Обучение творческому рассказыванию по картине с помощью ТРИЗ и РТВ как средство развития речи и мышления дошкольников

Елена Подвиженко
Обучение творческому рассказыванию по картине с помощью ТРИЗ и РТВ как средство развития речи и мышления дошкольников

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский).

Творческое воображение - это сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.

На занятиях по развитию речи использование методов и приёмов ТРИЗ способствует обучению творческому рассказыванию. Дети дошкольного возраста испытывают трудности в составлении описательного рассказа, загадок, метафор. Для успешного овладения этими умениями необходимы алгоритмы.

Многократное применение алгоритма создаёт условия для формирования умения обобщать и специализировать навыки переноса признаков или действий одного предмета на другой, развивает логичность в суждениях. Использование алгоритма облегчает труд педагога и положительно влияет на результат, мотивирует детей на создание продукта. Поэтому их часто использую на своих занятиях.

Для подготовки к занятию по бучению творческому рассказыванию по картине необходимо было расширить, обогатить словарь детей для составления загадок и метафор. Для этого подробно изучались осенние приметы через наблюдения в природе, рассматривание картин, изучение литературных произведений. Из загадок и стихотворений выбирали образные выражения, объясняли их смысл и запоминали их.

Например:

***

Из серых кораблей капает,

А цветы моются.

(дождь)

- Что в загадке назвали серыми кораблями? (Тучи.)

- Как цветы могут мыться? (Капли дождя смывают пыль с лепестков.)

***

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Е. Трутнева

- Что автор называет платьем на плечах берёзы? (Листья на ветках дерева.)

- От чего двор как в солнечных лучах в пасмурный день? (От золотого цвета листьев на деревьях.)

- Что поэт называет дождём из листьев? (Листопад.)

- Как листья могут лететь? (Падая с ветки, кружась на ветру, пока не лягут на землю.)

Далее проводились игры и творческие задания для развития выразительности речи и обучения составлению загадок.

«Каким может быть? Кто делает так же?»

Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как, но не…», «Какой? - Что такое же у другого объекта?», «Что (кто) делает так же?»

Ведущий называет объект. Дети выделяют его свойства и действия. Предлагает перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено. В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Например:

- Солнце какое? (Круглое, жёлтое.)

- Что такое же? (Мячик, шарик, лимон, цыплёнок.)

- Солнце что делает? (Светит, греет.)

-Что ещё может светить? (Лампочка, свеча.)

- Что ещё греет? (Печка, грелка, батарея.)

Из предложенных вариантов составляется текст загадки:

«Что круглое как мячик, жёлтое как цыплёнок,

светит, но не лампочка, греет, но не печка?»

Своё занятие я начала с приёма «Скрытая картина». По небольшой её части, нужно было предположить, что изображено на ней. Дети верно назвали, что на картине изображена осень,привели аргументы: жёлтые листья, пасмурное небо, голые ветки деревьев. Софья предположила, что это дети гуляют по улице, т. к. крыши домов ей напомнили шапочки.

Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине использовался прием «Подзорная труба».Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его.

Для определения деталей одного объекта используется приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и др. Я использовала этот приём для составления кроссворда, взяв за основу объекты на картине. Игры эти направлены на активизацию внимания детей.

Окончательным итогом данных игр считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила – «Когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные».

Провела физминутку, используя приём «Ожившие предметы». Этот приём способствует развитию у детей эмпатии, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.

Детям было предложено изобразить мимикой и движениями различные объекты.

«Покажите дерево, обдуваемое лёгким ветерком. Дерево на сильном ветру. И т. д.»

Для описания на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств, я использовала прием «Вхождения в картину».

При помощи волшебников Ухо, Нос, Рука и Глаз дети рассказывают о своих ощущениях:

- Я чувствую, как мне на лицо падают капельки дождя.

- Я слышу, как шелестят листья на ветру.

- Я чувствую запах мокрой листвы. И т. д.

Для составления описательного рассказа использовала приём «Составления метафор».

Во время предварительной работы мы учились составлять метафоры.

Например:

Метафора про дождь. Дождь капает, как слезы (сравнение с объектом). Дождь идет из туч (находится место расположения объекта).

Слова для метафорической фразы: «слезы туч».

Метафорические фразы: «Осенью тучи часто льют свои слезы», «Слезы туч были очень холодными».

Непосредственно на занятии работа проводилась следующим образом. Когда дети перечисляли, увиденное на картине «Из туч идёт дождь», я показывала детям картинкус изображением плачущей девочки:

-Что делает девочка? (Плачет)

– Как сказать по-другому? (Льёт слёзы).

Предлагала сравнить дождливые тучи с плачущей девочкой,получилась фраза:

«Тучи льют свои холодные слёзы».

В процессе составления метафор использовала ещё один приём «Мозговой штурм».

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

На моём занятии детям нужно было найти ответ на вопрос «Почему может грустить осеннее небо?»Версии детей: «Стало пасмурно, холодно. Потому что скоро наступит зима. Потому что наступила осень».Я подвожу детей к мысли: «Если наступила осень, значит, закончилось какое время года?» Выбрали версию «Осеннее небо грустит, потому что закончилось лето».

Для успешного развития у детей выразительности речи педагогам рекомендую как можно чаще проводить игры и задания с использованием технологий ТРИЗ и РТВ.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Обучение детей творческому рассказыванию. Использование моделирования. Программа «Детство»Обучение детей творческому рассказыванию. Использование моделирования. Программа «Детство» Одним из видов обучения рассказыванию в рамках работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста является обучение творческому.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Наша армия
  • Транспорт
Автор публикации:
Обучение творческому рассказыванию по картине с помощью ТРИЗ и РТВ как средство развития речи и мышления дошкольников
Опубликовано: 15 марта 2015 в 10:01
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. День русской избы на МААМ

Все мы, даже коренные городские жители, изначально родом из деревни. Поэтому важной составной частью нравственно-патриотического воспитания детей является их ознакомление с этими своими истоками. В...

23 октября. День городецкой росписи на МААМ

Яркой и неповторимой городецкой сказке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы приобщить ребенка к отечественному художественному наследию и...

Мастер-класс по лепке из пластилина «В лесу выросли мухоморы» с детьми средней группы
Цель: формировать у детей умение лепить грибок, прочно соединяя детали друг с другом. Задачи: - учить детей средней группы лепить из пластилина шляпку...
Сценарий утренника ко Дню Матери для старшего дошкольного возраста
Сценарий праздника. «Волшебный цветок для мамы» Музыкальный руководитель высшей категории Галактионова Е. В. Под музыку «Вальс» Штрауса, дети( с...
Мастер-класс «Журавлики». Три поделки из бумаги для начальной школы ко Дню белых...
Сегодня, 22 октября, в нашей стране отмечается день белых журавлей. Большинство учащихся нашей школы не знают об этом празднике. Поэтому я прошла по...