Получи документы

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по реке Пьяна»

Галина Демина
Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по реке Пьяна»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка»

ООД по познавательному развитию в логопедической группе на тему «Путешествие по реке Пьяна».

Воспитатель: Демина Г. Е.

1квалификационная категория

Бутурлино, 2018 год

Цель: Воспитание любви к родному краю.

Задачи:

Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе родного края. Закреплять знания о рыбах, о местах их обитания, их приспособляемости к условиям среды. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие по реке Пьяна“» размещена в разделах

Воспитывать экологическую культуру, любовь к родному краю, заботливое отношение к миру природы и окружающему в целом.

Предварительная работа:

Беседы о родном крае, о рыбах, отгадывание загадок, игровые упражнения «Рыбка», «На дне», пальчиковая гимнастика «Щучки», рассматривание карт Нижегородской области, Бутурлинского района.

Материалы: Слайдовая презентация.

Ход:

- Дети, вы любите путешествовать? (Ответы детей) Куда, вы хотели бы отправиться на речку или в лес? (Ответы детей) Тогда в путь!

Друг за другом становитесь

Крепко за руки держитесь

По дорожкам, по тропинкам мы пойдём. (Встают друг за другом, берутся за руки, идут «змейкой» за воспитателем)

Глаза закрыли, покружились (Закрывают глаза, кружатся)

Ой, где же мы с вами очутились? (открывают глаза)

Слайд 1. (ответы детей: на речке)

- Ребята, кто из вас догадается, что это за речка? (Ответы детей)

Да, это наша река Пьяна, которая протекает в нашем районе, в нашем поселке.

Слайд 2.

Эта речка в Нижегородской области, приток реки Суры

На карте, вы видите голубую линию, обозначающая эту речку. Трудно найти ещё такую "непутевую" речку!

Исток, это где начинается речка, расположен всего около шестидесяти километров от устья, в тридцати от реки Суры, совсем рядом. Но между ними сотни зигзагов, неожиданных поворотов, петлеобразных участков. Линия, обозначающая эту речку, выглядит настолько путаной, что создается впечатление, что вычерчена она нетвердой рукой либо очень больного, либо очень пьяного человека. Люди издавна обратили внимание на эту характерную особенность реки. В реку впадает множество притоков. Из всех малых рек области она самая большая.

Слайд 3.

На реке Пьяна расположены города Перевоз, Сергач; рабочие посёлки Бутурлино, Пильна, село Гагино. На этом слайде видите гербы, среди них и наш герб Бутурлинского района. Какой он по счету? (ответы детей:первый)

Слайд 4.

Относительно происхождения названия реки существует множество разнообразных легенд.

Интересной выглядит одна из местных легенд появления реки. Она гласит, что в давние времена в этой местности обитало великое множество всяких зверей. Среди них был лютый медведь, который повадился в деревню за человеческой плотью. Не жалел он ни детей, ни стариков, ни женщин. Много полегло отважных охотников от лап медведя, но никто так и не смог победить этого зверя.

Совсем народ отчаялся. В ту пору подрос молоденький паренек, который обладал недюжинной силой и умом. И решил он избавить народ от страданий, и пошел на медведя. Долго бродил он по лесу, но медведь как чуял что-то, залег в берлогу и нигде не показывался. В конце концов, пареньку удалось найти зверя, вступил он в лютую схватку со свирепым хищником и победил его.

Но в борьбе с медведем получил он множество ранений, содрал он шкуру с лютого зверя, взвалил на свои плечи и, истекая кровью, отправился домой по своим меткам. И там, где капали капли его крови, появлялись воронки, из которых били ключи и бежали ручейки. Сбежались эти ручейки вместе и потекли единой извилистой рекой до самой деревни, где обитал юноша, и влилась эта река в Суру. Люди не забыли об этом подвиге и назвали реку Пьяной за ее вывороты да извилины. Слайд 5

Физминутка

Дальше приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята не найти!

Друг за другом становитесь

Крепко за руки держитесь

По дорожкам, по тропинкам мы пойдём

Может быть, сегодня кого-нибудь найдём! (Встают друг за другом, берутся за руки, идут «змейкой» за воспитателем)

- Хотите узнать, кто обитает в нашей реке Пьяна? Тогда глаза закрыли, покружились и в сказке очутились! (Закрывают глаза, кружатся, открывают глаза. Воспитатель приглашает сесть на стульчики)

- Готовы? Тогда, слушайте!

Слайд 6.

Однажды, в теплый летний день, из икринки появился маленький лягушонок.

