МААМ-картинки

Описание опыта по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Проект «Светлая Пасха» (средняя группа)

Анна Александровна Белоус
Описание опыта по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Проект «Светлая Пасха» (средняя группа)

Описание опыта по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Проект «Светлая Пасха».

Средняя группа

Провела: Воспитатель Белоус А. А.

2018 год

Проект с детьми средней группы.

Вид проекта : познавательно - творческий.

Продолжительность: краткосрочный, 1 неделя, апрель 2018 года.

Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатели.

Публикация «Описание опыта по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, Проект „Светлая Пасха“ (средняя группа)» размещена в разделах

Возраст детей: 4 – 5 лет.

Проблема: что мы знаем о православном празднике Пасха?

Актуальность проблемы:

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.

Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц, об старинных играх-забавах.

Я решила подробнее познакомить детей с православным праздником Пасха Светлое Христово Воскресение.

Цель:

Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.

Задачи:

• Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей.

• Развивать интерес к культуре русского народа.

• Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.

Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству и любовь к Родине.

• Развивать познавательные и творческие способности.

• Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, стихов, народных игр.

• Развивать творческие способности через продуктивную деятельность.

Разработка проекта :

• Донести до участников проекта важность данной темы.

• Создать развивающую среду : подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности, иллюстративный материал, художественную литературу, фольклор по данной теме.

• Подобрать материал для продуктивной деятельности.

• Составить перспективный план мероприятий.

• Предполагаемые результаты проекта :

• Знание детьми информации о празднике светлой Пасхи, о его возникновении.

• Понимание детьми значимости праздника, обычаев и традиций, для верующих людей.

• Умение организовывать пасхальные игры, русские народные игры, на основе имеющихся знаний.

• Проявление интереса к истории христианского праздника Пасхи.

Мероприятия проекта :

Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие

Пасхальные игры «Катание яиц», «Кто найдёт больше яиц?», «Чоканье яйцами».

• Хороводная игра «Солнышко красно»

• Дидактическая игра «Собери целое яйцо»

Познавательное развитие

• НОД на тему «Что такое Пасха

• Просмотр презентации «Праздник Пасха»

• Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов.

Речевое развитие

• Беседа на тему «Почему мы красим яйца?»

• Составление рассказов «Как мы дома праздновали Пасху

• Чтение и разучивание стихотворений о празднике Пасха.

Художественно-эстетическое развитие

• Рисование гуашью «Роспись пасхального яйца»

• Пластилинография "крашение пасхального яйца.

• Коллективная аппликация «Пасхальное угощение»

Работа с родителями:

Беседы дома «Как мы празднуем Пасху

Разучивание стихов о празднике.

Презентация проекта.

Мини-музей «Пасха»

Развлечение «Пасха Красная

Выставка рисунков и поделок по данной теме.

Конспекты образовательных мероприятий по проекту «Светлая Пасха».

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе

Тема: Что такое Пасха?

Цель: узнать о традиции празднования праздника Пасхи

Задачи:

Воспитательные : приобщение к истокам культурных традиций русского народа.

Образовательные: ознакомить детей с обычаями Православной церкви, народными играми и забавами.

Развивающие: развитие внимания и наблюдательности.

Оборудование и материалы: окрашенные яйца, яйца-писанки, изображение кулича, пасхального стола, горка для катания яиц, сувениры.

Конспект НОД

Воспитатель : «Пасха — самый главный христианский праздник. В это день верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.

Вот послушайте, какие стихи сложил один из поэтов о Пасхе :

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла (К. Фофанов)

Писание гласит, что после вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и бедная женщина Мария Магдалина. Пришла она в Рим, в императорский дворец к римскому императору Тиберию. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые несли драгоценные дары и украшения, а бедные – кто что мог. У Марии ничего с собой не было, кроме веры во Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и громко сказала: «Христос воскрес!». Удивился император и сказал: «Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!» Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо. Вот почему Пасху называют «Красная Пасха» - ведь это «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой.

С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.

Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» - и три раза поцеловаться в знак прощения и любви к близким.

Воспитатель : «Давайте и мы с вами попробуем подарить пасхальное яйцо».

Воспитатель выбирает двоих желающих, дает одному из них в руки яйцо -писанку и предлагает детям поздороваться по Пасхальному обычаю.

А много позже традиция расширилась, яйца стали красить разными цветами или наносить на них различные рисунки.

Воспитатель показывает детям крашеные яйца: «Чем отличаются эти яйца?» (ответы детей).

Воспитатель : «Правильно, ребята. Одно яйцо окрашено одним цветом, а на другом мы видим узор.

Окрашенные краской яйца называют «крашенки», а расписанные тонкими узорами «писанки». Когда художник рисует, то говорят, что он пишет картину или узор.

А еще на Пасху пекут куличи. Кулич символизирует красное солнышко, и если человек пробует кулич, то он вбирает в себя живительные лучики и становится добрым и сильным.

Пасха всегда приходилась на весну и люди наблюдали за погодой, так складывались народные приметы:

Посмотрите на улице, лежит ли еще снег? (ответы детей)

Воспитатель : «Народная примета говорит нам: «Если к Пасхе весь снег уже сошел, то год будет урожайным. А если снег еще лежит, то год будет бедным».

Воспитатель : «А теперь посмотрите, идет ли дождик или светит солнышко(ответы детей)

Воспитатель : «есть и еще примета: если в Пасхальное воскресение стоит ясная солнечная погода, то лето будет жаркое, но сухое. Если пройдет «грибной дождь», то лето будет теплое, но дождливое. А если облачно, но без дождя, то лето будет холодное, но засушливое.

Воспитатель : «Как вы думаете, какое у нас будет лето?» (ответы детей)

Воспитатель : «Издавна существовал и обряд «отпущения птиц на волю».

Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.

(Дети повторяют за воспитателем хором) :

Синички-сестрички,

Тетки-чечетки,

Вы на воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите.

Воспитатель : «Вот и мы с вами отпустили наших птичек на волю, чтобы весна поскорее пришла, чтобы снег растаял, чтобы цветы зацвели.

Пасха во всем мире является не только церковным, но и одним из самых любимых семейных праздников.

Подготовку к Пасхе начинают с уборки дома, многие собирают вещи для бедных и отдают их тем, кто в этом нуждается. Ведь Пасха – это праздник милосердия и сострадания, и каждый из нас может проявить эти качества, помогая своему ближнему. А это, согласитесь, приятно и совсем несложно.

Вы тоже можете на Пасху вместе с родителями складывать вещи, из которых вы выросли и игрушки, в которые не играете, и отдавать их деткам помладше.

В четверг и пятницу хозяйки пекут куличи, а дети украшают их глазурью, посыпают разноцветными сахарными звездочками и горошинками.

Праздник Пасхи всегда сопровождался народными играми и забавами.

Конспект беседы по речевому развитию в средней группе.

Беседа «Почему мы красим яйца?»

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народному культурному наследию празднованию Светлого Христова Воскресенья.

Задачи:

• Прививать уважение и любовь к православным традициям своего народа, воспитывать нравственные и эстетические чувства.

• Развивать познавательную активность, любознательность детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «Пасха».

• Обогащать словарный запас детей («Пасха», «Светлое Христово Воскресенье», «предки», «традиции», «обряды») .

• Способствовать формированию личности ребёнка как носителя нравственных ценностей (гуманность, доброта, умение прощать, забота, преданность человеческим идеалам).

• Вызвать у детей эмоционально – положительные отношения к народным праздничным традициям и обычаям.

Ход беседы:

«Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

- Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей).

Призадумалось яйцо:

Кто же я, в конце концов?

Лебедь, утка, или я, ядовитая змея?

- А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки?

И почему?

- Красный цвет – это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил жизнь. Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли.

Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили.

Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьёй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надёжно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.

Конспект НОД по рисованию в средней группе на тему : «Роспись пасхального яйца».

Цель: Познакомить детей с росписью пасхального яйца – писанки.

Задачи:

Побуждать упражняться в технике прорисовки овалов, кружков, колец, точек, прямых и волнистых линий.

Закреплять приёмы рисования концом кисти и плашмя.

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Развивать чувство симметрии, ритма.

Активизация словаря: элементы росписи - точки, полоски, круги, волнистые линии, овалы, русское народное слово.

Материалы:

Гуашь белого цвета, кисти, бумажные салфетки, стаканчики с водой, формы для декоративной росписи (разноцветные тонированные овалы из бумаги).

Зрительный ряд:

Плакаты с элементами орнамента (символы солнца, бесконечники, звездочки, снежинки, растительные мотивы, прямые, волнистые линии)

Музыкальный ряд:

Пасхальный колокольный звон

Ход НОД:

Организационный момент

Педагог: Здравствуйте ребята. Сегодня наша встреча необычная. Мы должны будем оживить картинку праздника, поиграть в праздник. Этому празднику уже более 2000 лет. Наступает он весной, когда пробуждается природа и все просыпается. А называется он?

Дети: Пасха

Педагог - Совершенно верно. И нам с вами предстоит вспомнить элементы обрядов и традиций Пасхи, издревле передаваемые из глубины веков и дошедшие до наших дней. Узнаем, как проводится праздник Светлой Пасхи.

Ведь этот праздник еще не закончился, его празднуют целую неделю.

(звучит фонограмма колокольного звона, на фоне читается стихотворение «Пасха»)

- Как радостно опять звучат нам птичьи переливы

Они тепло в себе таят весенний звон игривый

И купола опять блестят и солнышко сверкает

Волшебных куличей наряд о Пасхе возвещает.

Существует такое поверье, что на Пасху солнце играет и многие старались подкараулить это мгновение, дети даже обращались к солнышку с песенкой.

- Солнышко - ведрышко, выгляни в окошко! Солнышко - покажись, красное нарядись!

На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. Христосоваться. А кто знает, что значит христосоваться? ( ответ: целоваться)

Педагог: Правильно. И при этом приветствовать друг друга и угощать окружающих писанками или крашенками. Так уж повелось на Пасху яйца красить, а потом друг друга ими одаривать. За что же такая честь выпала простому куриному яйцу? Одна из легенд гласит, что вскоре после вознесения Спасителя на небо, его мать Мария Магдалена отправилась в город Рим. И стала рассказывать об Иисусе Христе императору Тиберию. На что тот ответил:- «Я поверю всему, что ты скажешь, если вот те яйца» - сказал Тиберий, указав на корзину куриных яиц «покраснеют». К изумлению всех присутствующих, яйца действительно покраснели. С тех пор и стали крестьяне в свой светлый праздник одаривать друг друга крашеными яйцами. Но еще яйцо считалось символом жизни и солнца. А как вы думаете, как могли люди выразить глубокое к яйцу уважение (ответы детей).

-Конечно же, украсить. Так возникли крашенки, а позднее и писанки. Крашенки-это яйца окрашенные в один цвет.

Писанка- нанесение на яйцо символического узора. Вот и сейчас мы с вами будем учиться наносить символические узоры на яйцо.

Перед практической работой немного отдохнем.

Физминутка

- Вот теперь с хорошим настроением приступайте к работе. А в работе пусть вам поможет творчество и фантазия.

Практическая работа

Оказание индивидуальной помощи в ходе оформления изделия.

По окончании практической работы оформляется выставка.

Подведение итогов

Педагог: Ребята, осмотрите свои работы.

Чем замечательны ваши сувениры? (ответы детей)

О чем вы думали, когда готовили их? (ответы детей)

С какими чувствами украшали пасхальные яйца? (ответы детей)

Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные, прекрасные.

Молодцы ребята, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши сувениры, которые вы подарите друг другу с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи.

(звучит Пасхальный колокольный звон)

Публикации по теме:

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством.

Конспект ООД по духовно нравственному воспитанию на тему «Хорошо — плохо» (старшая группа) МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Немана» ДО Конспект ООД по.

Конспект развлечения «Светлая Пасха» (средняя группа)Конспект развлечения «Светлая Пасха» (средняя группа) Цель:Познакомить детей с традицией празднования Пасхи. Расширять представление о народной культуре;привлечь внимание детей к истории и культуре.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Опыт работы по духовно- нравственно воспитанию дошкольников Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Его мощный потенциал.

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей «Моя Родина — Россия» .

Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Ангел-хранитель» с детьми дошкольного возраста 3–7 лет Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Ангел-хранитель» с детьми дошкольного возраста 3 – 7 лет. Проект выполняла:.

Проект «Светлая Пасха». Первая группа раннего возраста для детей 1,5–2 лет Структурное подразделение муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №5 «Сказка» семейный детский сад.

Проектные технологии в организации работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста В настоящее время педагогические.

Современные методы работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Использование ИКТ В настоящее время проблема воспитания духовно, психически и телесно здоровых детей по-прежнему актуальна. Это связано с тем, что погруженный.

Возможности театрализованной деятельности при проведении работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с заметным ухудшением нравственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание опыта по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Проект «Светлая Пасха» (средняя группа)
Опубликовано: 1 октября 2019 в 21:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД