Алена Иванова
Обучение навыкам самообслуживания детей раннего возраста в естественных жизненных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
О том, когда учить ребенка есть самому, одеваться и раздеваться, соблюдать правила гигиены, убирать за собой игрушки и многих других навыках, которыми должен овладеть любой ребенок. Точного возраста, конечно же никто не скажет, все зависит от ребенка, его темперамента, темпов развития, но все же можно говорить об определенном промежутке времени.
Публикация «Обучение навыкам самообслуживания детей раннего возраста в естественных жизненных условиях» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Все мамы, у кого растут малыши, знают, что у ребенка рано или поздно начинается период «Я сам!» Важно заметить начало этого периода и воспользоваться им. Часто сами родители приглушают желание ребенка что-то сделать самому, мотивируя это тем, что самой проще накормить-одеть-обуть, что нет времени ждать, что ребенок испачкается – порвет-не получится. Но не стоит пренебрегать желаниями самого малыша, ведь если пропустите этот важный период, настаивая на том, что все будете делать сами, то и ребенок поймет, что не надо трудиться, все сделает мама. Постепенно желания самому поесть или натянуть штанишки будут угасать, и вы рискуете одевать и кормить ребенка до школы.
В рамках деятельности Службы ранней помощи в условиях МАДОУ ЦРР – детский сад предлагаем родителям рекомендации способствующие формированию навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста.
Когда пора самостоятельно есть ложкой? Большинство детей начинают рано проявлять интерес к ложке и тарелке. Уже месяцев в 10 малыш пытается перехватить ложку у мамы, ближе к году хочет сам зачерпывать еду из тарелки. Не стоит ограничивать его желания. Нужно запастись терпением, слюнявчиками — и вперед — учиться. Здесь даже обучать особо не надо — малыш сам будет пытаться донести ложку до рта со всем содержимым. Сначала вся еда будет лететь мимо — на стол, стул, самого ребенка — но со временем навык усовершенствуется и ребенок научится есть самостоятельно.
Как помочь? Положите на стол салфетку. Используйте посуду, на дне которой есть рисунок, малыш, съедая всю порцию, открывает картинку. Не накладывайте сразу много еды в тарелку малышу, лучше положите добавку. И ни в коем случае не заставляйте есть насильно. Показывайте ребенку пример других членов семьи.
Когда ребёнок ест кашу или другую густую пищу, дайте ему чайную ложку. Вложите её правильно в руку малыша. Возьмите его руку в свою и помогите ему зачерпнуть ложкой немного каши. Направьте руку ребёнка к его рту, приговаривая: “Вот как здорово у тебя получается!” Постепенно ребёнок научится самостоятельно справляться с ложкой. На первых порах ребёнок может уставать от однообразных движений. Чтобы сократить время еды и предотвратить утомление, возьмите другую ложечку и покормите малыша проговаривая потешки:
У тарелки есть секрет,
Там на дне зверей портрет,
Нужно скушать все до дна,
Тайна станет нам видна.
Ешь скорее супчик вкусный,
А то зверям очень грустно,
Шире ротик свой открой,
Встречи ждут они с тобой.
Есть учиться будем сами,
Ложку Ире (или другое имя, ложку маме,
Наполняем, тянем в рот,
А теперь наш рот жует.
Проживали, всё глотаем,
И сначала начинаем.
Когда одеваться и раздеваться самому? К полутора годам нарастают осмысленные двигательные умения ребенка. Он уже хорошо знает, что ему надо делать при переодевании, принимает при этом соответствующую позу, просовывает ножки и ручки в одежду, которую держит взрослый. При раздевании сам снимает шапочку, носочки. Поощряйте эти действия малыша.
Как помочь? Главное правило в обучении одеться и раздеться — одежда должна быть удобной, легко сниматься, иметь максимально простые застежки. Сначала ребенок учится снимать штанишки, колготки, затем футболки и кофточки. Старайтесь не предлагать сложных застежек, ремней, узких прорезей для пуговиц. Всем этим малыш овладеет уже после того, как научится надевать простые вещи.
Научиться справляться с простейшими застёжками ребёнку помогут игры с предметами, которые можно расстёгивать и застёгивать. Дайте ребёнку кошелёчек, сумку или сшейте для его любимой игрушки костюмчик с застёжками (липучками или крупной молнией). Покажите малышу, как можно расстёгнуть, а потом застегнуть застёжки. Пусть он постепенно осваивает необходимые навыки.
В обучении одеванию можно использовать и игровые приемы. Например, одевать куклу, а потом себя. А если ребенок одеваться не хочет, можно устроить маленькую сценку. Взять игрушку любимую, пусть мишка или зайчик заплачет, скажет, что он не может одеться, поэтому не получится пойти гулять. И предложите малышу помочь зайчонку, показать, как надо одеваться на собственном примере.
Если у вас возникают проблемы с одеванием, попробуйте воспользоваться какой-нибудь игрой, отвлекающей малыша: Держа малыша на руках, напевайте ему "одевальную" песенку, например: "Оденем мы сынишке тёплые штанишки (одеваем дочке тёплые носочки, а на ножки, а на ножки тёплые сапожки. " Песенку можно заменить на любимый стишок ребёнка, потешку, сказку. Перед тем как одеваться, можно посмотреть карточки, где нарисованы детки, одевающиеся сами. Играйте с ребенком в игру "Путаница". Говорите малышу, например, так: "Сейчас я возьму ботинок и надену тебе на ухо, так? Нет? А куда?" Если вдруг малыш не заметит ошибку и не исправит вас, попросите исправить ошибку игрушечного медвежонка или куклу. Все эти игры помогают малышу спокойней переносить одевание, почувствовать свою самостоятельность.
Когда пора пить из чашки? Одни дети могут освоить это умение уже в 6–8 месяцев, другие и после года не расстаются с бутылочкой и наотрез отказываются пить из чашки. Здесь дело не в развитии, а в привычке.
Как помочь? Странно требовать от годовалого малыша пить из чашки, если он никогда не видел этот предмет и привык пить через соску или из поильника. Чем раньше вы начнете его учить, тем раньше он освоит этот навык. Оптимально начинать приучение к чашке в возрасте 6 месяцев. Сначала учим пить с ложечки, а после переходим к чашке. Как правило, дети, которые пьют из бутылочек, позже начинают пить из чашки просто потому, что им это привычнее, а родителям — удобнее.
Когда пора самому ходить в туалет? Этот вопрос вызывает, как правило, наибольшее количество споров. Однако и в этом вопросе все индивидуально для каждого малыша. Главным критерием является умение ребенка сидеть. Когда ребенок научиться сидеть уверенно сам, вот тогда и можно начинать потихоньку приучать ребенка к горшку.
Что же важно при выборе горшка? Важно, чтобы горшок был удобным, подходящим по размеру малышу. Важно, чтобы ребёнок мог сам в нем сидеть, не падая и не переворачиваясь. И важно, чтобы не было ни каких острых углов, вытаскивающихся контейнеров (как у горшков – стульчиков) и крышек, из-за которых малыш может прищемить кожу и надолго отказаться от горшка.
Итак, горшок мы выбрали. Удобный, гладкий, еще и с выступом спереди для мальчиков, чтобы не разбрызгивалось и что дальше? А дальше мы должны понять и изучить поведение малыша. Некоторые детки замирают перед тем, как пописать, некоторые издают определенные звуки или присаживаются. Каждая мама знает своего ребенка лучше всех. Ну и физиология конечно же. После ночного и дневного сна малыши ходят в туалет более часто и обильно, а ближе к вечеру количество мочеиспусканий уменьшается. Объем мочевого пузыря малыша до года невелик и ребенок ходит в туалет примерно через 30-45 минут в 8-9 месяцев и через 1-1,5 часа в год. У всех детей эти периоды индивидуальны, но когда вы начнете действовать, вы поймете режим вашего малыша. Высаживая ребенка на горшок, захватите любимого друга малыша, посадите рядом, объясните, что он тоже хочет пись - пись, прочитайте потешку: например,
Прыг-скок, прыг-скок,
Мы присядем на горшок.
Мы поели, мы попили,
Про него чуть не забыли!
Начинаем наш урок.
Это что стоит? Горшок!
Раз-два-три-четыре-пять
Будем мы штаны снимать!
Помимо использования горшка, малыш должен постепенно учиться умываться, чистить зубы и причесываться. Для формирования этих навыков можно использовать желание ребёнка подражать взрослым. Пусть ребёнок присутствует при вашем утреннем туалете. Видит, как вы умываетесь, чистите зубы. Можно тоже дать ему зубную щеточку, пусть пытается повторить ваши действия. На помощь в умывании так же приходят потешки:
Водичка-водичка,
Умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Эту потешку желательно использовать в ежедневных процедурах с рождения. Помимо приучения к чистоте вы учите малыша названиям частей лица.
Когда пора учить убирать игрушки? У многих детей в возрасте 1-1,5 года появляется страсть к перекладыванию и фасовке предметов - используйте этот момент – учите складывать игрушки в отведенные места. Ребенок это сделает с удовольствием.
Как помочь? Малыши не любят убираться. Все это знают. Но стоит их учить на собственном примере. После игры предложите положить игрушку на место, если малыш этого не сделал – помогите ему, складывайте игрушки сами. Но важный момент – ребёнок в это время должен находиться рядом и хотя бы наблюдать, а не заниматься своими делами. Можно поиграть в игру – кто быстрее сложит все в корзину или у кого больше игрушек будет на полочке.
Одним из важных условий легкого формирования навыков самообслуживания является создание удобной для малыша среды. Согласитесь: тяжело учиться пить из большой чашки, которую и в руки-то взять неудобно. А уж доставать с верхней полки свои штанишки и колготки — и подавно.
Сделайте дом удобным для малыша:
- пусть полотенце в ванной висит так, чтобы малыш мог сам его снять;
- в ванной должна стоять ступенька, встав на которую, ребенок сможет дотянуться до крана и до своего стаканчика с зубной щеткой и пастой;
- все туалетные принадлежности малыша должны быть расположены так, чтобы ему было удобно ими пользоваться;
- дверь в туалет должна легко открываться, и если на первом году жизни вы поставили везде круглые ручки, которые нужно поворачивать, самое время их сменить, ведь малышу до 3–4 лет они не под силу;
- пусть в туалете всегда будут влажные салфетки — так вы снизите риск грязных штанишек;
- столовые приборы должны быть подходящего размера;
- одежда малыша должна храниться там, где он легко сможет ее сам достать, он должен знать, где лежат трусики, где майки, где носочки, а где кофты.
В обучении навыкам самообслуживания решающим и ведущим фактором является собственный пример взрослого. Нет каких-либо волшебных упражнений и методов. Главное – это терпение со стороны взрослого и желание научить ребёнка быть самостоятельным. После первого дня рождения вы перестанете быть для малыша всем миром и условием выживания. Крохотными шагами начнет развиваться самостоятельность ребенка – он научится сам себя кормить, снимать одежду и обувь, а затем перейдет к более сложным навыкам самообслуживания. У разных детей стремление к независимости проявляется по-разному, поэтому не торопите свою кроху. Пускай развивается своим темпом.