Он впервые очутился в реке и с любопытством начал оглядываться: «Ой, куда это я попал? - И где моя мама?». Ему стало страшно, и он решил отправиться на ее поиски. Давайте и мы последуем за ним. А как лягушонок передвигается в воде? (дети имитируют движения лягушонка). Приготовились, поплыли….

Плывет лягушонок, по сторонам оглядывается, и вдруг, прямо перед собой он увидел…

Слайд 7.

- Ребята, что увидел лягушонок? (предполагаемые ответы детей: водные растения, водоросли).

Здравствуйте, водоросли!- сказал лягушонок. А для чего вы здесь растете?

- Ребята, расскажите лягушонку, для чего нужны водоросли? (предполагаемые ответы детей)

- Правильно: водоросли выделяют в воду кислород, которым дышат рыбы, служат для них пищей, в водорослях хорошо прятаться.

А вы мою маму не видели? – спросил лягушонок у водорослей.

Нет, прошелестели водоросли, спроси у кого-нибудь еще!

Поплыл лягушонок дальше. И вдруг увидел на водорослях…

- А кого он увидел, вы узнаете, разгадав загадку:

Сама ползёт, на себе дом везёт. Кто это? (улитка)

Слайд 8, 9.

В нашей реке можно встретить улиток двух видов: катушку и прудовика. Так, с какой улиткой встретился лягушонок? (предполагаемые ответы детей: с улиткой прудовик).

Здравствуйте, а что это вы здесь делаете? Ребята, лягушонку очень интересно, для чего нужны улитки в водоёме?

(ответы детей)

- Да, они разрушают продукты жизнедеятельности рыб, чистят водоем.

Вы мою маму не видели? – спросил лягушонок.

Нет, покачала улитка рожками, твою маму я не видела, спроси у кого-нибудь ещё.

Поплыл лягушонок дальше. Решил поискать маму на поверхности водоема. И вдруг видит, навстречу ему плывет жук – плавунец и водомерка.

Слайд 10, 11.

Здравствуйте, а вы мою маму не видели? – спросил лягушонок. Но жук – плавунец ничего не ответил, только быстро замахал лапками и спрятался в водорослях.

- Почему жук испугался лягушонка? (предполагаемые ответы детей: лягушки питаются насекомыми).

- В воде живет много различных насекомых. И жук-плавунец и водомерка – насекомые, и они служат пищей для речных обитателей.

Слайд 12.

Нырнул лягушонок поглубже, и у самого дна увидел удивительное существо. Кого, увидел лягушонок? (предполагаемые ответы детей: рыба, карась). Скажите, чем покрыта тело рыбы? (ответы детей: чешуей)

- А зачем рыбе чешуя? (Ответы детей: чешуя защищает рыбу)

-Да, чешуя защищает кожу рыбы от различных повреждений.

Игровое упражнение:

- Представьте себе, что вы рыбки. Приложите ладошки к животу, ваши ладошки - это плавники. Подвигайте ими, и скажите, для чего рыбам нужны плавники? (предполагаемые ответы детей: чтобы плавать).

- Сложите ладошки в хвостик, попробуйте им загребать воду. А теперь подвигайте хвостом, как это делают рыбки и скажите, для чего рыбам хвост? (предполагаемые ответы детей: чтобы поворачивать).

-Карасик, спросил лягушонок, а почему я зеленого цвета, а ты золотистый? Но карась промолчал.

-Рыбке, какого цвета легче спрятаться на песчаном дне? (предполагаемые ответы детей: жёлтого). У карасика много врагов. Его защитная окраска помогает ему быть невидимым на фоне песчаного дна.

-Теперь ты понял, почему мы разного цвета? – спросил лягушонок

Как - то Тим под старым клёном,

Размышляя – вот дела!

Почему меня зелёным моя мама родила?

Вдруг в лесу заухал филин,

И голодный волк завыл.

Звуки Тима с мысли сбили,

Всё, что думал, он забыл.

И, уснув под старым клёном,

Так осмыслить не сумел,

Как прекрасно быть зелёным,

Чтоб никто тебя не съел

Или просто не обидел,

Потому что ты врагу,

Никогда не будешь виден

На зеленом, на лугу.

- Ребята, посмотрите внимательно на изображение карася, какой величины у него рот? Имея такой рот, чем он может питаться? (предположительные ответы детей: карась питается насекомыми и растениями).

Поплыл лягушонок дальше. И вдруг в водорослях он увидел еще одну рыбу. Решил лягушонок у нее про маму узнать. Кого увидел лягушонок? Отгадайте:

Хищник водится в воде,

В речке, в озере – везде.

Может цапнуть вас за руку!

Рыбы все боятся (щуку)

Слайд 13.

Но тут лягушонок услышал: Куда ты, глупыш! Быстро прячься! – прошелестели водоросли.

- Ребята, почему лягушонку надо прятаться? (предполагаемые ответы детей: щука хищник и охотится на лягушек). Правильно, щука - хищник, и она питается лягушками, карасями и другими рыбами. Но она необходима для нашего водоема, ведь она является речным санитаром, в первую очередь, поедая заболевших и погибающих рыб, очищая тем самым водоем. А ещё щука является речным хамелеоном, т. е. меняет свою окраску в зависимости от дна водоёма.

-Ой, а вон там, под старой корягой кто-то шевелится – сказал лягушонок. Я боюсь.

Кто спрятался под корягой? (воспитатель загадывает загадку)

Он в самом омуте живет,

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки – чуть видны (сом)

Слайд 14.

Сом является самой большой речной рыбой. Как вы думаете, а чем питается сом? (ответы детей). Он, как и щука, является хищником. Любит плавать у самого дна, выбирая места поглубже. Спрячется сом под корягу, выставит усы, проплывающие мимо рыбки, думают, что это червячки. Это речная рыба, тело которой не покрыто чешуёй. И сом и щука зимой не спят, но ведут малоподвижный образ жизни. Активность появляется с приходом весны.

Лягушонок вынырнул на поверхность воды и вдруг он увидел лягушку, которая сидела на кочке около берега.

Слайд 15.

Это и была его мама. Они обрадовались друг другу и весело заквакали! И тут из воды вынырнули еще лягушата.

Слайд 16 (озвученный).

Они стали громко и весело квакать. Лягушонок стал им рассказывать о своих приключениях. Давайте не будем им мешать.

(Воспитатель приглашает детей тихо встать)

Игра:

Мы сегодня не скучали,

По берегу реки гуляли (идут друг за другом по кругу)

Травку трогали руками (присаживаются на корточки и «гладят» травку)

Любовались облаками (встают и смотрят вверх)

Птицы часто подлетали,

Всё кружились, ворковали («машут крыльями»и кружатся)

Рыба в речке играла,

Молча хвостиком виляла (ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают волнообразные движения)

На прогулке мы с утра,

Возвращаться нам пора! (ходьба на месте, лицом в круг)

- Вот и вернулись мы с вами в детский сад. Понравилось вам путешествие? (ответы детей)

Давайте еще раз полюбуемся нашей красавицей Пьяной.

Слайд 17.

Слайд 18.

Дети, скажите, как же сохранить эту красоту? Что нам с вами надо делать? (ответы детей).

Надеюсь, путешествие не прошло для вас даром, что вы узнали что- то новое, повторили то, что знаете. И не будете засорять берега нашей реки, и будете беречь природу нашего родного края.

Прикреплённые файлы:

bylichki_u2tp2.pptx | 4418,06 Кб
 
Публикации по теме:

«Праздник урожая». Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Образовательные задачи: 1. Расширять знания детей об овощах и фруктах, правильно называть их, знать, где растут и как их собирают. Познакомить.

«Счет до шести. Число и цифра 6». Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Образовательные задачи: 1) Сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести, соотносить цифру 6 с количеством; 2) Сформировать.

«Тепло и уют в казачьей хате». Конспект ООД по по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область: Вид деятельности: непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию. Возрастная группа:.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на остров» Цели: 1. Образовательные: - закреплять технику «проявления» картинки, нарисованной свечой; - закрепить умение находить свое место в «живом.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на планету Звездалию» С применением игровой,здоровьесберегающей,ИКТ технологий. Воспитательные задачи: -воспитывать уважение к профессиям людей (космонавт).

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в подводное царство» для детей старшего дошкольного возраста ГБДОУ детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Красногвардейского.

Конспект ООД по познавательному развитию «Зимующие птицы» группа старшего дошкольного возраста Зимнее время – это не только веселые праздники, катание с горок, игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время.

«Тепло и уют в казачьей хате». Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 33 СТАНИЦЫ НОВОПЛАТНИРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному краю» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (мир природы, мир человека, «Социально-коммуникативное развитие». Виды.

НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Австралию» Цель: Формировать у детей представление об особенностях природы Австралии. Задачи: Образовательные : Продолжать формировать представления.

Автор публикации:
Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по реке Пьяна»
Опубликовано: 18 февраля 2018 в 09:32
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД