Валентина Попова
Описание опыта по инновационной работе Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта по инновационной работе в МДОУ Детский сад
по теме «Развитие духовно – нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности»
Публикация «Описание опыта по инновационной работе Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
В МДОУ работает инновационная площадка по теме : «Развитие духовно – нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности».
Цель инновационной деятельности : разработать и апробировать модель духовно-нравственного воспитания дошкольников, которая будет способствовать развитию духовно-нравственной личности ребенка-дошкольника, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Гипотеза: Использование педагогами и родителями средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок, художественной литературы, развитие детского творчества в художественно – продуктивной деятельности, приобщение к сохранению экологии страны и родного края, знакомство с фольклорными и православными праздниками будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.
Задачи:
- Интегрировать содержание духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельности детей.
- Формировать духовно-нравственные чувства на основе изучения и сохранения природы страны и родного края.
- Содействовать улучшению отношений детей с близкими людьми в процессе использования в духовно-нравственном воспитании малых фольклорных произведений и художественных произведений.
- Обогащать словарный запас детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения.
- Развивать нравственно – духовные качества через разные виды музыкальной деятельности.
- Ориентировать родителей на духовно-нравственное воспитание детей в условиях семьи.
Инновационная деятельность осуществляется через кружковую работу :
- кружок «Сударушка»» -духовно – нравственное развитие через приобщения детей к фольклорным и православным праздникам.
- кружок «Любознательные капельки» -духовно – нравственное развитие детей посредством экологического воспитания.
- кружок «Веселый гном» - духовно – нравственное развитие через художественно – продуктивную деятельность.
- кружок «Веселый язычок» -духовно – нравственное воспитание через приобщение к произведениям устного народного творчества и художественной литературы.
Участники инновационной деятельности работают по этапам.
На первом этапе (июнь – август 2016 г.) - подготовительном.
- Разрабатывались и утверждались положения, приказы необходимые для организации инновационной деятельности в МДОУ.
- Изучались научно-методическая литература в рамках проблематики;
- Выявлялся фактор, препятствующий и стимулирующий инновационную деятельность педагогов.
- Проведено анкетирования родителей с целью выяснения их отношения к духовно-нравственному воспитанию и образованию дошкольников.
- руководители кружков разрабатывали рабочие программы по духовно – нравственному воспитанию детей.
- Выявлялись значимые показатели, которые будут положены в систему оценки успешности инновационной деятельности.
- Подбирался и разрабатывался диагностический инструментарий (анкет, карт наблюдения анализа деятельности, методик выявления предпочтения привлекательному виду деятельности, дидактических игр и пр.)
С сентября педагоги работали в фазе второго этапа - основного:
- реализация рабочих программ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников;
- участие в районных, краевых конференциях, круглых столах по теме инновации. Освещение инновационной работы на сайте МДОУ;
- повышение профессионализма педагогов по духовно – нравственному воспитанию дошкольника.
- организация творческих встреч, совместных праздников с родителями.
Повышение профессионализма педагогов по духовно – нравственному воспитанию дошкольника осуществлялось планомерно.
Взаимопосещение педагогами возрастных групп по просмотру информационно – просветительной работы с родителями по теме: «Нравственное воспитание дошкольника» способствовало обмену опытом работы с родителями воспитанников. Каждый педагог заполнял карточку посещения, где делал выводы и рекомендации своему коллеги.
В деловой игре «По ступенькам педагогического мастерства» педагоги защищали одну из форм работы с детьми и родителями по нравственному воспитанию детей.
Методическая неделя по теме: «Формирование нравственных чувств у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности» проведена с целью повышения профессионализма педагогов по формированию нравственных чувств у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности. Каждый методический день недели был посвящен определенной тематике: «Методы нравственного воспитания дошкольников», «Роли книги в нравственном воспитании», «Роль игровой деятельности в нравственном воспитании дошкольника», «Формирование нравственных чувств через различные виды труда». В последний день недели педагогами создан «Банк идей» по направлениям: «Формы работы с родителями» и «Проекты по патриотическому воспитанию» Итог методической недели- мини отчет «Эхо методической недели».
С родителями воспитанников участвующих в инновационной деятельности проведены следующие формы работы : анкетирование родителей воспитанников, участвующих в инновационной деятельности по теме «Какова Ваша роль в духовно- нравственном воспитании дошкольника»; папка – «Развитие духовно – нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности» с целью повысить педагогические знания родителей о духовно – нравственном воспитании дошкольника. Проведен семинар «Нравственное воспитание детей старшего возраста» с целью повысить педагогические знания родителей по нравственному воспитанию через приобщения к региональной культуре, истории края.
Работа в режиме инновационной деятельности продолжается.