МААМ-картинки

ООД по экологии. Экологическая тропинка

Зульфия Саяхова
ООД по экологии. Экологическая тропинка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №13 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Раздел: «Ознакомление с миром природы»

Тема: «Экологическая тропинка»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Составила: Саяхова З. Ф.

Должность: воспитатель

Публикация «ООД по экологии, Экологическая тропинка» размещена в разделах

Квалификационная категория: первая

Педагогический стаж: 23 год

г. Туймазы, 2022 г.

Цель: Формирование экологической культуры и экологического сознания детей.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с жизнью древних людей, приручением первого животного человеком.

Познакомить детей с Красной книгой, её структурой.

Сформировать представление о многообразии природного мира, о необходимости охраны природы.

Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.

Развивающие: Развивать связную речь.

Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас; развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным, к природе, чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.

Методы: Практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, рассматривание Красной книги, работа с карточками.

Средства реализации:Мультимедийный экран, ноутбук, презентация «Первые друзья человека»,видео о красоте нашей Земли,картинки редких животных, Красная Книга России, карта Башкортостана.

Словарная работа: Красная Книга, заповедник.

Предварительная работа: чтение рассказов Ушинского, Бианки о животных, настольные игры о животных «Зоологическое лото», дидактические игры на экологическую тему, стихи о природе, альбомы «Животные наших лесов», «Животные жарких стран», «Кто живёт на полюсе».

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте. Меня зовут Лилия Амиряновна. Давайте поздороваемся друг с другом и с гостями и пожелаем всем доброго дня.

Дети: «Здравствуйте!».

Воспитатель: У нас сегодня необычное занятие по экологии, на котором мы откроем тайну!

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет лесных чудес необычайных

Узнаем мы за полчаса.

Орешек знаний тверд, но все же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова «Хотим все знать!»

А, сейчас, я предлагаю вам отправиться в путешествие, во время которого мы узнаем много-много интересного. А еще о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами (загадываю загадку) :

Они бывают дикими, живут в лесу дремучем,

Домашними бывают и помогают людям.

Кто они такие?

Дети: Животные.

Воспитатель: Ну, конечно, вы правы, мы с вами сегодня поговорим о животных и о природе. Скажите, у кого дома есть животные?

Дети: У меня есть кошка.

А у нас есть собака.

Воспитатель:Дети, вы знаете о том, что домашние животные не всегда были домашними? Какими они были?

Дети:Все животные раньше были дикими.

Воспитатель:Очень давно планета Земля выглядела совсем не так, как сейчас, раньше на планете росли совсем другие деревья, обитали другие животные.

Хотите отправиться в прошлое и узнать, как это происходило, как дикие животные превратились в домашних? Тогда в путь!

Воспитатель:(Беседа с просмотром презентации)

Давным-давно жили на Земле Человек (слайд 1) и много разных животных (слайд 2, и были эти животные дикими. Чтобы добыть себе пропитание, люди охотились на хищных животных, используя для этого палки, дубинки (слайд 3,4) и большие камни (слайд 5). Были животные, которые боялись Человека, а были и такие, которых боялся Человек. Однажды он заметил, что волки близко подходят к его жилищу. Опасаясь за свою жизнь, человек стал подкармливать их (слайд 6). Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку и стали жить рядом с ним. Они уже были не дикими, а домашними. Так появились собаки. Когда наступала ночь, пещеру окружали разные звери, при их приближении собаки издавали тревожные звуки, тем самым предупреждая людей об опасности. Следующим шагом было участие собак в охоте вместе с человеком (слайды 7, а когда домашними стали козы, овцы, коровы - собака помогала Человеку пасти, охранять их (слайд 8). Дикие животные не сразу превращались в домашних, порою на это уходило не одно столетие, вот почему домашние животные не всегда похожи на своих предков. Вот так появились первые друзья человека.

Воспитатель: У домашних животных остались в дикой природе их предки. Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови предка». Правила игры: я буду называть домашнее животное, а вы будете называть дикое животное, похожее на него.

собака – волк,

кролик – заяц,

свинья – кабан,

кошка – рысь, тигр, леопард, саблезуб, лев.

баран - дикий баран, горный баран, архар.

корова – дикий бык, буйвол, зубр, тур (повторите дети)

лошадь –дикие лошади, тарпан (повторите дети)

слон – мамонт.

Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились, называя предков домашних животных. Из-за вмешательства Человека в жизнь диких животных, одни стали домашними, а часть - осталась дикими.

Воспитатель: Дети, садитесь на стулья. Такие дикие животные, как тарпан,тур (слайды 10,11)навсегдаисчезли и никогда больше не появятся, потому что люди уничтожили их всех. Эти рисунки нарисованы художником. А вот сфотографировать этих животных никто и никогда не сможет, они внесены в Красную книгу.

Сегодня, я хочу познакомить вас с Красной книгой. Это – Красная книга России. Она и впрямь красного цвета (слайд 12).

Как вы думаете - почему авторы выбрали именно красный цвет?Вспомните, что он означает?

Дети: Цвет опасности.

Воспитатель: Правильно, это цвет, предупреждающий об опасности. Он говорит о том, что обитателям этой книги нужна помощь.

В этой книге собраны материалы о животных, которых нужно охранять. А кто знает, что значит охранять животных?

Дети: Не обижать, не ловить, не убивать.

Воспитатель: Совершенно верно, это значит не уничтожать животных, не ловить и не приносить домой птиц, не стрелять в них, не причинять им вреда. Воспитатель: Эта книга необычна еще и тем, что страницы в ней разноцветные и это не просто так. Страницы в книге красного, желтого, зеленого, белого, серого и черного цветов.

- На красных страницах книги расположена информация о животных, которые находятся под угрозой исчезновения (слайды 14,15).

- Желтые страницы книги содержат сведения о животных, которых осталось очень мало в природе. Их численность очень быстро снижается (слайды 16,17).

- Белые страницы книги. Здесь мы можем видеть редких животных. Этих особей в природе всегда было очень мало (слайды 18,19)

- Серые страницы рассказывают о животных, которые мало изучены учеными и обитают в труднодоступных для человека местах (слайды 20,21)

- Зеленые страницы книги рассказывают нам о животных, популяцию которых ученым удалось спасти от исчезновения и численность которых постепенно увеличивается, им уже ничего не угрожает (слайды22,23)

- На черных страницах описаны те животные и растения, в исчезновении которых виноват человек (слайды24,25)

Вот какая эта необычная книга. Дети,Красная Книга подает сигнал о чем?

Дети: о том, что надо беречь животных и природу.

Воспитатель: Правильно, Красная Книга информирует, какие виды растений и животных в опасности, призывает изучать редкие виды растений и животных, предупреждает, что растение или животное в опасности, советует, как сохранить растения и животные.

Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник?

Дети:Это то место, где охраняют животных.

Воспитатель:Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое.

У нас в Башкирии тоже есть заповедные места:в южном Урале "Шульган-Таш"(слайд 26) и природные парки озеро «Аслыкуль»(слайд 27, «Кандрыкуль»(слайд 28, «Иремель»(слайд 29, и «Мурадымовское ущелье»(слайд 30).

Воспитатель: Сейчас, предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний»(слайд 32-38). Посмотрите на картинку и скажите кто лишний. Почему?Отличия могут быть не только по внешним признакам, но и по образу жизни.

Дети:Белка, потому что все животные домашние, а она дикое животное.

Воспитатель:Правильно. Смотрим на следующую картинку.

Дети: Кошка, потому что все животные дикие, а она домашнее животное и т. д.

Воспитатель: А каким животным легче жить диким или домашним животным?

Дети: Домашним.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому, что за домашними животными ухаживает человек, а дикие животные сами приспосабливаются к окружающей среде.

Воспитатель: А какая есть профессия в нашей стране, которая заботиться о диких животных?

Дети: Профессия лесника (слайды 40,41,42)

Воспитатель: Что делает лесник?

Дети: Они охраняют обитателей леса и помогают им в трудное время. Главная задача лесников – уберечь лес от пожаров, охранять животных от браконьеров.

Воспитатель: Да лесник – это человек, который заботится о лесе, подкармливает животных зимой, спасает их от беды.

Воспитатель: Дети, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем, (встать, ноги вместе)

Встанем, глубоко вздохнем. (рукичерез стороны –вверх- вдох, опустить вниз)

Дети по лесу гуляли, (ходьба на месте)

За природой наблюдали. (повороты головой влево-право)

Вверх на солнце посмотрели (встать на носки, руки через стороны вверх)

И их лучики согрели. (посмотреть вверх)

Чудеса у нас на свете

Стали карликами дети. (присесть, руки на поясе)

А потом все дружно встали (встать на носочках, руки на поясе)

Великанами мы стали. (спина прямая, тянемся вверх)

Бабочки летали, (бег на месте, плавно махая руками)

Крыльями махали.

Хорошо мы погуляли (дети присаживаются на свои места)

И немножечко устали.

Воспитатель: А сейчас, предлагаю вам решить кроссворд:

Послушайте загадки:

По горизонтали:

2. Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все. (солнце)

(слайд 47)

3. Что за дерево такое

Украшает лес зимою?

Грозди красные на ветках

– Ну-ка, угадайте детки:

Не ольха и не осина,

А красавица (рябина)

(слайд 48)

По вертикали:

4. Все, что окружает нас – растения, животные, вода, солнце, луна, звёзды. Она бывает живой и неживой. (природа)

(слайд 49)

5. Длинные уши, зовется косой,

Очень боится быть пойман лисой,

Скачет, петляет, но это – не танец,

Так удирает от хищников (заяц)

(слайд 50)

6. В небе чистом от дождя

Светит яркая дуга.

Улыбается всегда

Семицветка -. (радуга)

(слайд 51)

Воспитатель: Все вы молодцы, отгадали экологический кроссворд. А теперь предлагаю вам просмотреть видео о красоте нашей Земли и об обратной её стороне - экологическом загрязнении. (Просмотр видео)

Воспитатель:Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу?

Дети: Нет.

Воспитатель:Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте, мы с вами вспомним правила охраны природы и поведения в природе. Игра «Разложи карточки».

Воспитатель: У вас на столе лежат карточки,разложите в одну сторону дорожные знаки, а в другую сторону экологические знаки.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Давайте, проверим, правильно ли вы разложили карточки (слайд)

(сопровождаю показом картинок с правилами)

Итак, что нельзя делать в лесу?

-Не лови красивых насекомых.

-Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны

-Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу

-Не жги костры

-Не рви цветы

-Не руби деревья

-Не ломай ветки

-Нельзя брать с собой домой лесных жителей.

Воспитатель: Дорожные знаки помогают нам сохранить здоровье, а экологические знаки помогут сохранить природу.

Сколько интересного и нового мы узнали сегодня во время путешествия. Лена, что для тебя было интересным сегодня?

Дети:ответы детей.

Воспитатель:Саша, что для тебя было сегодня новым?

Дети:ответы детей.

Воспитатель:Алина, что тебе понравилось сегодня?

Дети:ответы детей.

Воспитатель: А кому вы бы кому вы бы хотели помочь?

Дети: Животным, растениям, птицам.

Воспитатель: А природе мы можем помочь?

Дети:ответы детей.

Воспитатель: Верно, вы можете посадить деревья и кустарники, выращивать цветы, подкармливать птиц и животных и не оставлять мусор в местах отдыха.

И помните, что если каждый житель нашей планеты будет бережно относиться к нашей природе, то наша планета будет самой красивой.

Вы сегодня были такими активными и любознательными, и я считаю, что вы достойны быть защитниками нашей природы, и хочу вручить вам эти эмблемы.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по экологии «Экологическая почта»Дидактическая игра по экологии «Экологическая почта» Дидактическая игра по экологии «Экологическая почта» Цель: Дать детям понять, что необходимо беречь и охранять природу. Продолжать формировать.

Долгосрочный проект «Экологическая тропинка»Долгосрочный проект «Экологическая тропинка» Остановка №___ "Муравейник" Младший дошкольный возраст (2-4 года) Наблюдения Тема: Наблюдение за муравьями – тружениками Цели: - расширять.

Тропинка здоровья для босых ножекТропинка здоровья для босых ножек Отличным развлечением для детей станет тропинка здоровья для босых ножек. Когда, если не летом, ходить босиком по траве, песку, камешкам.

Квест-игра «Тропинка безопасности»Квест-игра «Тропинка безопасности» Квест-игра «Тропинка безопасности» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) Цель: систематизирование полученных знаний и применение.

Проект «Тропинка в экономику»Проект «Тропинка в экономику» Менторство — точка роста детского сада» Прочитала у коллеги публикацию о Проекте "Менторство - точка роста детского сада" и решила тоже.

Проект по экологическому образованию «Тропинка знаний»Проект по экологическому образованию «Тропинка знаний» Воспитатели: Емельянова А. Д., Потемкина С. Ю. Актуальность В наши дни экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных.

Сценарий экологического развлечения «Лесная тропинка»Сценарий экологического развлечения «Лесная тропинка» Сценарий экологического развлечения «Лесная тропинка» (Для детей 5-7 лет) Цель: продолжить экологическое образование детей. Задачи: -повторить.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи:.

Тропинка здоровья с использованием нейроигр и упражненийТропинка здоровья с использованием нейроигр и упражнений Тропинка здоровья с использованием нейроигр и упражнений. Пояснительная записка. Целью комплекса нейроигр и упражнений представленных в.

Фотоотчет «Экологическая тропинка для юных дошколят в ДОУ»Фотоотчет «Экологическая тропинка для юных дошколят в ДОУ» Наш детский сад – это второй семейный дом для детей, сотрудников и родителей. Территория прогулочного участка похожа на сказку, на котором.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ООД по экологии. Экологическая тропинка
Опубликовано: 18 декабря 2022 в 18:36
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.

13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД