!

10. Итог. Оценивание.

-Вот и подошло к концу наше занятие и путешествие в прошлое. Давайте нашу Марьюшку поблагодарим, скажем ей спасибо и до свидания.

-Снова закройте глазки. Прозвенит колокольчик, и мы вернемся в группу. Открывайте глазки.

-Вам понравилось наше путешествие?

- Где мы побывали?

-Что интересного вы увидели? Узнали?

-Ребята, назовите еще раз, как называется старинная русская одежда?

-Правильно, русский народный костюм.

-Молодцы сегодня все ребята! Всем большое спасибо.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Дистанционное обучение по теме «Насекомые» в старшей группеДистанционное обучение по теме «Насекомые» в старшей группе Последняя майская неделя дистанционного обучения в старшей группе «Росток» прошла по теме «Насекомые». Для реализации задач по этой теме.

Фотоотчёт о создании посылки «Бабушкин сундук»Фотоотчёт о создании посылки «Бабушкин сундук» Сегодня я хочу поделиться с вами фотоматериалами о подготовке посылки в дружественную группу "Сказка" загородного детского сада, в рамках.

Конспект мастер-класса по изучению и сохранению семейных традиций кубанского казачества «Открываем бабушкин сундук» «Открываем бабушкин сундук…» Цель: создание условий для формирования у детей устойчивого интереса к истории, быту и культурному наследию.

Конспект занятия по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей группе по теме «Путешествие в страну «Грамотейка»Конспект занятия по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей группе по теме «Путешествие в страну «Грамотейка» Цель: формирование первоначальных лингвистических представлений, интереса к обучению в школе. Программные задачи: • формировать действия.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Обучение грамоте. Слово» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» ДО № 2 Всеволожского района.

Мини-проект «Бабушкин сундук» Мини проект «Бабушкин сундук.» Тапчиева Р. В. Володечева М. А. Паспорт проекта «Бабушкин сундук.» Срок: краткосрочный проект. Тип проекта:.

Перспективное планирование в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие». (Обучение грамоте) Сентябрь 1. Звук и буква А Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить.

Сценарий музыкального развлечения в первой младшей группе «Бабушкин дворик» Видео Сценарий написан для закрепления названий домашних животных под музыку из развивающего м/ф ""Синий Трактор - По полям,по полям" - это забавная.

Технологическая карта занятия. Обучение грамоте. Деление двух и трех составных слов на слоги. Выделение первого звука в словеТехнологическая карта занятия. Обучение грамоте. Деление двух и трех составных слов на слоги. Выделение первого звука в слове Вот и закончился финал республиканского конкурса «Педагог года Луганщины». На протяжении всей конкурсной недели, атмосфера праздника не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение грамоте в старшей группе «Бабушкин сундук»
Опубликовано: 14 июля 2022 в 17:30
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение грамоте в старшей группе «Бабушкин сундук»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Попова (УИ 2004877) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД