Лариса Пядышева
Описание опыта «Двигательная активность детей на занятиях по физическому воспитанию и в повседневной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель! Педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания,первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребёнка. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём.
Задача создания необходимых условий для того, чтобы наши дети росли физически здоровыми и крепкими является одной из важнейших. Нам, доверено самое ценное – наши дети: нежные, хрупкие каждый в отдельности и все вместе. Сегодня жизнь предъявляет повышенные требования к детям. Это означает, что необходимо формировать поколение с более высокой моралью, умственными способностями и физически развитыми. Одним из наиболее важных направлений физического воспитания, является двигательная активность детей по физическому воспитанию.
Публикация «Описание опыта „Двигательная активность детей на занятиях по физическому воспитанию и в повседневной деятельности“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Как помочь дошкольникам укрепить здоровье, стать более сильными, ловкими, выносливыми?
Как научить их владеть своим телом, чтобы противостоять различным недугам?
Как сделать работу эффективной?
Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание. Поэтому очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно больше находились в движении.
Формирования физической культуры основываю на организации двигательной активности детей в течение дня, развитии и совершенствовании уже имеющиеся навыки. Основные принципы работы: естественность и посильность движений, добровольность и желание ребенка их выполнять (в ребенке постоянно поддерживаю уверенность, что он может так сделать, что у него получится).
Разделяю точку зрения профессора Верн Сифелда, суть которой сводится к тому, что основное внимание в детской физической культуре следует сосредотачивать на развитие двигательных навыков (бег, ходьба, прыжки, подтягивание, метание, хваты руками и т. д.). Я в понятие «физическая подготовка» вкладываю следующее:
• состояние хорошего самочувствия;
• возможность быть бодрым и энергичным в течение дня;
• осуществление ребенком широкого спектра действий, движений.
Системная работа по физическому воспитанию включает следующие формы работы: утреннюю гимнастику, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, гимнастику после сна, физкультминутки, самостоятельная двигательная деятельность, физкультурные досуги, физкультурные занятия.
Утренняя гимнастика направлена на укрепление организма ребенка и создание бодрого, жизнерадостного настроения на весь день.
В организации подвижных игр и физических упражнений выполняется детьми разнообразные движения в зависимости от характера занятия, времени года, индивидуальных особенностей детей.
Организм ребенка после сна требует постепенного "пробуждения" и подготовки к активной деятельности. Физкультура в постели дает прекрасный оздоровительный эффект, она нравится и лежебокам и подвижным детям, так как проводится в занимательной форме. Упражнения начинают дети выполнять в положение лежа, постепенно встают, а по дороге в туалетную комнату выполняют ряд упражнений (ходьба и бег по ребристой дорожке, ходьба след в след, использую нестандартное оборудование (ванночки с мелкими предметами, солевые дорожки – для массажа ступни ног). Заканчивают гимнастику полосканием горла и гигиеническими процедурами.
Больше времени отводится самостоятельной двигательной деятельности детей. Подвижные игры подбираю с учетом уровня сложности и цели их проведения, так как игра имеет свою игровую задачу, направлена на физические способности ребенка, укрепление его здоровья и развитии интеллекта. Организую подвижные игры, игры с элементами соревнования, игры для развития глазомера, точности движений, ловкости, быстроты реакции, силы, выносливости, координации движений, способности управлять своим телом. Для большей заинтересованности, изготавливаю физкультурно-игровую среду, нестандартное оборудование – султанчики, предметы из пластмассовых бутылок. Продуманное рациональное размещение оборудования побуждает детей к движению.
Положительный оздоровительный эффект возможен при регулярном проведении физкультурных занятий. Проводя физкультурные занятия, я учитываю состояние здоровья детей, физическое развитие и индивидуальные особенности детей. Работаю по программе малокомплектный детский сад под редакцией М. А. Васильевой, ввожу элементы из пособия К. К. Утробина «Занимательная культура в детском саду» она основана на повышение интереса детей к занятиям за счет введения увлекательных упражнений во всех частях занятий :
• в разминке более 16 видов упражнений – увеличение количества и качества упражнений, выполняемых детьми поточным способом, по кругу.
например:ходьба на четвереньках «раки», «обезьянки», прыжки в высоту с разбега до какого-либо предмета
• рифмованные фразы, произносимые педагогом во время выполнения детьми упражнений в разминке, повышают интерес и помогают правильно выполнять упражнения
например: «Мы на пальчиках идем прямо голову несём».
«Муравьишки, муравьишки, вы как будто, что из книжки
Вместе весело идем, чтоб построить новый дом».
«Обезьянки, обезьянки – бегут дружно по полянке».
•повышает интерес к занятиям также спортивно-дидактические игры; «Строитель», «Построй пирамидку», «Полоса препятствий»,
• На занятиях мы используем комплексы точечного массажа и дыхательной разминки, которые нужны не только для профилактики заболеваний, но и нацелены на воспитание чувства ответственности за своё здоровье, от правильного дыхания зависит здоровье, его физическая и умственная деятельность.
• В структуре занятия есть упражнения с элементами акробатики, систематизированных под названием «Веселый тренинг», позволяет детям в игровой форме развивать гибкость, координацию, укреплять мышцы, понимать как они владеют своим телом.
• Использую разнообразные упражнения с мячом, дети двигаются по кругу, катят двумя руками, учатся бросать вверх, отбивать об пол, вести ногами – это позволяет детям лучше освоить навыки владения мячом.
• Большое значение в системе физического воспитания занимают физкультурные праздники, досуги. Опыт организации праздников, досугов показал их положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной деятельности, повышение роли семьи и детского сада в решение задач физического воспитания.
В нашем детском саду проводятся спортивные праздники: «Зимушка – зима», «Здравствуй лето», «Веселые старты», «Папа, мама, я – дружная семья» и т. д.
На праздник к детям приглашаем младших школьников – бывших выпускников детского сада. Не остаются безучастными и дети – болельщики, для них проводим конкурсы, аттракционы. Использование на празднике музыкальных произведений делает праздник эмоционально ярким, запоминающимся событием в жизни ребенка.
Диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень движений и физических качеств ребёнка и соответствие их возрастными нормам. На основании результатов тестирования я изучила особенности моторного развития детей, уровень КГН, двигательную активность. Тестирование физических качеств использую упражнения, которые предлагаю в игровой форме. Получив результат диагностики, ставлю перед собой задачи:
Оздоровительные задачи:
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
•совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;
• формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
Образовательные задачи:
• формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
• создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
•выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Воспитательные задачи :
• воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
• расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире,
• воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Ожидаемый результат:
• снижение уровня заболеваемости.
• повышение уровня физической подготовленности.
• сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья.
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Воспитание здорового ребёнка было и остаётся актуальной проблемой образования и медицины. Данную проблему в нашем детском саду мы стараемся решать при взаимодействии педагогов и родителей. Ведь здоровье ребёнка во многом зависит от обстановки, которая его окружает дома. И положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей. Для родителей мы проводим консультации, папки передвижки, информационные стенды, групповые родительские собрания, где выступаем с докладами. С помощью различных мероприятий пытаемся довести до родителей, что они обязаны заложить своим детям основы физического развития, что для формирования здорового образа жизни в семье должен быть доброжелательный микроклимат и пример родителей; что лучший вид отдыха – прогулка с семьёй на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребёнка – совместная игра с родителями.
Необходимо, чтобы все участники педагогического процесса – педагоги, дети, родители – были вовлечены в совместную деятельность, осуществляя взаимопроникновение семьи и детского сада. Ведь только при таком взаимодействии можно действительно достичь больших результатов в укреплении физического и психологического здоровья детей.
На основе анализа результатов своей работы я могу утверждать, что вести работу по развитию двигательной активности детей необходимо и важно. Двигательная активность – биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома. Систематическая развивающая физкультурно–оздоровительная работа в детском саду, осуществляемая в соответствии с указанными приоритетами, способна привести к ряду значимых результатов.
Проводимый в нашем детском саду двигательный режим обеспечивает постепенное повышение физических качеств дошкольника, способствует коррекции телосложения, закаливанию организма дошкольника, направленному на хорошее сопротивление простудным и инфекционным заболеваниям.