Кирсанова Светлана
Конспект занятия «Злаковые растения, крупы и блюда из них»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Кирсанова С. В. ,
учитель начальных классов,
г. Риддер ВКО
Класс: 2 «Б»
Олимпийский резерв.
Тема: Злаковые растения, крупы и блюда из них.
Цель: Сформировать представление учащихся о злаковых растениях, крупах и блюд из них.
Задачи:
1. Научить распознавать злаки и крупы в результате исследовательской деятельности.
2. Знать 7 злаковых растений, 8 круп и блюда из них.
3. Развивать память, мышление, воображение.
Публикация «Конспект занятия „Злаковые растения, крупы и блюда из них“» размещена в разделах
4. Формировать интерес учащихся к познанию нового материала. Воспитывать бережное отношение к продуктам, уважение к людям труда.
Оборудование: гербарии, набор картинок со злаковыми растениями и бирки с названиями растений; образцы круп : 1. манная 2. овсяная 3. перловая 4. ячневая 5. пшённая 6. кукурузная 7. рисовая 8. пшеничная;
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Мы сегодня будем работать в группах. Давайте вспомним о правилах общения в группах:
• При разговоре смотри на собеседника;
• Говори в группе тихо, чтобы не мешать одноклассникам;
• Называй товарищей по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.
- Назовите алгоритм работы в группе:
• Повторить задание для осознанного понимания;
• Анализ условий
• Выдвижение версий всеми членами группы
• Обоснование версий, их проверка.
• Совместное принятие решения
• Анализ решений. Оформление.
• Проговаривание в группе выступления.
• Представление решения.
- Распределите роли: организатор – отвечает за работу группы в целом, спикер – выступает перед классом с готовым решением группы, секретарь – записывает высказанные идеи и решения, критик – высказывает противоположную точку зрения, контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение.
II. Разминка.
Стратегия «Одно из двух».
Утро – день колбаса – каша зима – лето
Конфета – яблоко ручка – карандаш смородина – виктория
Пасмурно – ясно стол – стул море – речка
Скакалка – обруч берёза – ёлка молоток – пила
Сказка – стихотворение гора – земля карамель – мороженое
III. Актуализация знаний учащихся.
- Что вы предпочитаете, есть на завтрак?
- Да вкусы у всех разные, но какая пища будет полезней для завтрака?
- Какие каши варят у вас дома?
- Наш организм является хорошо налаженной системой. Чтобы нормально функционировал наш организм, необходимы питательные вещества - минералы и микроэлементы, которые поступают из пищи. Недостаток хотя бы одного микроэлемента может привести к нарушению работы всей системы. Вот почему очень важно правильно и сбалансированное питание.
- Посмотрите на столы, на то, что предложено для работы.
- Какова тема нашего занятия?
- Что в конце занятия вы должны знать? Слайд: ожидаемый результат.
- Какие умения понадобятся, чтобы добиться цели?
IV. Первичное исследование объекта.
Учащиеся разделены на з группы по 5 человек. Для каждой группы : набор картинок со злаковыми растениями и бирки с названиями растений)
Задание: Рассмотреть картинки, приложить бирки с названиями.
1. Пшеница.
2. Овёс.
3. Просо.
4. Рис.
5. Рожь.
6. Ячмень.
7. Кукуруза.
Проверка: секретарь фиксирует + или – в предложенной таблице, подводит итог.
Все эти растения называются злаковыми.
Злаковые растения – Злаки, или Мятликовые — семейство однодольных растений, к которому относятся такие известные и давно используемые в хозяйстве растения, как пшеница, рожь, овёс, рис, кукуруза, ячмень, просо, бамбук, сахарный тростник.
IV. Практическая работа
- Из зерновых культур после обработки получают крупы.
(Словарь. Крупа – это целые или дроблённые зёрна, освобождённые от оболочки.)
- Ваша задача рассмотреть образцы круп, которые есть на столе и определить к какому злаковому растению какая относится крупа.
(образцы круп : 1. манная 2. овсяная 3. перловая 4. ячневая 5. пшённая 6. кукурузная 7. рисовая 8. пшеничная)
Проверка 1. Заслушивается представитель из команы.
- Какие крупы у вас остались без «хозяина»? Рассмотреть версии.
Проверка 2. Проверка по слайду.
Злаковое растение крупа
Пшеница 1. Манная крупа – мелко раздробленные пшеничные зёрна. №1
2. Пшеничная крупа. №8
Овёс Овсяная крупа, геркулес №2
Просо Пшённая крупа №5
Рис Рисовая крупа №7
Рожь
Ячмень 1. Перловая крупа – очищенные и шлифованные цельные ячменные зёрна. №3
2. Ячневая крупа – это дроблённое ячменное зерно. №4
Кукуруза Кукурузная крупа №6
Запись информации в таблицу.
- Какое сделали для себя открытие?
- В каких блюдах можно использовать крупы?
(формат листа А-4. Составляют кластер). Представляют.
Ответы:
• Закусочные (салаты)
• Первое (супы)
• Вторые (каши, запеканки, гарниры)
• Из зёрен кукурузы, риса, пшеницы готовят сухие завтраки, воздушный рис, кукурузу.
- Про что говорят – её маслом не испортишь?
- Кто знает, как появилась каша в нашей жизни?
История появления каши в жизни человека
Каша – это традиционное блюдо русской кухни. Традиции русской кулинарии обусловлены спецификой исторического приготовления (печь и горшки, но, это связано и с основным видом деятельности крестьян на Руси – хлебопашество, возделывание зерновых культур.
Каша – самое распространенное русское блюдо. Само слово каша в древнем его значении праславянское и означает кушанье, приготовленное из растертого зерна (краш - "тереть"). Первоначально каша представляла собой жидкую похлебку из муки, но впоследствии, с появлением новых зерновых культур, распространением гречихи, слово "каша" стало означать преимущественно гречневую кашу.
(опережающее задание, рассказывает Айбасова Камила)
- В каких сказках, рассказах вы встречались с кашей?
И. Крылов Лиса и журавль.
Н. Носов Мишкина каша.
Братья Гримм Горшок каши.
Р. н. с. Каша из топора.
V. Опыты.
- Почему верное утверждение: «Крупяные каши – самые ценные блюда при здоровом питании».
(Так как в них много питательных веществ – минералов и микроэлементов)
- А как это доказать?
Демонстрация 1 опыта:
Вы, конечно знаете, что у меня за семена.
Вопрос: Из каких веществ состоят эти семена? Что в них есть?
Семена кладут на дно пробирки и нагревают.
Вопрос: Что вы видите? (на стенках пробирки появилась вода)
Вопрос: Правильно. А откуда она взялась? (Она была в семенах)
Вывод: Вещество которое находится в семенах – это вода.
Вопрос: Какие вещества кроме воды находятся в семенах
Демонстрация 2 опыта:
Опыт: В маленький тигель кладут 10-15 семян пшеницы и нагревают. Когда при прокаливании начнут выделяться бурые пары, зажечь семена. Когда пламя погаснет показать ученикам обуглившие семена.
Вывод: В семенах есть вещества, которые могут гореть. Эти вещества обугливаются и сгорают. Такие вещества называют минеральными.
После сгорания минеральных веществ остается зола. Зола не горит. Зола- это минеральное вещество.
Демонстрация 3 опыта:
Показать муку.
Вопрос: Что это? (мука)
Из чего приготавливают муку? (из зерен пшеницы)
Как делают муку? (Семена пшеницы размалывают на мельнице).
Вывод: Значит все то, что есть в семенах, есть в муке.
Опыт. Взять пшеничную муку и замесить тесто. Затем тесто промыть в воде. После промывания опустить в чистую воду и промывать до тех пор, пока вода не будет мутнеть.
Вопрос: Что осталось в тряпочке?
Это вещество беловатое, тягучее (растянуть) и клейкое (потрогать).Это вещество растительный белок, который содержится в клейковине.
Вывод: В состав растений входит белок.
Опыт. Кроме белка в состав растений входит еще одно вещество. Если мы капнем в стакан с мутной водой йод, то вода посинеет, т. к. в состав растений входит крахмал, который синеет под действием йода.
Вывод: Йод является индикатором для крахмала. Следовательно,в состав растений входит крахмал и белок - это органические вещества.
В состав растений входит еще вещества.
Демонстрация 4 опыта:
Раздавить семена подсолнечника.
Вопрос: Что вы обнаружили? (Если кто скажет, что вода, можно проверить подсушиванием). Из семян этих растений добывают масло.
Вопрос: Какие это растения? (подсолнечник, лен, конопля)
Вывод: В семенах обнаружили еще одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество. Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы) минеральные вещества и вода.
Заполнить схему. Что входит в состав почвы?
Проверка схемы по слайду.
VI. Рефлексия.
Стратегия «1 – 2 – 3»
1. Записать один злак.
2. Записать два названия круп.
3. Записать три вещества, из которых состоит зерно.