Папки-передвижки

ОД «Путешествие в музей «Хлеб»

Наталья Сотская
ОД «Путешествие в музей «Хлеб»

Цель:

Формировать представления о том, как много людей трудится над тем, чтобы мы увидели на столе у себя в детском саду или дома ароматный кусочек хлеба.

Закрепить значение хлеба через традиции.

Воспитывать патриотические чувства через информацию о том, как хлеб спасал жизнь людей и детей во время войны.

Задачи:

Образовательные

Помочь запомнить информацию о том, какое значение имеет хлеб для людей.

Публикация «ОД „Путешествие в музей „Хлеб“» размещена в разделах

Сформировать у детей обобщающее понятие злаки: овес, пшеница, рожь.

Закреплять с детьми правильные названия хлебобулочных изделий.

Развивающие

Развивать внимание, логическое мышление, любознательность, связную речь, наблюдательность, воображение.

Закреплять знания детей о разнообразии музеев, их функциях.

Воспитательные

Воспитывать детей в духе патриотизма и гордости принадлежности к великой стране, к гордому и бесстрашному народу, который в трудные времена смог сплотиться и дать отпор завоевателям.

Обучать способам практичного применения знаний о хлебе в разных видах деятельности (художественно - эстетической, игровой, театрализованной и т. д.)

Словарная работа: выращивать хлеб, пахать, молотить, косить, блокадный хлеб, свадебный каравай, пасхальный кулич, чан, амбар, Ленинградская блокада.

Предварительная работа: беседа “Такие разные музеи”, костюмированная музыкальная театрализация сказки “Колобок”. Чтение сказки А. Ремизова “Хлебный голос”, К. Паустовский “Теплый хлеб”, М. Зощенко “Рассказы для детей”, Лейлы Берг “Приключения Ломтика”, Св. Тюряевой “О добром братстве и хлебном богатстве” чтение р. н. с. в обработке А. Н. Афанасьева “Петушок и чудо-меленка”, стихов, пословиц и поговорок о хлебе, практическое занятие на тему “Что такое «злаки», из чего варят каши”. Театрализованное занятие “Путешествие в прошлое” - как раньше выращивали хлеб). Видеопрезентация “Блокадный хлеб”, прорыв блокадного кольца 1941-1944г. чтение Э. Фоняковой “Хлеб той зимы”. “Хлеб разных стран” - знакомство с названиями и изображением внешнего вида хлебобулочных изделий. Изготовление детьми сдобных жаворонков из теста в связи с прилетом птиц, экскурсия на кухню.

Форма НОД: групповая.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентации на USB-флэш-накопителе, костюмы для детей, художественная литература, иллюстрации о блокадном Ленинграде, экпонаты мини-музея «ХЛЕБ», баранки для чаепития, самовар.

Ход НОД:

Воспитатель: “В нашем чудесном детском саду много всего интересного и я приглашаю вас в музей хлеба. Мы не представляем свою жизнь без хлеба. На завтрак, обед и ужин мы всегда едим хлеб. Это не основное блюдо, но именно хлеб занимает на нашем столе главное место.

Послушайте стихотворение:

Хлеб – важнейшая еда, хлеб – любимый наш всегда!

Супчик, овощи и чай, всех важнее - каравай! [75]”

Воспитатель: “Давайте посмотрим на стенд, и вспомним, с чего начинается путешествие зернышка к хлебушку” /ответы детей/

Воспитатель: “А сейчас перейдем к большому стенду, здесь подробнее виден весь процесс. Послушайте стихотворение:

“Трактора выходят в поле, на весеннее раздолье

Режут плугом день за днем влажный, жирный чернозем [12]”.

Рассказы детей по картинкам (люди вспахивают землю трактором, боронят, потом сеют овес, пшеницу, рожь сеялкой, летом все зреет и колосится. Комбайны все убирают с поля, и зерно перевозят на грузовиках в хранилища, а потом делают муку, тесто, пекут хлеб и везут в булочные отделы магазинов).

Воспитатель уточняет: “Готовую муку засыпают в большие муковозы, которые везут на хлебозаводы. Там муку рассыпают по бумажным пакетам, /показать стенд с мини - пакетами муки разного ассортимента/ по цвету мука разная, потому, что из разного зерна, из разных злаков. Бывает мука белая, пшеничная-из пшеницы /показать колосья/, темная - это ржаная мука, c ржи /показать колосья/.

Воспитатель: “Какие злаки вы еще знаете?” /ответы детей - овес, рис, кукуруза, ячмень, просо…/

Воспитатель: “Какая бывает еще мука? Посмотрите на стенд”.

/ответы детей - кукурузная, чечевичная, ячменная, соевая, гречневая, гороховая…/

-А какая бывает крупа? /ответы детей - толокняная, чечевичная, овсяная - геркулесовая, пшенная, рисовая, гречневая, манная/.

Воспитатель: “Назовите злаки, из которых варят кашу в нашем детском саду”.

манную /ответы детей-из пшеницы/

геркулесовую, овсяную /ответы детей – из овса/

кукурузную /ответы детей – из кукурузы/

гречневую /ответы детей – из гречихи/

пшенную /ответы детей – из проса/

перловую” /ответы детей – из ячменя/

Воспитатель: “Ребята, очень просто запомнить-из зерна делается крупа, а если еще мельче помолоть, то получается мука. Послушайте стихотворение:

“Представьте, что нам с вами дан огромный – преогромный чан.

Что насыпаем мы туда? Нам нужна мука, вода,

Соль и сахар нам нужны, меж собой они дружны!

Дрожжи знают своё место, без дрожжей какое тесто?

Это надо все смешать, кто нам станет помогать?

Руки механические, руки электрические [15]”.

Воспитатель: “Что произойдет с тестом дальше? Из него будут выпекать в электрической печи разные хлебобулочные изделия, а потом отвезут в детские садики, в школы, в больницы и в магазины. Мы с вами приходим в магазин и покупаем хлеб и выпечку. Какие изделия из муки вы знаете? Покажите их изображения!” /дети показывают указкой на картинки, на которых изображены блины, вареники, макароны, пицца, сушки, бублики, плюшка, хлебцы, палочки, соломка, пряники…/

Подходит девочка в русском народном костюме.

-Здравствуйте ребята, меня зовут Марьюшка, я тоже расскажу вам о хлебе, но сначала хочу с вами поиграть.

Девочка - Марьюшка проводит физ. минутку «Зернышко и колосок»

“В землю зёрнышко попало, (приседают, руки вниз)

К солнышку тянуться стало (руки над головой поднимать медленно)

Дождик зернышко полил- (резкие движения пальцами)

Чтоб расти хватало сил. (медленно встают)

Приподнялся стебелек. (тянут обе руки вверх)

Зерен - полный колосок”. (ладони соединить и повернуться вокруг себя)

Ольга Шуваева *

Марьюшка: “Я расскажу и покажу вам, как в старину делали муку, из которой пекли хлебушек /показывает иллюстрации, как в старину хлеб тяжело давался и коротко дает пояснения/. Вот, на такую мельницу /обращает внимание детей на экспонат музея / на лошадях зерно везли в мешках и засыпали в жернова, которые были внутри мельницы. Я вам покажу, как это происходит /в жернова засыпает зерно и крутит, получается мука/. Потом мешки с мукой везли домой опять на лошадях и дома хранили ее в сундуках, а если было много муки, то в амбарах. Амбар называли житницей.

Воспитатель: “Все люди всегда очень бережно относятся к хлебу. Недаром так много народных пословиц о хлебе.

Хлеб батюшка, водица - матушка.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Худ обед, когда хлеба нет [193]”.

/дети коротко объясняют пословицы/

Воспитатель: “Когда с полей собирают урожай, люди приносят колосья домой и ставят их, как сноп, на видное место. Считается, что в них есть сила, они могут исцелять от болезней – это народная примета” /обратить внимание детей на стоящие в крынках высокие колосья/.

Воспитатель: “Посмотрите сюда - это пасхальный кулич и крашеные яйца. Это традиция на Руси – освещать кулич и преподносить его, как угощение в честь празднования Пасхи”.

Марьюшка: “А это свадебный каравай - красиво украшен птичками и кольцами из теста. Жениха и невесту встречают родители жениха с хлебом – солью в руках, на красивом полотенце. Это старинный обычай. Жених и невеста откусывают от каравая. Кто больше откусил, тот в доме будет главным”.

Подходят мальчики в военной форме пехотинца и матроса.

Мальчик – пехотинец: “Ребята, мы расскажем вам о том, как хлеб давал силы солдатам во время Великой Отечественной войны. Люди день и ночь пекли хлеб, чтобы отправить на фронт, чтобы у бойцов были силы воевать с фашистами”.

Мальчик – матрос: “Помогали все нашим бойцам, женщины, старики и даже дети. Люди не уходили с заводов, где делали танки, самолеты, оружие, патроны, ночевали там же, сменяя друг друга. Маленькие дети оставались дома и ждали родителей, которые приходили домой, кормили их и снова уходили работать. А дети слушались их и хорошо себя вели, ухаживали за малышами, хотя сами были, как мы с вами”.

Воспитатель: “Ребята, я хочу рассказать вам о городе Ленинграде, сейчас он называется Санкт-Петербургом, который почти с самого начала войны оказался окружен врагами. Продуктов в городе оказалось очень мало потому, что их привозили машины, но фашисты окружили город со всех сторон и продукты не могли привезти в город. А в городе было “3 млн. человек и среди них 400 тыс. детей [31]”. Склады немцы бомбили, и хлеба не было, его выдавали мало и только по карточкам. Кто работал – 500гр. В день, а кто не мог работать и детям всего 125гр. /показ карточки на стенде и муляжа кусочка блокадного хлеба/. Пришла в город зима с сильными морозами, метелями и ветрами. Не была тепла, света, транспорт вообще не ходил. Во всех домах было холодно, люди спали одетыми. Чтобы немного согреться, жгли в квартирах мебель и книги. Окна занавешивали, чтобы было везде темно, иначе немецкие самолеты сбрасывали зажигалки и бомбы прямо на дома, где был свет и стреляли из пушек. Рядом с городом есть Ладожское озеро. Когда оно замерзло, стали привозить муку и выпекать хлеб. Но муки было мало, и пекари добавляли к ней солому, клей, траву – лебеду, чтобы кусочек хлебушка, который выдавали людям по карточкам, был чуточку больше. Вот такой размер хлеба был на человека на целый день. Люди умирали каждый день прямо на улицах от голода. Многих детей удалось на грузовиках по замерзшему озеру вывезти в другие города и так спасти от голода. Эту дорогу называли “дорогой жизни”. 900 дней и ночей длилась блокада. Красная Армия прорвала блокадное кольцо, возле Ладожского озера была построена железная дорога и в Ленинград стали привозить продукты. Каждый год зимой, отмечается эта победа над смертью. Наш народ победил, люди во время войны были сильны духом – смелыми, отважными и терпеливыми. 9 мая, в праздник Победы все люди, чьи родственники воевали и те, кто сейчас еще жив, помнят, грустят о тех, кого уже нет, и радуются победе над фашизмом праздничным салютом. Каждый солдат согревал на груди под шинелью сухарик черного хлеба, который в трудный момент перед боем давал силы, напоминал о доме, о семье и о том, что дома его ждут с победой. Вот почему наш народ так ценит и уважает хлеб.

