Татьяна Бырка
ООД по развитию речи «Рассказывание по картине «Ледоход» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать учить детей понимать содержание картины, составлять по ней рассказы.
Задачи:
Продолжать учить рассматривать картину, правильно понимать её содержание;
закреплять умение составлять рассказ по картине с помощью алгоритмов;
развивать связную речь; обогащать словарный запас детей; показать детям пробуждение природы весной, её красоту, выраженную в живописи.
Публикация «ООД по развитию речи „Рассказывание по картине „Ледоход“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на участке и за его пределами, чтение литературы и заучивание стихотворений о весне, рассматривание иллюстраций с изображений различных периодах весны.
Желаемые результаты: дети должны усвоить, когда наступает весна, какие ее основные признаки, что такого происходит весной, что не происходит в другие времена года. Знать и называть месяца весны, умение составлять рассказ по картине.
Словарная работа: ледоход, половодье.
Материалы: картинки с изображений времен года, с изображением ранней и поздней весны, картина И. И. Шишкина «Ледоход-на-реке»
Ход занятия
Утреннее приветствие
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, к какому времени года относится эти слова?
ДОЖДЬ, ПРОТАЛИНА, ПОЧКИ, ЦВЕТОК, СКВОРЕЦ, ЗОНТИК, СКВОРЧЕНИК, ДЕРЕВО, БАБОЧКА, КАПЕЛЬ, СОСУЛЬКА, ЖУКИ, ЛИСТЬЯ, СОЛНЫШКО. КОРАБЛИК, РУЧЕЙ, ОБЛАКА.
Правильно, все эти слова, относятся к времени года – весна.
. А как называются весенние месяцы? (Март, апрель, май).
- Какие изменения происходят в природе весной?
Тает снег. Дни становятся длиннее. Солнце греет. Появляются проталины. Расцветают первоцветы. Набухают почки. Птицы - прилетают из теплых стран.
Давайте сейчас каждый из вас скажет о весне, какая она?
Дети: Долгожданная, молодая, душистая, ранняя, поздняя, теплая, цветущая, звонкая, веселая.
А сейчас послушайте, стихотворение о весне.
Солнце, жарко припекая,
Гонит с нашей речки лёд.
На пригорке снег растаял,
Начинался ледоход.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
Какое настроение хотел донести до нас поэт? (Радостное, веселое.)
- Да, весна несет всем людям радость жизни, творчества.
Где можем увидеть весну? (в природе, на картинах художников)
Игра «Подбери признак»
- Сейчас мы поиграем в игру «Подбери признак».
- Скажите, весна какая? - (ранняя, поздняя, прекрасная).
- Если весну долго ждали, она какая? (долгожданная)
- Если весной тепло, она какая? (теплая)
- Земля весной, когда тает снег какая? - (сырая, влажная, грязная, мокрая).
- Капель весной какая? - (весенняя, радостная).
- Если она звенит, она какая? (звонкая)
- Погода весной какая? - (весенняя, солнечная, ветреная, дождливая, ясная).
- Если идет дождь? (дождливая)
- Если нет солнца? (пасмурна)
- Солнце весной какое? - (яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое).
- Ручьи весной какие? - (чистые, звонкие, бурные, мутные).
- Если они бегут быстро? (быстрые)
- Какое весеннее небо? - (голубое, серое, высокое, спокойное, сердитое)
- Снег весной какой? – (темный, рыхлый, грязный)
Весна - чудесное время года. Весной природа пробуждается, обновляется, оживает. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, а художники картины.
2. Основной этап.
Ещё недавно всё было завалено белым, пушистым снегом, река крепко спала под толстым слоем льда. Но вот сквозь облака стало чаще проглядывать солнце, и наступила весна.
Взгляните на картину. Выставляется репродукция картины «Ледоход-на-реке». Вспомните, как называется эта картина, кто ее автор? Картина называется «Ледоход-на-реке». Написал эту картину И. И. Шишкин.
Беседа по картине :
- Какое время года? Почему так решили? По каким признакам мы видим, что это весна?
- Кто знает, как называется явление, которое изобразил художник? (ледоход).
- Что можно сказать о воде, какая она? (Прозрачная, спокойная, обильная, холодная.)
- Что можно сказать о небе? (По небу плывут белые облака, которые несут на своих крыльях весну).
- В какой день художник писал пейзаж? В солнечный, безветренный день.
- Какие цвета художник использовал чаще всего для изображения ледохода? (Оттенками синего и белого.)
- А как художник изобразил деревья, что слева на берегу? (Деревья, которые стоят на левом берегу тесно прижались друг к другу.) Они будто замерзли в ледяной талой воде и хотят согреться, прижавшись, друг к другу.
- На заднем плане картины островок с кустами ивы. Совсем вдалеке виднеется кромка леса.
- Что вы чувствуете, глядя на эту картину? ( Радостные чувства: наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло)
- Вы бы дали картине другое название?
«Цвет весны» ( Автор слов: В. Косовицкий)
Физкультминутка
На дворе стоит весна! (хлопаем в ладоши в такт)
После зимней лютой стужи («ёжимся» - холодно – гладим себя от локтя к плечу)
Просыпается от сна (ручки под щёчку)
Вся природа, (руки в стороны и смотрим влево и вправо)
Даже лужи (грозим пальчиком)
Не покроет лед за ночь, (и головой показываем - "нет-нет")
Гонит солнце зиму прочь! (показываем «солнышки» - руки вверх пальчики широко расставлены)
Набухают соком почки, (ладони и запястья рук вместе, медленно округляем пальчики – показываем как набухают почки)
И зеленые листочки (запястья рук вместе, пальцы в стороны, двигаем пальчиками)
Скоро в струях ветерка
Заиграют!
А пока… (руки на уровне груди - показываем солнышки – цветочки)
Цвета солнца у реки
Появились огоньки!
Всё! Закончились морозы! (хлопаем в ладоши)
Распускаются мимозы! (поднимаем руки вверх и в стороны, смотрим на «веточки мимозы»)
Д. И: «Верно - неверно».
Воспитатель: Сейчас я буду называть слова, а вы хлопайте, если они относятся к весне и топайте, если не относятся. Будьте очень внимательны!
Слова: Снежинки, проталины, вьюга, сосульки, листопад, тает, ледоход, журчит, тает, морозит, прилетают, капель, снегопад, подснежник, почки, половодье, солнышко, метель, ярче, припекает.
Ребята, а кто из вас знает, что означают слова проталина, первоцвет, половодье, капель, ледоход? (дети отвечают на вопросы)
Детям предлагается алгоритм, по которому они будут составлять рассказы. (начало, середина, конец и о чём они должны рассказать в каждой части рассказа).
Воспитатель:
А сейчас давайте попробуем мы с вами составить рассказ по картине.
О чём мы сначала скажем? (Вначале я назову автора и название картины.)
О чём мы расскажем потом? (Потом я расскажу о природе, погоде, что находится на переднем плане и на заднем плане.)
А в конце своего рассказа, о чём расскажете? (И в конце рассказа я расскажу о настроении картины.)
Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ?
Составление рассказа - описания детьми.
Пример рассказа :
Автор картины «Ледоход на реке» Иван Иванович Шишкин. На картине художник изобразил весну и выбрал, яркие краски, передавая красоту природы. Погода ясная, теплая, бурно тает снег. По голубому небу плывут белые облака. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. Действие происходит у реки, на которой уже начался ледоход. Тяжёлые большие льдины плывут по воде. Картина была написана в солнечный день, так как видно, что предметы отбрасывают тени. На заднем плане картины островок с кустами и деревьями, которые купаются в лучах солнца. Совсем вдалеке виднеется кромка леса. Глядя на эту картину я вижу весеннею красоту, чувствую запах весны, слышу, как шепчет ветер, шумит вода.
Анализ рассказов детей.
Скажите, чей рассказ вам понравился?
Мне понравился рассказ.
У него предложения получились полными, последовательными, в них не было длительных остановок.
Использовал в своих описаниях красивые слова.
Рефлексия. О чем мы узнали, что почувствовали, чем любовались на занятиях по этой картине? (Узнали о ледоходе, почувствовали приход весны, любовались красотой русской природы.) Молодцы ребята, красивый рассказ у вас получился.