Анзорова Хеда Мухдановна
Организованная образовательная деятельность по коррекции страхов и тревожности «Сказочный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Сказочный мир»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, тревожности, страха, гармонизация эмоционально-личностного развития детей.
Задачи:
1. Способствовать снижению эмоционального напряжения;
2. Познакомить со способами преодоления страхов
3. Способствовать преодолению негативных переживаний;
4. Обучить символическому уничтожению страха.
Организационная структура
1. Мотивационно – побудительный этап.
«Передай другому приветствие»
Цель: эмоциональный настрой на занятие.
Публикация «Организованная образовательная деятельность по коррекции страхов и тревожности „Сказочный мир“» размещена в разделах
Педагог встает вместе с детьми в круг и предлагает им приветствовать друг друга разными способами, без помощи слов, передавая приветствие по очереди (приветствие не должно повторятся): пальчиками, ладонями, плечиками, коленками, кивком головы, улыбкой и т. д.
Затем взрослый предлагает детям взяться за руки и, подняв их вверх, дружно произнести: «Всем, всем, всем - здравствуйте».
Учащиеся садятся на места в круг.
Педагог-психолог – Ребята, давайте с вами вспомним, чувства с которыми мы с вами знакомы? Для этого я вам предлагаю сыграть в игру «Море волнуется».
Педагог-психолог: Представьте, что мы стоим на берегу моря, и море это волшебное. Его волны могут показывать разные эмоции. Давайте поиграем с ним. Ведущий отворачивается и говорит:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три.
Фигура радости (грусти, страха, злости, удивления) замри!
Игроки в это время раскачиваются и кружатся, расставив в руки стороны.
При слове «замри», замирают, изображая любую эмоцию с помощью жестов и мимики.
2. Организационно – поисковый этап.
Сегодня ребята, мы поговорим об одном чувстве. А чтобы вы поняли, о каком чувстве мы будем говорить, я расскажу вам одну историю про девочку Галю.
Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, собирала цветы, пела песенки, и вдруг услышала, что позади нее кто-то зашипел: “Рычит!” Галя обернулась и увидела большую собаку. Она испугалась и побежала домой. Прибежала к бабушке и рассказывает: “Я испугалась собаки! Она громко гавкала и хотела меня укусит” Бабушка успокоила Галю.
– Какое чувство испытала Галя, ребята? Да, правильно, она испугалась.
Что это за чувство? (страх)
– Вы испытывали чувство страха, вам было когда-нибудь страшно? Предлагаю поиграть в игру «Боюськи».
Игра «Боюськи»
Педагог - психолог: Я буду вам называть что- то страшное, если вы боитесь, похлопайте в ладошки.
Боитесь ли вы: Когда остаешься один? Заболеть? Воспитателей? Страшных снов?
Темноты? Волка, медведей, др. хищных зверей?
Пауков, змей;
Бури, грозы, урагана?
Огня, пожара? Войны? Врачей? Уколов, боли? Баба – Яги?
Видите, как много «боюсек»!
Вывод: мы с вами выяснили, что у каждого из нас есть свои страхи.
Сюрпризный момент: письмо от лесных жителей с просьбой помочь справиться с Баба – Ягой.
А я предлагаю отправиться в лес к Баба – Яге, чтобы помочь жителям леса. Вы согласны? Пойдемте к ней.
Дети отправляются в лес по дорожке здоровья.
Педагог-психолог: Вот мы с вами и пришли и к избушке. Кто знает, чей это дом? (дети отвечают). Правильно ребята, здесь живет Баба-Яга. А она страшная или нет (Ответы детей).
Психокоррекционная работа со сказочным персонажем (аппликация).
Педагог-психолог: А знаете ли вы, как из страшного можно сделать нестрашное? (Страхи ненавидят, когда люди смеются над ними.)
Я вам открою один секрет: «Чтобы сделать нашу Бабу Ягу нестрашной – надо приклеить какие-то смешные детали – бантики, косички, шляпку и прочее». Давайте попробуем. (Детям раздаются различные детали чтобы приклеить на изображение Бабы-Яги).
Педагог-психолог: Какая смешная у вас она получилась. Подумайте, что могло бы обрадовать Бабу Ягу. Наклейте торт, воздушные шары или прилепите бантик. Теперь она стала очень веселой и доброй, и совсем не страшной.
Презентация работы.
Теперь мы можем вернуться обратно в садик. Дети отправляются в лес по дорожке здоровья.
Педагог: Я открою вам не большую тайну: каждый человек, даже взрослый, может чего- то бояться. У каждого есть свои страхи и у вас они тоже появляются. Этого чувства стыдиться не нужно оно есть у всех. А сегодня мы научимся избавляться от этих маленьких чудовищ- наших страхов.
Психокоррекционная работа (сказкотерапия)
Педагог: а теперь, ребята, я предлагаю вам лечь на наши коврики, закрыть глазки, если вы хотите, а я расскажу сказку:
В одном лесу жил Зайчишка Серое ухо, у которого было много-много друзей. Однажды его друг Ежик Маленькие ножки пригласил Зайчишку на свой день рожденья. Зайчишка очень обрадовался приглашению. Он пошел на дальнюю поляну и набрал для Ежика целую корзину земляники, а потом отправился в гости.
Его путь лежал через лесную чащу. Светило солнышко, и Зайка весело и быстро добрался до домика Ежика. Ежик очень обрадовался зайчику. Потом к ежику пришли Белка Рыжий хвостик и Барсучонок — Мягенький животик. Они все вместе танцевали и играли, а после пили чай с тортом и земляникой. Было очень весело, время бежало быстро, и вот уже начало темнеть – пора было гостям собираться домой, где их ждали родители. Друзья попрощались с ежиком и пошли по своим домам. И наш Зайчишка отправился в обратный путь. Сначала он шел быстро, пока тропинку было хорошо видно, но вскоре совсем стемнело, и Зайчику стало чуть-чуть страшно.
Он остановился и прислушался к темному и совсем неприветливому ночному лесу. Вдруг он услышал странный шорох. Зайчишка прижался к траве и задрожал. Потом подул ветер, и Зайка услышал страшный скрип и скрежет – он посмотрел направо и увидел что-то огромное и страшное: у него было много длинных и корявых рук, которыми оно размахивало и при этом издавало тот самый страшный скрежет…
Зайчонку стало совсем страшно, он подумал, что это Чудовище, что оно сейчас схватит его своими корявыми ручищами, а потом съест… Бедный Зайчишка накрыл лапками ушки и закрыл глазки, чтобы не видеть и не слышать страшного Чудовища., и стал дожидаться своей смерти.
Так прошло некоторое время и… ничего не случилось. А затем Зайка сказал сам себе: “Неужели я так и буду лежать здесь и умирать от страха? А что будет с моей мамой, если я умру, ведь она не переживет этого?”. Зайка собрался с силами, открыл глаза и смело посмотрел на Чудовище. И вдруг он заметил, что Чудовище совсем не Чудовище, а старый Дуб, с которым Зайка всегда здоровался, гуляя по утрам, а огромные руки – всего-навсего ветви, на которых днем поют птички. Скрипел же старый Дуб потому, что на ветру раскачивалась его старая растрескавшаяся макушка. Наш Зайка громко рассмеялся, оттого, что испугался старого своего друга – доброго Дуба.
Зайка продолжил свой путь домой, он теперь знал, что ничего страшного в ночном лесу не может быть. И после этого случая Зайка Серое ухо никогда больше не боялся темного леса.
Вот такая случилась история с храбрым Зайчиком Серое ухо.
Обсуждение:
- Чего боялся Зайчик?
- Каким образом Зайчик увидел, что Чудовище – совсем не чудовище?
- Почему теперь Зайчика называют храбрым?
Педагог: Ребята, существует множество способов избавления от страхов, и каждому человеку подойдет свой способ.
- Как вы думаете, чего боятся страхи? (света, громких звуков, смеха, смелых людей).
А главное победить свой страх может тот, кто верит в себя и свою силу, кто имеет огромное желание избавиться от страха. Скажите, у вас есть желание избавиться от своего страха? Вы верите в свою силу? Тогда я предлагаю поиграть в игру
Упражнение «Прятки с платочком»
Все дети присаживаются на корточки и закрывают глаза.
Психолог: «Мы играем в прятки, спрятались ребятки!» Одного ребенка незаметно накрывают платком. Психолог: «Раз, два, три! Кто же спрятался внутри! Вы, ребята, не зевайте! Поскорее отвечайте!» Дети отгадывают, кого из детей спрятали.
3. Рефлексивно – корригирующий этап.
Вам понравилось играть?
От какого чувства мы с вами сегодня избавлялись?
Теперь вы можете самостоятельно бороться со страхами?
Что на занятии понравилось делать больше всего?
Педагог: Ребята, мне очень понравилось с вами играть. А какими Вы были находчивыми, смелыми и я хочу вручить вам свидетельства, о том, что вы можете преодолевать свои страхи. Они будут напоминать вам в сомнительных ситуациях о том, что вы смелые в сомнительных ситуациях.
Свидетельство
Выдано
В том, что он (а) научился (лась) побеждать, преодолевать свои страхи и теперь умеет владеть собой и ситуацией.
Свидетельство предъявлять родителям, друзьям.
Самому владельцу смотреть на него в случае сомнения в том, что он смелый.