Воспитатель: “У нас, в России большие запасы зерна, хлеб – наше богатство, это и есть “Закрома Родины”. Сейчас хлебом никого не удивишь. На магазинных прилавках можно найти самую разную выпечку – на любой вкус и кошелек. Давайте уточним, как правильно называется хлебная продукция”. /ответы детей – круассаны, французский багет и рогалики - это французская выпечка, хлебные палочки, пицца и чиабатта – это итальянский хлеб, тульский пряник – его рецепт придумали в городе Туле, печенье курабье – это азербайджанское лакомство, чебуреки – это татарская выпечка, хачапури – это грузинский хлеб, крендель – немецкий хлеб, пита – это греческий хлеб, маца – еврейский хлеб, поляница - украинский хлеб…в любой стране мира едят хлеб, люди называют его по – разному, но любят и берегут хлеб одинаково/.

Воспитатель: “Не бросайте хлеб, не играйте хлебом и не выбрасывайте хлеб, доедайте его. Если хлеб сохнет, он называется черствым, но из него можно приготовить сухари, гренки или просто посушить, растолочь и покормить птиц. Это будет наша забота о них.

Ребята, посмотрите, какие румяные сушки на самоваре – это угощение для посетителей музея, а у нас и самовар поспел – приглашаю всех на чаепитие с сушками и карамельками”.

Список использованных источников

1. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» Ярославль: «Академия развития», 1998.-224 с., ил. - (Сер. : «Игры, обучение, развитие, развлечение»). [193]

2. Шорыгина Т. А. «БЕСЕДЫ О ХЛЕБЕ». Методические рекомендации. Издательство «Творческий Центр Сфера» ООО «ИД Сфера образования» 129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 18, к. 3. Отпечатано в полном соответствии с предоставленными материалами в типографии ООО Чеховский печатник» Заказ № 1604122. [12], [15], [31], [75].

*© Copyright : Шуваева Ольга, 2011 Свидетельство о публикации №111022510254

Публикации по теме:

Путешествие к истокам прошлого. Музей народного быта «Русская изба»Путешествие к истокам прошлого. Музей народного быта «Русская изба» У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не должны забывать о прошлом: о.

Фотоотчет «Откуда пришел хлеб»Фотоотчет «Откуда пришел хлеб» Ребенок маленький не только хочет понимать, как устроены вещи, но и пытается оценивать мир вокруг себя, формирует свое отношение к нему.

Фотоотчёт по теме «Хлеб»Фотоотчёт по теме «Хлеб» Очень познавательно и увлекательно прошла наша неделя по теме "Хлеб".С помощью родителей в группе был организован "Музей хлеба": чего тут.

Классный час в 4 классе «Его Величество хлеб» Его Величество хлеб. Цели занятия: 1. Показать детям, что хлеб – основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень сложный и трудный,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в Музей гигиены» Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста "Путешествие в музей Гигиены". Цель: Закрепление знаний у детей по формированию здорового.

Мини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольниковМини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольников Основная цель музейной педагогики, как инновационной технологии в сфере личностного воспитания детей – это дать возможность обогатить.

Мини-музей «Хлеб-всему голова»Мини-музей «Хлеб-всему голова» Одной из главных задач мини-музея в дошкольном учебном заведении, является вовлечение детей в активную исследовательскую деятельность, формирование.

Мини-музей «Путешествие во времени». ЧасыМини-музей «Путешествие во времени». Часы Мини-музей: «Путешествие во времени». Тема: «Путешествие во времени» возникла в соответствии с реализацией «Рабочей программы группы компенсирующей.

Мини-музей в старшей группе «Хлеб — всему голова»Мини-музей в старшей группе «Хлеб — всему голова» Идея создания такого мини-музея у меня была давно и в начале ноября мне предлагают поучаствовать в районном заочном конкурсе, показ НОД.

Конспект НОД «Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле Салампи» в старшей группеКонспект НОД «Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле Салампи» в старшей группе Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы[/b] «Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ОД «Путешествие в музей «Хлеб»
Опубликовано: 15 октября 2021 в 09:34
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД