Лучший педагог года

Описание используемых диагностических методик

Ярослава Гудкова
Описание используемых диагностических методик

Описание используемых диагностических методик.

Эффективность решения музыкальным руководителем задач воспитания и развития находится в прямой зависимости от целостного знания им условий, в которых воспитывается и развивается ребенок.

В связи с этим проектирование условий воспитания и развития ребенка всегда начинается с анализа первичной информации о реальном состоянии воспитанности и образованности дошкольника, характера предпочитаемой им деятельности, эффективности созданных условий в развитии детской личности.

Публикация «Описание используемых диагностических методик» размещена в разделах

В организации музыкально-художественной деятельности в детских садах неоценимую помощь музыкальному руководителю оказывает диагностика музыкального развития как процесс изучения личности ребёнка и условие его воспитания и образования. При этом диагностика выполняет ряд функций:

- подтверждение эффективности педагогических воздействий с уче-том современных требований организации музыкально-художественной деятельности;

- описание перспективных направлений в музыкально-художественной деятельности и образовании детей определенной возрастной группы и каждого ребёнка в отдельности;

- внутренняя и внешняя коррекция музыкально-художественной деятельности детей, её содержания и отношения к ней дошкольников;

- переосмысление условий жизнедеятельности ребёнка в дошкольном учреждении и семье.

Кроме того, диагностика становится средством получения необходимой педагогической информации. Именно диагностика дает возможность точного определения целей педагогического процесса.

В связи с этим, для определения уровня освоения детьми ДС № 186 «Вазовец» содержания образовательной области «Музыка» основной воспитательно-образовательной программы Т. Н. Дороновой «Из детства в отрочество», музыкальным руководителем Гудковой Я. В., в начале и в конце учебного года, проводится педагогическая диагностика. Для проведения диагностики используется авторская методика диагностирования дошкольников, разработанная к. п. н. И. В. Груздовой – «Педагогическая диагностика музыкального развития детей» (1999 г.).

В настоящей работе автор указывает, что диагностика музыкального развития дошкольника является сложной комплексной процедурой. Основная цель диагностики - выявление в различных видах музыкальной деятельности уровня развития:

1) основ музыкальной культуры (эмоциональная отзывчивость, интерес к музыке, потребности, основы вкуса, представления об идеале и др.);

2) музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, творческие способности);

3) знаний о музыке, умений и навыков.

Также, Груздовой И. В. даны методические рекомендации, в которых конкретизированы и четко выделены показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными особенностями детей, а именно: по каждому из трех направлений выделяются два показателя (всего – 6, которые имеют качественные характеристики для каждого возрастного этапа. Качественные характеристики показателей также зависят и от вида музыкальной деятельности. В связи с этим в диагностике выделяются четыре ступени:

1) восприятие музыки;

2) пение;

3) музыкально-ритмические движения;

4) игра на детских музыкальных инструментах.

По форме и содержанию диагностические занятия соответствуют ти-повым музыкальным занятиям, организуемым с подгруппой детей в количестве 7 – 9 человек. С целью уточнения показателей уровня развития отдельного ребёнка возможна организация индивидуальных как типовых, так и доминантных занятий.

Музыкальный материал, используемый для диагностики, должен соответствовать требованиям художественности и доступности детям обследуемой возрастной группы (примерный музыкальный материал, образцы коротких тестовых заданий, скринингов для детей среднего и старшего дошкольного возраста приведены в приложении к «Педагогической диагностике музыкального развития детей», причем замена возможна только соответствующим по сложности материалом).

Оценка музыкальных проявлений детей производится по каждому показателю и осуществляется по 3-бальной системе (высокий уровень – 3 балла, средний - 2, низкий – 1 балл). Результаты заносятся в таблицу (см. ниже) и суммируются. В зависимости от общего количества баллов (по всем видам музыкальной деятельности) определяется уровень музыкального развития каждого ребёнка.

Высокий уровень: от 57 до 72 баллов.

Средний уровень: от 40 до 56 баллов.

Низкий уровень: от 24 до 39 баллов.

Таблица

Фами-лия, Имя ребён-ка Оценка баллов

Виды музыкальной деятельности

Восприятие музыки Пение Муз. -ритм.

дви-жения Игра на ин-струментах Сумма баллов Уро-вень

1.

2.

и т. д.

В результате анализа педагогического мониторинга, с учетом современных требований, предъявляемых к музыкальному воспитанию, достигнутый ребёнком уровень музыкальной культуры и выявляемый уровень музыкальных способностей являются показателями его музыкального развития

Кроме того, для определения уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку у воспитанников второй младшей группы № 83, возраст 3-4 года, музыкальным руководителем Гудковой Я. В., в начале и в конце учебного года, также проводится педагогическая диагностика, основанием которой является «Методика формирования эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста», разработанная к. п. н. И. В. Груздовой (2010 г.)

Основная цель диагностики - выявление уровня развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста.

В настоящей работе автор указывает ряд методов, применяемых при проведении диагностики, а именно:

• педагогическое наблюдение за детьми во время восприятия музыки

• оценка уровня эмоциональной отзывчивости дошкольников на му-зыку во время ее слушания

• беседы с детьми.

Также, Груздовой И. В. даны методические рекомендации, в которых конкретизирован и четко выделен комплекс критериев, обеспечивающих выявление качественных характеристик эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста в соответствии с возрастными особенностями детей.

В качестве критериев выступают:

1) сосредоточенность внимания;

2) продолжительность восприятия;

3) двигательная активность (наличие движений, мимических реакций, вокализаций, адекватных характеру музыки);

4) действия с детскими музыкальными инструментами и игрушками, их согласованность с характером и ритмом музыки;

5) желание ребнка слушать музыку.

Диагностические занятия проводятся в свободной непринужденной индивидуальной форме и организуются как доминантные. Музыкальный материал, используемый для диагностики, должен соответствовать требованиям художественности и доступности детям обследуемой возрастной группы (примерный музыкальный материал для детей младшего дошкольного возраста приведены в приложении к монографии к. п. н. И. В. Груздовой «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности» - Тольятти: ТГУ, 2010 г.)

Оценка уровня сформированности эмоциональной отзывчивости на музыку детей производится по каждому показателю на основании прослушивания 4 произведений, и осуществляется по 3-бальной системе (высокий уровень – 3 балла, средний - 2, низкий – 1 балл). Результаты заносятся в таблицу (см. ниже) и суммируются. В зависимости от общего количества баллов (по всем критериям) определяется уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку каждого ребёнка.

Высокий уровень: от 48 до 60 баллов.

Средний уровень: от 34 до 47 баллов.

Низкий уровень: от 24 до 33 баллов.

Таблица

Фами-лия, Имя ребёнка Восприятие музыки Оценка баллов

1 произведе-ние 2 произведе-ние 3 произведе-ние 4 произведе-ние Сумма баллов Уровень

1.

2.

и т. д.

В результате анализа педагогического мониторинга, с учетом современных требований, предъявляемых к музыкальному воспитанию выявляется уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку во время ее восприятия.

Ведущий диагностический метод И. В. Груздовой — это подгрупповые и индивидуальные задания для детей. Диагностические занятия рекомендуется проводить 2 раза в год - в сентябре и мае. Детей, которые длительное время посещают детский сад, рекомендуется диагностировать 1 раз в год (в конце учебного года, используя для сравнения данные предыдущего тестирования.

Автор также дает несколько рекомендаций по организации диагно-стической процедуры :

Во-первых, до начала диагностики педагог должен знать ситуацию развития ребенка, уточнить условия, в которых существует ребенок, его индивидуальные особенности;

Во-вторых, диагностику следует проводить в привычной для ребенка обстановке.

Педагогу важно быть доброжелательным в общении с дошкольни-ком, помогать ему сориентироваться в заданиях посредством простых и понятных вопросов. Выслушивать ребенка педагог должен до конца, не перебивая и не поправляя его ответы.

Груздова И. В. рекомендует в ходе диагностики широко использовать наглядный материал, а также подчеркивает, что действия педагога в процессе диагностики должны осуществляться четко по соответствующему алгоритму.

Автор особо заостряет внимание на том, что ребёнка можно сравни-вать только с ним самим.

Публикации по теме:

Анализ занятия 3 Анализ занятияОрганизация и проведение занятияВопросы для изучения Да нет Частично Другое 1. Характеристика программного содержания: • Соответствие.

Деятельность воспитателя и музыкального руководителя при решении задач музыкального образования дошкольников "Деятельность воспитателя и музыкального руководителя при решении задач музыкального образования дошкольников» Воспитатель и музыкальный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание используемых диагностических методик
Опубликовано: 19 ноября 2014 в 18:36
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД