Птицына Светлана
Развитие творческой способности дошкольников посредством ниткографии
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему я считаю одним из наиболее близких и доступных видов работы с воспитанниками в детском саду художественно продуктивную деятельность, создающую условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что - то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога - воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания. Работая с дошкольниками, я столкнулась с проблемой- дети боятся творить, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Как показывает практика, очевиден тот факт, что ООД чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации, чего недостаточно для развития творческих способностей, чтобы выразить свои фантазии. Между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними, что и послужило внедрению их в мою работу. Концептуальность этой темы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка. Дополнительно изучив методическую литературу по нетрадиционной технике рисования в детском саду, меня заинтересовала техника «ниткография. Я изучила и овладела техникой «ниткография» и применила в своей работе с воспитанниками. Техника «ниткография» дает возможность развивать у дошкольников творческие навыки.
Публикация «Развитие творческой способности дошкольников посредством ниткографии» размещена в разделах
- Ниткография. Рисование, аппликация, картины из ниток
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Новизна. Ниткография – выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т. е. «рисование» с помощью нити. «Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью полученных форм, кажутся объемными и «живыми», по сравнению с обычным контурным изображением. В настоящее время ниткография пользуется необычайной популярностью. Она привлекает простотой исполнения и эффектностью готовых работ. Специфика занятий с нитью расширяет возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности, развивает творческие способности, а творчество является постоянным спутником детского развития. Детям представляется возможность творить. Создавая рисунок, с помощью нитки ребёнок ещё раз переживает тот эмоциональный подъём, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса работы. У ребёнка возникает желание творить каждый день и изображать в рисунке всё то, что видит вокруг. Огромное влияние на развитие художественных способностей ребёнка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. В работе с нитками у детей развиваются их творческие способности, что является одной из важных задач воспитания дошкольников. Техника «Ниткография» способствует : новому использованию ниточки в играх и в активном творчестве; обыгрыванию и эстетическому осмыслению знакомых образов предметов; развитию пространственного воображения, мелкой моторики; воспитанию трудолюбия, усидчивости, аккуратности; развитию дизайнерских способностей; свободному общению детей, развитию связной речи, сплочённости детского коллектива, что влияет на эмоциональный комфорт в группе.
Для достижения цели я определила следующие задачи
o Вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству, способствовать развитию творческих качеств личности;
o Показать алгоритм выполнения рисунков техникой «ниткография», учить выкладывать рисунок и пряжи.
o Развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, глазомер, сенсорное восприятие, логическое мышление, обогащать словарный запас;
o Воспитывать навыки аккуратной работы, самостоятельность, отзывчивость, доброту, желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах, помогать товарищам.
Свою работу строила на следующих принципах:
o От простого к сложному – пожалуй, самый главный принцип по обучению детей любому виду творчества, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
o Принцип наглядности – выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление: Принцип индивидуализации – обеспечивает развитие каждого ребенка.
Данная работа проводится мною поэтапно:
1 этап – знакомство с нитками.. 2 этап – выкладывание рисунка толстой нитью на бархатной бумаге. 3 этап – работа толстой нитью по готовому контору. 4 этап – работа по готовому контору, с его дальнейшим заполнением. После проведения каждого этапа работы оценивала умение и навыки воспитанников. Работая в этой технике, ребенок приобретает уверенность и усидчивость, у него формируется настойчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца, развивается глазомер, творческое мышление, воображение, фантазия, математические способности. Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Такими стимулами могут быть: ; – игра, которая является основным видом деятельности детей; – сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; ; – просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми и др.. Результативность. Итог нашей работы- выставки детских работ, подарки родителям. Проводимая мною работа показывает, что системность и поэтапность деятельности с использованием техники «ниткографии» способствует формированию и развитию качеств творческой личности, воспитанники стали раскрепощеннее. Предложенная мной техника ниткография можно использовать педагогами не только в художественно эстетической деятельности, но можно применять в театрализации, при рассказывание сказок- дети выкладывают героев и обыгрывают сказку; в математике: выкладывая елочки, солнышки, домики, изучают и закрепляют фигуры, цвета, длину; в экологическом воспитании закрепляют знания о растительном и животном мире.