Обучение творческому рассказыванию по картине с помощью ТРИЗ и РТВ как средство развития речи и мышления дошкольников

Елена Подвиженко
Обучение творческому рассказыванию по картине с помощью ТРИЗ и РТВ как средство развития речи и мышления дошкольников

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский).

Творческое воображение - это сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.

На занятиях по развитию речи использование методов и приёмов ТРИЗ способствует обучению творческому рассказыванию. Дети дошкольного возраста испытывают трудности в составлении описательного рассказа, загадок, метафор. Для успешного овладения этими умениями необходимы алгоритмы.

Многократное применение алгоритма создаёт условия для формирования умения обобщать и специализировать навыки переноса признаков или действий одного предмета на другой, развивает логичность в суждениях. Использование алгоритма облегчает труд педагога и положительно влияет на результат, мотивирует детей на создание продукта. Поэтому их часто использую на своих занятиях.

Для подготовки к занятию по бучению творческому рассказыванию по картине необходимо было расширить, обогатить словарь детей для составления загадок и метафор. Для этого подробно изучались осенние приметы через наблюдения в природе, рассматривание картин, изучение литературных произведений. Из загадок и стихотворений выбирали образные выражения, объясняли их смысл и запоминали их.

Например:

***

Из серых кораблей капает,

А цветы моются.

(дождь)

- Что в загадке назвали серыми кораблями? (Тучи.)

- Как цветы могут мыться? (Капли дождя смывают пыль с лепестков.)

***

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Е. Трутнева

- Что автор называет платьем на плечах берёзы? (Листья на ветках дерева.)

- От чего двор как в солнечных лучах в пасмурный день? (От золотого цвета листьев на деревьях.)

- Что поэт называет дождём из листьев? (Листопад.)

- Как листья могут лететь? (Падая с ветки, кружась на ветру, пока не лягут на землю.)

Далее проводились игры и творческие задания для развития выразительности речи и обучения составлению загадок.

«Каким может быть? Кто делает так же?»

Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как, но не…», «Какой? - Что такое же у другого объекта?», «Что (кто) делает так же?»

Ведущий называет объект. Дети выделяют его свойства и действия. Предлагает перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено. В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Например:

- Солнце какое? (Круглое, жёлтое.)

- Что такое же? (Мячик, шарик, лимон, цыплёнок.)

- Солнце что делает? (Светит, греет.)

-Что ещё может светить? (Лампочка, свеча.)

- Что ещё греет? (Печка, грелка, батарея.)

Из предложенных вариантов составляется текст загадки:

«Что круглое как мячик, жёлтое как цыплёнок,

светит, но не лампочка, греет, но не печка?»

Своё занятие я начала с приёма «Скрытая картина». По небольшой её части, нужно было предположить, что изображено на ней. Дети верно назвали, что на картине изображена осень, привели аргументы: жёлтые листья, пасмурное небо, голые ветки деревьев. Софья предположила, что это дети гуляют по улице, т. к. крыши домов ей напомнили шапочки.

Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине использовался прием «Подзорная труба». Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его.

Для определения деталей одного объекта используется приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и др. Я использовала этот приём для составления кроссворда, взяв за основу объекты на картине. Игры эти направлены на активизацию внимания детей.

Окончательным итогом данных игр считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила – «Когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные».

Провела физминутку, используя приём «Ожившие предметы». Этот приём способствует развитию у детей эмпатии, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.

Детям было предложено изобразить мимикой и движениями различные объекты.

«Покажите дерево, обдуваемое лёгким ветерком. Дерево на сильном ветру. И т. д.»

Для описания на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств, я использовала прием «Вхождения в картину».

При помощи волшебников Ухо, Нос, Рука и Глаз дети рассказывают о своих ощущениях:

- Я чувствую, как мне на лицо падают капельки дождя.

- Я слышу, как шелестят листья на ветру.

- Я чувствую запах мокрой листвы. И т. д.

Для составления описательного рассказа использовала приём «Составления метафор».

Во время предварительной работы мы учились составлять метафоры.

Например:

Метафора про дождь. Дождь капает, как слезы (сравнение с объектом). Дождь идет из туч (находится место расположения объекта).

Слова для метафорической фразы: «слезы туч».

Метафорические фразы: «Осенью тучи часто льют свои слезы», «Слезы туч были очень холодными».

Непосредственно на занятии работа проводилась следующим образом. Когда дети перечисляли, увиденное на картине «Из туч идёт дождь», я показывала детям картинку с изображением плачущей девочки:

-Что делает девочка? (Плачет)

– Как сказать по-другому? (Льёт слёзы).

Предлагала сравнить дождливые тучи с плачущей девочкой, получилась фраза:

«Тучи льют свои холодные слёзы».

В процессе составления метафор использовала ещё один приём «Мозговой штурм».

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

На моём занятии детям нужно было найти ответ на вопрос «Почему может грустить осеннее небо?» Версии детей: «Стало пасмурно, холодно. Потому что скоро наступит зима. Потому что наступила осень». Я подвожу детей к мысли: «Если наступила осень, значит, закончилось какое время года?» Выбрали версию «Осеннее небо грустит, потому что закончилось лето».

Для успешного развития у детей выразительности речи педагогам рекомендую как можно чаще проводить игры и задания с использованием технологий ТРИЗ и РТВ.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Обучение детей творческому рассказыванию. Использование моделирования. Программа «Детство»Обучение детей творческому рассказыванию. Использование моделирования. Программа «Детство» Одним из видов обучения рассказыванию в рамках работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста является обучение творческому.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Наша армия
  • Транспорт
Автор публикации:
Обучение творческому рассказыванию по картине с помощью ТРИЗ и РТВ как средство развития речи и мышления дошкольников
Опубликовано: 15 марта 2015 в 10:01
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома», приуроченного...
Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству;...
Отчет об экскурсии в школьную библиотеку. Старшая группа
Отчет об экскурсии в школьную библиотеку( старшая группа. Цель : продолжать знакомить воспитанников с профессией библиотекаря. - формировать представление...
Целевая прогулка «Я — пешеход»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №8 Улыбка», группа №8 «Непоседы» Целевая прогулка «Я - пешеход» Подготовили и провели...