наталья немкова
ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Планеты Солнечной системы»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) в подготовительной к школе группе.
Тема: «Планеты солнечной системы»
Цель: Создание условий для развития познавательно – исследовательских интересов посредствам уточнения и систематизации у детей полученных знаний, элементарных представлений о Солнце, Солнечной системе.
Задачи:
- создать условия для закрепления знаний детей о планетах, их последовательном расположении от Солнца.
Публикация «ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Планеты Солнечной системы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Планеты солнечной системы
- Подготовительная группа
- Темочки
- создать условия для развития поисково-исследовательской деятельности: с помощью опыта определить годовое вращение планет вокруг Солнца и почему на Земле происходит смена дня и ночи.
- обеспечить условия для выражения детьми своего мнения
- способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками
Организация детских видов деятельности:
- общение ребёнка с взрослым;
- общение ребёнка со сверстниками;
- умение совместно договариваться;
Материалы:
плакат «Солнечная система», картина с изображением Солнца, посылка, свеча, фонарь, лампочка, разрезные картинки с изображением Солнца, макет орбит на полу из веревок, глобус, настольная лампа, пластилин белый и красный, шапочки-ободки с изображением планет Солнечной системы, мягкое солнце со шнурками-лучиками.
Предварительная работа.
Наблюдения на прогулке за солнцем, чтение рассказа «Где ночует Солнце?»,
энциклопедии «Почемучка», работа с глобусом и картой мира, заучивание
считалки-запоминалки «Планеты Солнечной системы».
Ход организованной - образовательной деятельности:
1. Мотивация к деятельности:
-Ребята,сегодня к нам в детский сад пришла посылка, но не простая, а с секретом.
- А вы любите секреты?
- Хотите узнать, что в ней?
- Для этого надо на ощупь определить, что же там находится (дети достают из посылки карточки похожие на пазлы).
-Давайте попробуем собрать их и посмотрим, что получится? (дети под музыку собирают пазлы)
- Посмотрите, ребята, что же у нас получилось? (Правильно солнце)
Чтение стихотворения про солнце.
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
- Посмотрите в посылке находятся и другие предметы (показываю детям свечу, фонарик, электрическую лампочку).
- Какая взаимосвязь между этими предметами и Солнцем? (эти предметы, как и солнце, источники света. Но искусственные.)
- Ребята! Подумайте и назовите природные источники света (солнце, луна, костер).
- Правильно! А какой главный источник света? Это Солнце!
2. Актуализация знаний:
- Как вы думаете, что такое Солнце? Какое оно?
- Солнце – это большая-большая, огромная, очень горячая звезда, которая находится далеко от нас.
- Почему другие звезды не согревают нашу планету? (Звезды находятся очень далеко и свет их и тепло не доходят до земли)
- Если бы мы стали волшебниками и оказались на какой-нибудь звезде, как вы думаете, каким бы мы увидели Солнце? (Мы увидели бы Солнце в виде маленькой мерцающей звездочки)
-А на самом деле Солнце какое? (Это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет) Поэтому Солнце образует центр нашей системы. (картина с изображением Солнца)
- А есть ли жизнь на Солнце? (На Солнце нет жизни, так как там очень жарко; но оно дает нам жизнь: людям, растениям, животным)
- Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не дочери и сыновья, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к Солнцу. Я хочу рассказать всем сказку о семье Солнышка.
В одном небесном доме жила женщина и было у нее восемь детей, которых мать нежно любила, дети были страшными непоседами и озорниками. Позовет, например, мама всех детей к ужину, а смотрит прибежали только шесть. Где же еще двое. И давай повсюду их разыскивать! Набегается, наплачется, пока найдет. А детки заигрались, забыли, что их мама ждет. И так каждый день, и так во всем: то один, то другой забудет про мамин наказ. Устала бедная мать и обратилась за помощью к Волшебнице Галактике. Выслушала ее волшебница и решила, что негоже небесный порядок нарушать и заявила, что отныне в наказание восемь непослушных детей превратятся в шары, и будут всегда находится возле своей мамы, двигаясь вокруг нее на разном расстоянии один от другого. Дальше всех от матери будут самые непослушные дети, которым почти не достанется ее тепла, ближе – более послушные. С тех пор так и повелось! Ходят возле мамы-солнышка по кругу восемь планет и никуда убежать от него не могут.
-Как называют семью Солнца? (Семью Солнца называют Солнечной системой)
- Как вы думаете, ребята, почему? (ответы детей)
- В семье Солнца царит порядок: никто не толкается, не мешает друг другу и не обижает друг друга. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца. Как называется дорожка по которой движется планета? (Орбита)
- А теперь посмотрите внимательно на схему солнечной системы (рассматривание схемы).
- Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца? (Ответы детей)
- Да, столько же, сколько и планет – восемь.
- Посмотрите внимательно: дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия? (Они различаются по длине)
Какие планеты вы знаете?
3. Поисковый этап:
- Давайте представим, что мы с вами планеты Солнечной системы. Выберите себе планету по желанию (дети выбирают шапочки, которые изображают планеты). Планеты под музыку начинают двигаться вокруг Солнца, как только музыка заканчивается занимают свои места в Солнечной системе.
- А теперь проверим правильно ли планеты заняли свои места. По порядку все планеты назовет любой из нас:
Раз… Меркурий (отвечает ребенок).
Два (воспитатель… Венера (отвечает ребенок).
Три …Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идет по счету.
- Все планеты вращаются вокруг Солнца. Время, за которое они совершают полный круг вокруг Солнца называется … Правильно «год».
- Путь вокруг Солнца у всех планет разный, почему?
- Чем ближе к Солнцу находится планета, тем ее дорога вокруг него короче, чем дальше находится планета от Солнца, тем дорога ее будет длиннее.
- На Земле год продолжается кто знает сколько суток (365) или сколько месяцев (12). В течение этого времени наступают разные времена года. Назовите их. Пока Земля вертится через каждые 3 месяца происходит смена времен года. Земля пробежит полный круг вокруг Солнца и начнется новый следующий год.
- Солнце когда-нибудь отдыхает? Что оно делает ночью?
Как вы думаете, Солнце движется? (предположения детей) Солнце не движется, оно находится на одном месте. Но Солнце никогда не отдыхает. Солнце – вечный двигатель, труженик: всегда светит, всегда греет. А вот наша планета Земля не стоит на месте, она все время вертится. И по очереди подставляет Солнцу то один бок, то другой, то третий, то четвертый.
4. Опыт «День и ночь»
Мы должны узнать, чему равен один оборот Земли вокруг соей оси. На Земле происходит смена дня и ночи. Чтобы вы поняли, как день меняет ночь, проделаем следующий опыт. Для этого нам понадобится макет планеты Земля – глобус и настольная лампа и два кусочка пластилина – белый и красный. Горящая лампочка у нас будет Солнце, а пластилин будут изображать дома. Эти кусочки, то есть «дома» мы прикрепим на противоположные стороны нашей планеты. Итак, половина земного шара освещена, половина – темная. В белом доме сейчас день, а в красном – ночь в самом разгаре, там все спят. Повернем планету так, чтобы белый дом скрылся в тени, а красный появился на свету, здесь наступило утро. Какое время суток наступило в белом домике? Вечер. Наша планета не стоит на месте, она постоянно вращается вокруг своей оси, и вот она еще повернулась: в красном домике день в самом разгаре, а в белом? Ночь. Повернем еще нашу планету. Что мы видим? Какое время суток наступило в красном домике? Вечер. В белом доме? Утро. Вот так наша планета Земля сделала один полный оборот вокруг своей оси. Сделаем вывод: чему равен один оборот Земли вокруг своей оси? Он равен суткам, правильно. Сколько частей в сутках? Четыре. Назовите (утро, день, вечер, ночь). А часов? (24)
5. Рефлексивно – оценочный этап:
Что вы нового узнали? Что же такое Солнце? Сколько планет?