чижикова лариса
Описание опыта реализации познавательно-исследовательского проекта «Как безопасно путешествовать по железной дороге«
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Ежегодно в мире случается тысячи аварий и катастроф, в которых гибнут люди, опасность подстерегает человека на каждом шагу и железная дорога тому не исключение.
Проект посвящен актуальной проблеме формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на железной дороге.
Публикация «Описание опыта реализации познавательно-исследовательского проекта „Как безопасно путешествовать по железной дороге„» размещена в разделах
- Безопасность на железной дороге
- Железная дорога, поезд. Проекты, исследования
- Исследовательская деятельность
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Наши воспитанники скоро пойдут в школу, а дорога у некоторых детей от дома в школу нередко проходит через железнодорожные пути. Поэтому важно не только познакомить, но и закрепить правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье, безопасность, и самое главное – жизнь.
Актуальность связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на проблемную ситуацию, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставит их перед реальными опасностями, в частности на железнодорожном транспорте и вблизи железнодорожных объектов.
Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на железной дороге реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Цель проекта - Создание условий для ознакомления дошкольников с правилами безопасного поведения на железном транспорте и их закрепления в ходе игровой деятельности с макетом железной дороги.
Задачи:
- расширять представления детей о железнодорожном транспорте, железной дороге и профессиях железнодорожников;
- познакомить со значениями знаков железнодорожного движения, научить понимать их схематическое изображение;
- расширять представления детей о безопасном поведении вблизи и на железной дороге;
- создать макет железной дороги;
- закрепить представлений о железной дороге в игровой и продуктивной деятельности;
- прививать детям практические навыки ориентирования и поведения на железной дороге через игры с макетом;
- воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил поведения на железной дороге, культуру поведения на железнодорожном транспорте.
Участники проекта
Участниками проекта стали дети и воспитатель средней группы «Колокольчики», родители воспитанников.
Дети: Карнаухов Арсений, Белоусова Варя, Соколов Костя, Петенева Яна, Луцаев Влад, Меренков Данил, Стелькина Ева, Гусевская Люба.
Родители: Соколова Татьяна Олеговна, Уварова Елена Андреевна, Луцаева Наталья Иннокентьевна, Макарова Валентина Ивановна, Петенева Оксана Михайловна, Белоусова Евгения Николаевна, Гусевская Ксения Алексеевна, Патренкова Елена Петровна.
Воспитатели: Чижикова Лариса Алексеевна.
Методическое руководство проектной деятельностью : Овчаркина Ольга Васильевна, старший воспитатель.
Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта
Для решения поставленных задач использовались различные формы и методы совместной познавательной и исследовательской деятельности:
- беседы с детьми о железной дороге с помощью метода трех вопросов: «Что мы знаем о железной дороге? Что мы хотели бы узнать? Как мы можем это узнать?»;
- тематические занятия познавательного содержания;
- чтение взрослыми и рассматривание детьми детских энциклопедий, фотоальбомов;
- просмотр видеоматериалов, мультфильмов;
- прослушивание песен о поездах, паровозиках;
- сюжетно ролевые и строительные игры про железную дорогу;
- сочинение сказки «Незнайка едет по железной дороге»;
- рисование, в том числе иллюстраций к сочиненной сказке;
- разучивание стихов на тему «железная дорога»;
- решение проблемных ситуаций при игре с макетом с использованием игрушек.
Ожидаемые результаты
Предполагалось, что в итоге реализации данного проекта :
- у детей будут сформированы навыки безопасного поведения на железной дороге;
- будет развиваться познавательная активность, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- дети научатся самостоятельно и ответственно действовать в различных ситуациях на железной дороге.
Предполагаемые продукты проекта :
- макет переезда, вокзала для обыгрывания различных ситуаций на железнодорожную тематику.
- Уголок безопасности на железной дороге в группе.
- культурно-досуговое мероприятие на тему: «Веселое путешествие».
План-график мероприятий проекта
Работа в рамках проекта проводилась в феврале 2021 года и состояла из 3-х этапов:
I Этап – подготовительный
На этом этапе были проведены следующие мероприятия:
- беседа с детьми о железной дороге;
- опрос родителей воспитанников о железной дороге;
- планирование предстоящей работы, распределение обязанностей между участниками проекта;
- разработка и накопление методических, дидактических материалов;
- создание развивающей среды;
- подбор художественной литературы по теме проекта, подбор видео и аудиоматериалов.
II этап – основной
На этом этапе совместной деятельности проводились все основные мероприятия проекта. Они представлены в таблице.
Табл. 1
Мероприятия основной части проекта
Дата Работа с детьми Совершенствование предметно-развивающей среды
3-5.02. 2021
- беседа на тему: «Безопасность на железной дороге», «Кто работает на железной дороге?», «Эти правила важны, эти правила нужны» - составление электронных презентаций к беседам;
- подборка видеороликов, музыки и мультфильмов по теме проекта;
- подборка дидактических игр;
- подборка детской художественной литературы о железной дороге, детских песен.
- совместная сюжетно-ролевая игра «Путешествие на поезде»
- просмотр видеороликов «Какие бывают поезда», «Профессия железнодорожник»
- просмотр мультфильмов «Правила безопасности на железной дороге» (из серии «Смешарики «Азбука безопасности», Паровозик из «Ромашково»
- проведение дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Правила безопасного поведения на железной дороге»
- чтение детской художественной литературы о железной дороге
С. Я. Маршак «Багаж», «Вот какой рассеянный», Е. Трутнева «Вокзал», Б. Житков «Что я видел», Г. Михайлова «Непослушный вагон», «Неожиданная остановка», Г. Шалаева «Как вести себя в поезде», Т. Михайлова «По железной дороге из прошлого в настоящее»,
Е. Иванова «Сказки старого семафора. Где кончаются рельсы?», А. Сорокин «Пых-пых и Чух-чух»
- прослушивание музыкальных произведений о поездах, паровозиках
8–10.02. 2021
- игровая деятельность ( дидактические игры: «Угадай железнодорожный знак», Можно так или нельзя?»
- сюжетно-ролевая игра «Вокзал»
- досуг «Экскурсия на железнодорожный вокзал»
- подвижная игра «Строим поезд» - изготовление наглядности и атрибутов к играм;
- подборка видеороликов «Все о поездах»;
- подборка вопросов.
- тематические занятия «В гостях у железнодорожника»
- сюжетно-ролевая игра «Мы играем в железную дорогу»
- интервью детей с родителями железнодорожниками
- сочинение сказки о Незнайке, который впервые увидел поезд и железнодорожные пути
- иллюстрирование сказки
- викторина «Веселое путешествие на поезде»
- продуктивная деятельность (лепка «Паровозик из «Ромашково», рисование «Поезд»
- конструирование из строительного материала «Железнодорожный вокзал».
11 – 12.
02.2021
- чтение и заучивание стихов о железной дороге;
- Создание макета железной дороги;
- Организация игр и занятий с макетом, направленных на закрепление полученных знаний о правилах безопасности на железной дороге.
- предложить детям проиграть на макете ситуации на железнодорожном транспорте :
• Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?
• Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?
• Ты приехал на поезде в гости, вышел на вокзале и выяснилось, что твой друг ждет тебя на другой стороне железной дороги. Как ты к нему будешь добираться, почему?
• Твои друзья предлагают поиграть в футбол около тоннеля. Ты согласишься или нет? Почему?
• На улице жарко и тебе хочется мороженого, а магазин находится за железной дорогой. Быстрее перебежать по рельсам в магазин или поднять во виадуку и перейти безопасно дорогу? Как бы ты поступил?
• Ты с друзьями решил проверить, что будет, если на пути поезда положить на рельсы камни. Так можно делать? Почему?
1. На перроне оживленье,
Собирается народ- Суета и не терпенье,
Скоро поезд подойдет!
Как ты будешь себя вести? Почему?
2. Всем нужно запомнить и правило знать, -
У края платформы опасно стоять! Почему?
3. Слева и справа идут поезда - Прыгать с платформы нельзя никогда! Почему?
4. Электричка быстро мчится, Трудно ей остановится. От нее ужасный ветер,
Близко к ней не стойте, дети! Почему?
5. В поездах разрешено открывать в жару окно.
Но высовываться, дети,
Из окна запрещено! Почему
6. Что случилось вдруг с руками? Кто-то бросил в поезд камень! Стыдно нам за них друзья, - Делать этого нельзя! Почему?
7. Этот выход не из лучших!
Вы боитесь опоздать?
Перед поездом идущим не спешим перебегать! Почему?
8. Мяч на рельсы укатился И теперь раздавлен он Чтоб плохого не случилось, Не подлазьте под вагон! Почему?
9. Рельсы новее блестят, Так и манят всех ребят, Постоять на них ногами, Посчитать длину шагами. Скажем прямо вам, друзья - Делать этого нельзя! Почему?
10 .На рельсы положен Какой - то предмет - Опасная штука много наделает бед! Почему?
11. Через рельсы нас ведет пешеходный переход И поэтому народ здесь уверенно идет! Почему?
12. По ступенькам выше, выше,
Вот видны вагонов крыши.
Перейдем легко и просто через пешеходный мостик!
Дети вместе с воспитателем рассматривают и объясняют каждую ситуацию.
- Рассматривание знаков на макете: Обсуждение их с детьми.
1знак: «Переходить пути вблизи идущего поезда запрещено!»
2 знак: «Переход путей разрешен только при открытом шлагбауме».
3 знак: «Хождение по путям запрещено!»
4 знак: «Играть на железнодорожных путях нельзя!»
5 знак: «Тоннель».
6 знак: «Подлезать под вагоны запрещено!»
- Чтение детям стихотворений, и совместное обсуждение правил поведения на железной дороге.
Чтобы с тобой не случилась беда –
Знай и выполняй всегда
Правила несложные
Правила железнодорожные.
*** Чтобы на вокзале тебе не потеряться
Надо за мамину руку держаться
Не шалить, не кричать
И окружающим не мешать.
*** На платформе мы стоим
Поезда встречаем,
Но за линию ограничительную
Мы не заступаем. ***
Ты по рельсам не ходи!
Видишь - поезд впереди
Машинист тут не поможет,
Быстро затормозить не сможет.
*** Дети с мячиком играли
И на рельсы забежали.
Знайте четко, ясно-
У путей играть опасно!
*** Не зная брода
– не суйся в воду
Где попало не переходи
железнодорожные пути,
Ведь для безопасного прохода
Придумали надземные и
подземные переходы.
***
Даже если время нет
И спешишь ужасно
Под составом подлезать
Очень уж опасно!
*** Очень интересно в поезде сидеть,
Очень увлекательно нам в окно глядеть.
И не надо нас учить-
Знаем сами мы давно,
Что нельзя на скорости
Высовываться в окно!
*** Голубой вагон бежит, качается
Пассажиры заняли удобные места.
А на крыше поезда ехать запрещается,
Ведь случиться может страшная беда.
- подборка проблемных ситуаций;
III этап – заключительный: подведение итогов работы по проекту
Дети играли с макетом, разбирали проблемные ситуации на железной дороге, учились правильно вести себя в той или иной ситуации, закрепляли полученные знания.
Итогом нашей работы было проведение культурно-досугового мероприятия на тему: «Веселое путешествие».
Оценка результатов проекта
Для достижения развивающего и обучающего эффекта от участия детей в проекте еще на этапе его проектирования были продуманы следующие критерии результативности проектной деятельности :
- расширение представлений дошкольников о профессии железнодорожник и сопутствующих профессиях;
- приобретение детьми новых знаний о правилах безопасного поведения вблизи железной дороги на железнодорожном транспорте;
- приобретение детьми опыта решения проблемных ситуаций на железной дороге; умение вести интервью.
Наблюдения за детьми в ходе проектной деятельности показали, что старшие дошкольники успешно решали поставленные задачи проекта.
Так в ходе основного этапа они проявили большой познавательный интерес к той информации о железной дороге, которую готовил для них педагог. Сами активно искали новые сведения о железнодорожных профессиях в энциклопедиях и даже интернете, прибегая к помощи своих родителей.
Познакомившись с правилами безопасности на железной дороге, дети самостоятельно придумали сказку о Незнайке, который попал на вокзал и хотел уехать в другой город, но заблудился и опоздал на поезд. Он хотел идти пешком по рельсам, и с ним чуть не случилась беда. А после этого ребята вместе с воспитателем рисовали иллюстрации к своей сказке.
Но больше всего ребят заинтересовал макет железной дороги, возможность играть с ним, действовать с паровозиками. Паровозики были на батарейках, поэтому детям было вдвойне интереснее. Особый интерес вызвал шлагбаум, который мог подниматься и опускаться, дети по сигналу должны были поднять или опустить его.
А на перспективу у нашего проекта есть прекрасная возможность для продолжения: показать макет своим ровесникам из других групп, пригласить поиграть с макетом и научить тем правилам безопасности, которые они узнали в ходе проектной деятельности.