Наталья Сертакова
Обучению грамоте и конспекты НОД с использованием здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье – это резервы сил :иммунных, защитных, физических и духовных. И они не даются изначально, а взращиваются по законам воспитания. А наукой воспитания является педагогика.
В. Ф. Базарный
Одной из главных проблем в современном обществе является сохранение здоровья детей, полноценное развитие их организма. Только здоровый ребенок способен к раскрытию и реализации своих потенциальных возможностей и природных задатков.
Публикация «Обучению грамоте и конспекты НОД с использованием здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский считал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
За последнее время появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей и это яркое свидетельство того, что проблема века услышана.
Педагогический коллектив нашего образовательного учреждения находится в поиске новых и совершенствовании существующих форм, средств и методов укрепления здоровья детей. Нашей главной целью является создание единой системы воспитательно-образовательного процесса, построенного на интегративной основе, которое обеспечит развитие познавательных и творческих процессов у дошкольников через включение их в социальную среду и удовлетворит потребность в психофизическом здоровье. Поэтому наши педагоги стараются строить взаимодействие с детьми только в соответствии с индивидуальным уровнем их психического и физического развития. [13]
В нашем ДОУ используется целенаправленная программа оздоровления детей. В поиске средств и методов повышения эффективности здоровьесберегающей деятельности мы обратились к технологии доктора медицинских наук Владимира Филипповича Базарного. Ведущая идея технологии В. Ф. Базарного – сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение ребенка. Ее характерными особенностями являются:
• подвижность детей во время занятий;
• природосообразность используемых методик : образовательный процесс протекает благодаря, а не вопреки естественной природе детей;
• четкие количественные критерии, по которым проводится оценка интеллектуального и психофизиологического состояния детей: воображение, осанка, острота зрения и т. д.
Сегодня эту технологию используют как воспитатели дошкольных учреждений,так и педагоги начальной школы.
Здоровьесберегающая технология В. Ф. Базарного предусматривает следующие методики.
Режим моторной свободы динамических поз: дети меняют в процессе занятия позы «сидение–стояние», то есть попеременно работают за столом и за конторкой. Особенность конторки в том, что ее рабочая поверхность находится под наклоном 14–18 градусов. Изменять динамические позыдетям предлагается через каждые 10–15 минут. Работа, стоя за конторкой, обеспечивает тренировку опорно-двигательного аппарата, нормальную работу сердечно-сосудистой системы, активный режим для нервной системы.
Технология Базарного также предлагает режим расширения зрительных горизонтов: дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении на так называемыхсенсорно-дидактических подвесках, или «коромыслах», которые подвешиваются к потолку в четырех углах комнаты. Дидактический материал располагается на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять. Карточки с заданиями и ответами могут находиться не только на коромыслах, но и на занавеске, за цветком и т. д. ,поэтому дети постоянно находятся в движении. Чтобы выполнить задание, детям приходится совершать десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем, они вынуждены тянуться вверх, вдаль.
Еще один прием технологии – использование офтальмотренажера во время проведения физкультминуток. Тренажер включает «восьмерки», круги, схемы зрительных траекторий для глаз. На схеме тренажера с помощью стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вперед–назад, влево–вправо, по и против часовой стрелке, по «восьмерке». Каждая траектория имеет свой цвет,что делает схему яркой, красочной и привлекает внимание детей. Пробегая несколько раз по разноцветным линиям тренажера, детский взгляд отдыхает. Также активно используется специальная палка-указка (держалка, на которую прикрепляется (вставляется в прорезь) любая картинка. За ней дети следят глазами, при этом движения глаз должны сочетаться с движением головы.
Такая физкультминутка снимает зрительное утомление, тренирует шейные позвонки, повышает активность детей на занятии.
Известно, что чем жестче ограничено пространство, тем больше мы уходим в депрессию, в состояние хронической угнетенности. Это верно и для детей, ведь большую часть времени они проводят в помещении. Отрицательную роль играет и бедность окружающей цветовой гаммы, а ведь мозг ребенка настроен на многоцветье. Для того чтобы вернуть детям цветной, яркий мир и частично расширить зрительные горизонты, используется экологический букварь. Он представляет собой настенное панно (по ширине не менее 2-х метров,расположенное на одной из стен группы и изображающий уходящую вдаль и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность. На этом фоне демонстрируется дидактический материал.
В процессе выполнения заданий дети свободно передвигаются по комнате, не нарушая процесс ведения занятия. Общение воспитателей с детьми проходит в форме диалога и сотрудничества. Весь познавательный материал преподносится детям через игровые упражнения, что позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным.
Для того чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в детском саду, так как это самое благоприятное время для выработки привычек здорового образа жизни. [4]
Согласно Федеральному плану, программа не упрощается, процесс обучения не разрушается, а становиться более доступным и увлекательным. Но, планируя занятия, нужно тщательно продумывать задания и связывать их с технологиями. Более того, изучая технологии, я убедилась, что фундамент школьных форм патологий закладываются в дошкольном периоде и главными источниками нездоровья детей являются следующие причины:
1. Большое внимание уделяется образовательным стандартам, а не приоритету здоровья;
2. Зачастую не учитывается моторно-динамический образ ребенка, с его смыслом, мотивами и игровым началом;
3. Не формируем у дошкольников функциональную зрелось тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть школьных нагрузок;
4. Занятия в ДОУ проходят в основном в режиме ближнего и частично дальнего зрения;
5. Дети большую часть времени находятся в закрытом помещении, в ограниченном пространстве, с обеднённой развивающей средой;
6. Обучение детей по мертвым буквам, цифрам, схемам ведут к угасанию чувства жизни, добра, переживаний.
7. Игра зачастую теряет основной смысл для развития детей, которая опиралась на двигательный процесс, активность, с образным мышлением, подлинно развивающим смыслом, она стала носить образовательные цели и лишь частично воспитательные.
8. Дети в детском саду перегружены занятиями и для свободной, творческой, игровой деятельности у них нет времени, даже работая в гибком режиме. [7]
Применение технологий Базарного В. Ф. позволяет устранять многие причины.
Одна из технологий В. Ф. Базарного – построение занятий в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Отличительной особенностью методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора.
Сигнальные метки вносят огромное разнообразие в развивающую среду. То снежинки прилетели с прорезями, а в них задания, отгадки. То птицы перелётные прилетели весной, а под ними пропечатанная первая буква из её названия. []
Опыт показал, что на занятиях обучение грамоте,, сюжетно-ролевые игры эффективны в данном режиме, т. к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор.
Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость, а также гармоническое формирование функций зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных функций.
Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте с использованием здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе со старшими дошкольниками
Пояснительная записка
Образовательная деятельность познавательному развитию область «Обучение грамоте» предполагает использование разнообразных игр и упражнений, которые имеют многофункциональный характер: знакомят с буквами, способствуют обучению чтению, создают прочную фонетико-фонематическую базу, развивают внимание, память, логическое мышление. Рисунки, схемы, словесные игровые упражнения, логические задачи, рифмованные упражнения – все это вызывает интерес детей, облегчает усвоение материала.
Цели:
• подготовка дошкольника к обучению грамоте;
• развитие письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.
Задачи:
1. Учить детей выделять в произношении заданный звук, сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие согласные, сонорные).
2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4–5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешку, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.
3. Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.
4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.
5. Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.
Возрастные особенности детей 6–7 лет. Речевые умения детей этого возраста позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Они не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). Увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
Планируемые результаты (в виде целевых ориентиров) :
• ребенок хорошо владеет понятиями «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение»;
• может дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
• умеет различать гласные и согласные звуки;
• осуществляет звуковой и слоговой анализ слов;
• может выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знает буквы;
• владеет послоговым и слитным способами чтения.
Режим реализации программы :
общее количество образовательных ситуаций в год – 30;
количество образовательных ситуаций в неделю – 1;
длительность образовательной ситуации – 30 минут;
форма организации образовательного процесса – групповая.
Механизм определения результативности программы.
1. Мониторинг детей с целью выявления к обучению грамоте и развитию речи.
2. Мониторинг по выявлению уровня формирования знаний, умений и навыков по обучению грамоте.
3. Организация практической деятельности с учетом возрастных особенностей детей.
4. Итоговые показатели полученных знаний.
Уровни усвоения программы :
Низкий уровень – ребенок затрудняется давать характеристику букв и звуков, не может определить мягкие и твердые звуки. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускает ошибки в звуко – буквенном анализе слов. Речь не выразительна. Допускает ошибки в делении слов на слоги и постановке ударений. Путается в понятиях: звук, буква, слог. Не знает точного названия букв. Не владеет навыками чтения. Быстро утомляется.
Средний – проявляет интерес к речевому общению, нет активности и выразительности в этом общении, речь чистая. Ошибок делает меньше в грамматике, исправляет эти ошибки сам. Может составить 10 и более предложений. Путается в понятиях звук, буква, слог. Читает по слогам. Некоторые звуки произносит с трудом.
Высокий – Владеет всеми средствами звукового анализа слов, дает характеристики звуков в слове (гласный, ударный, безударный; согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой, место звука в слове). Речь активна, самостоятельна, выразительна. Задает вопросы, делиться впечатлениями, общается с другими детьми. Исправляет речевые ошибки других детей. Умеет бегло читать и пересказывать текст, отвечает на вопросы по тексту. Безошибочно владеет понятиями звук, буква, слог.