Лучший педагог года

Описание опыта реализации познавательно-исследовательского проекта «Как безопасно путешествовать по железной дороге«

чижикова лариса
Описание опыта реализации познавательно-исследовательского проекта «Как безопасно путешествовать по железной дороге«

Актуальность проекта

Ежегодно в мире случается тысячи аварий и катастроф, в которых гибнут люди, опасность подстерегает человека на каждом шагу и железная дорога тому не исключение.

Проект посвящен актуальной проблеме формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на железной дороге.

Публикация «Описание опыта реализации познавательно-исследовательского проекта „Как безопасно путешествовать по железной дороге„» размещена в разделах

Наши воспитанники скоро пойдут в школу, а дорога у некоторых детей от дома в школу нередко проходит через железнодорожные пути. Поэтому важно не только познакомить, но и закрепить правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье, безопасность, и самое главное – жизнь.

Актуальность связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на проблемную ситуацию, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставит их перед реальными опасностями, в частности на железнодорожном транспорте и вблизи железнодорожных объектов.

Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на железной дороге реализуется через активную деятельность всех участников проекта.

Цель проекта - Создание условий для ознакомления дошкольников с правилами безопасного поведения на железном транспорте и их закрепления в ходе игровой деятельности с макетом железной дороги.

Задачи:

- расширять представления детей о железнодорожном транспорте, железной дороге и профессиях железнодорожников;

- познакомить со значениями знаков железнодорожного движения, научить понимать их схематическое изображение;

- расширять представления детей о безопасном поведении вблизи и на железной дороге;

- создать макет железной дороги;

- закрепить представлений о железной дороге в игровой и продуктивной деятельности;

- прививать детям практические навыки ориентирования и поведения на железной дороге через игры с макетом;

- воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил поведения на железной дороге, культуру поведения на железнодорожном транспорте.

Участники проекта

Участниками проекта стали дети и воспитатель средней группы «Колокольчики», родители воспитанников.

Дети: Карнаухов Арсений, Белоусова Варя, Соколов Костя, Петенева Яна, Луцаев Влад, Меренков Данил, Стелькина Ева, Гусевская Люба.

Родители: Соколова Татьяна Олеговна, Уварова Елена Андреевна, Луцаева Наталья Иннокентьевна, Макарова Валентина Ивановна, Петенева Оксана Михайловна, Белоусова Евгения Николаевна, Гусевская Ксения Алексеевна, Патренкова Елена Петровна.

Воспитатели: Чижикова Лариса Алексеевна.

Методическое руководство проектной деятельностью : Овчаркина Ольга Васильевна, старший воспитатель.

Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта

Для решения поставленных задач использовались различные формы и методы совместной познавательной и исследовательской деятельности:

- беседы с детьми о железной дороге с помощью метода трех вопросов: «Что мы знаем о железной дороге? Что мы хотели бы узнать? Как мы можем это узнать?»;

- тематические занятия познавательного содержания;

- чтение взрослыми и рассматривание детьми детских энциклопедий, фотоальбомов;

- просмотр видеоматериалов, мультфильмов;

- прослушивание песен о поездах, паровозиках;

- сюжетно ролевые и строительные игры про железную дорогу;

- сочинение сказки «Незнайка едет по железной дороге»;

- рисование, в том числе иллюстраций к сочиненной сказке;

- разучивание стихов на тему «железная дорога»;

- решение проблемных ситуаций при игре с макетом с использованием игрушек.

Ожидаемые результаты

Предполагалось, что в итоге реализации данного проекта :

- у детей будут сформированы навыки безопасного поведения на железной дороге;

- будет развиваться познавательная активность, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- дети научатся самостоятельно и ответственно действовать в различных ситуациях на железной дороге.

Предполагаемые продукты проекта :

- макет переезда, вокзала для обыгрывания различных ситуаций на железнодорожную тематику.

- Уголок безопасности на железной дороге в группе.

- культурно-досуговое мероприятие на тему: «Веселое путешествие».

План-график мероприятий проекта

Работа в рамках проекта проводилась в феврале 2021 года и состояла из 3-х этапов:

I Этап – подготовительный

На этом этапе были проведены следующие мероприятия:

- беседа с детьми о железной дороге;

- опрос родителей воспитанников о железной дороге;

- планирование предстоящей работы, распределение обязанностей между участниками проекта;

- разработка и накопление методических, дидактических материалов;

- создание развивающей среды;

- подбор художественной литературы по теме проекта, подбор видео и аудиоматериалов.

II этап – основной

На этом этапе совместной деятельности проводились все основные мероприятия проекта. Они представлены в таблице.

Табл. 1

Мероприятия основной части проекта

Дата Работа с детьми Совершенствование предметно-развивающей среды

3-5.02. 2021

- беседа на тему: «Безопасность на железной дороге», «Кто работает на железной дороге, «Эти правила важны, эти правила нужны» - составление электронных презентаций к беседам;

- подборка видеороликов, музыки и мультфильмов по теме проекта;

- подборка дидактических игр;

- подборка детской художественной литературы о железной дороге, детских песен.

- совместная сюжетно-ролевая игра «Путешествие на поезде»

- просмотр видеороликов «Какие бывают поезда», «Профессия железнодорожник»

- просмотр мультфильмов «Правила безопасности на железной дороге» (из серии «Смешарики «Азбука безопасности», Паровозик из «Ромашково»

- проведение дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Правила безопасного поведения на железной дороге»

- чтение детской художественной литературы о железной дороге

С. Я. Маршак «Багаж», «Вот какой рассеянный», Е. Трутнева «Вокзал», Б. Житков «Что я видел», Г. Михайлова «Непослушный вагон», «Неожиданная остановка», Г. Шалаева «Как вести себя в поезде», Т. Михайлова «По железной дороге из прошлого в настоящее»,

Е. Иванова «Сказки старого семафора. Где кончаются рельсы?», А. Сорокин «Пых-пых и Чух-чух»

- прослушивание музыкальных произведений о поездах, паровозиках

8–10.02. 2021

- игровая деятельность ( дидактические игры: «Угадай железнодорожный знак», Можно так или нельзя?»

- сюжетно-ролевая игра «Вокзал»

- досуг «Экскурсия на железнодорожный вокзал»

- подвижная игра «Строим поезд» - изготовление наглядности и атрибутов к играм;

- подборка видеороликов «Все о поездах»;

- подборка вопросов.

- тематические занятия «В гостях у железнодорожника»

- сюжетно-ролевая игра «Мы играем в железную дорогу»

- интервью детей с родителями железнодорожниками

- сочинение сказки о Незнайке, который впервые увидел поезд и железнодорожные пути

- иллюстрирование сказки

- викторина «Веселое путешествие на поезде»

- продуктивная деятельность (лепка «Паровозик из «Ромашково», рисование «Поезд»

- конструирование из строительного материала «Железнодорожный вокзал».

11 – 12.

02.2021

- чтение и заучивание стихов о железной дороге;

- Создание макета железной дороги;

- Организация игр и занятий с макетом, направленных на закрепление полученных знаний о правилах безопасности на железной дороге.

- предложить детям проиграть на макете ситуации на железнодорожном транспорте :

• Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?

• Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?

• Ты приехал на поезде в гости, вышел на вокзале и выяснилось, что твой друг ждет тебя на другой стороне железной дороги. Как ты к нему будешь добираться, почему?

• Твои друзья предлагают поиграть в футбол около тоннеля. Ты согласишься или нет? Почему?

• На улице жарко и тебе хочется мороженого, а магазин находится за железной дорогой. Быстрее перебежать по рельсам в магазин или поднять во виадуку и перейти безопасно дорогу? Как бы ты поступил?

• Ты с друзьями решил проверить, что будет, если на пути поезда положить на рельсы камни. Так можно делать? Почему?

1. На перроне оживленье,

Собирается народ- Суета и не терпенье,

Скоро поезд подойдет!

Как ты будешь себя вести? Почему?

2. Всем нужно запомнить и правило знать, -

У края платформы опасно стоять! Почему?

3. Слева и справа идут поезда - Прыгать с платформы нельзя никогда! Почему?

4. Электричка быстро мчится, Трудно ей остановится. От нее ужасный ветер,

Близко к ней не стойте, дети! Почему?

5. В поездах разрешено открывать в жару окно.

Но высовываться, дети,

Из окна запрещено! Почему

6. Что случилось вдруг с руками? Кто-то бросил в поезд камень! Стыдно нам за них друзья, - Делать этого нельзя! Почему?

7. Этот выход не из лучших!

Вы боитесь опоздать?

Перед поездом идущим не спешим перебегать! Почему?

8. Мяч на рельсы укатился И теперь раздавлен он Чтоб плохого не случилось, Не подлазьте под вагон! Почему?

9. Рельсы новее блестят, Так и манят всех ребят, Постоять на них ногами, Посчитать длину шагами. Скажем прямо вам, друзья - Делать этого нельзя! Почему?

10 .На рельсы положен Какой - то предмет - Опасная штука много наделает бед! Почему?

11. Через рельсы нас ведет пешеходный переход И поэтому народ здесь уверенно идет! Почему?

12. По ступенькам выше, выше,

Вот видны вагонов крыши.

Перейдем легко и просто через пешеходный мостик!

Дети вместе с воспитателем рассматривают и объясняют каждую ситуацию.

- Рассматривание знаков на макете: Обсуждение их с детьми.

1знак: «Переходить пути вблизи идущего поезда запрещено!»

2 знак: «Переход путей разрешен только при открытом шлагбауме».

3 знак: «Хождение по путям запрещено!»

4 знак: «Играть на железнодорожных путях нельзя

5 знак: «Тоннель».

6 знак: «Подлезать под вагоны запрещено!»

- Чтение детям стихотворений, и совместное обсуждение правил поведения на железной дороге.

Чтобы с тобой не случилась беда –

Знай и выполняй всегда

Правила несложные

Правила железнодорожные.

*** Чтобы на вокзале тебе не потеряться

Надо за мамину руку держаться

Не шалить, не кричать

И окружающим не мешать.

*** На платформе мы стоим

Поезда встречаем,

Но за линию ограничительную

Мы не заступаем. ***

Ты по рельсам не ходи!

Видишь - поезд впереди

Машинист тут не поможет,

Быстро затормозить не сможет.

*** Дети с мячиком играли

И на рельсы забежали.

Знайте четко, ясно-

У путей играть опасно!

*** Не зная брода

– не суйся в воду

Где попало не переходи

железнодорожные пути,

Ведь для безопасного прохода

Придумали надземные и

подземные переходы.

***

Даже если время нет

И спешишь ужасно

Под составом подлезать

Очень уж опасно!

*** Очень интересно в поезде сидеть,

Очень увлекательно нам в окно глядеть.

И не надо нас учить-

Знаем сами мы давно,

Что нельзя на скорости

Высовываться в окно!

*** Голубой вагон бежит, качается

Пассажиры заняли удобные места.

А на крыше поезда ехать запрещается,

Ведь случиться может страшная беда.

- подборка проблемных ситуаций;

III этап – заключительный: подведение итогов работы по проекту

Дети играли с макетом, разбирали проблемные ситуации на железной дороге, учились правильно вести себя в той или иной ситуации, закрепляли полученные знания.

Итогом нашей работы было проведение культурно-досугового мероприятия на тему: «Веселое путешествие».

Оценка результатов проекта

Для достижения развивающего и обучающего эффекта от участия детей в проекте еще на этапе его проектирования были продуманы следующие критерии результативности проектной деятельности :

- расширение представлений дошкольников о профессии железнодорожник и сопутствующих профессиях;

- приобретение детьми новых знаний о правилах безопасного поведения вблизи железной дороги на железнодорожном транспорте;

- приобретение детьми опыта решения проблемных ситуаций на железной дороге; умение вести интервью.

Наблюдения за детьми в ходе проектной деятельности показали, что старшие дошкольники успешно решали поставленные задачи проекта.

Так в ходе основного этапа они проявили большой познавательный интерес к той информации о железной дороге, которую готовил для них педагог. Сами активно искали новые сведения о железнодорожных профессиях в энциклопедиях и даже интернете, прибегая к помощи своих родителей.

Познакомившись с правилами безопасности на железной дороге, дети самостоятельно придумали сказку о Незнайке, который попал на вокзал и хотел уехать в другой город, но заблудился и опоздал на поезд. Он хотел идти пешком по рельсам, и с ним чуть не случилась беда. А после этого ребята вместе с воспитателем рисовали иллюстрации к своей сказке.

Но больше всего ребят заинтересовал макет железной дороги, возможность играть с ним, действовать с паровозиками. Паровозики были на батарейках, поэтому детям было вдвойне интереснее. Особый интерес вызвал шлагбаум, который мог подниматься и опускаться, дети по сигналу должны были поднять или опустить его.

А на перспективу у нашего проекта есть прекрасная возможность для продолжения: показать макет своим ровесникам из других групп, пригласить поиграть с макетом и научить тем правилам безопасности, которые они узнали в ходе проектной деятельности.

Публикации по теме:

«Мы — моряки!» Обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта и фотоотчёт«Мы — моряки!» Обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта и фотоотчёт «Мы – моряки!» - обобщение опыта работы ДОУ по реализации познавательно-исследовательского творческого проекта "Морское путешествие" и фотоотчёт.

Фотоотчет реализации исследовательского проекта «Детский сад. История и современность» ВидеоФотоотчет реализации исследовательского проекта «Детский сад. История и современность» Видео При реализации этого проекта мы провели экскурсию по детскому саду,брали интервью у работников детского сада. Сегодня детский сад «Сказка».

Фотоотчёт о реализации познавательно-исследовательского проекта «Хлеб — всему голова» в старшей группеФотоотчёт о реализации познавательно-исследовательского проекта «Хлеб — всему голова» в старшей группе Всем известна замечательная пословица – «Хлеб всему голова». Она придумана русским народом, и в ней отражается его вековая мудрость. Русский.

Паспорт познавательно-исследовательского творческого проекта «Сказка в других измерениях»Паспорт познавательно-исследовательского творческого проекта «Сказка в других измерениях» Представленный познавательно – исследовательский, творческий проект «Сказка в других измерениях» (далее проект) разработан для детей подготовительной.

Паспорт познавательно-исследовательского проекта «Весенние хлопоты Ёженьки» Введение Работа по проекту в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше познать мир.

Практическая часть реализации познавательно-исследовательского проекта по экологическому воспитанию «Огород на подоконнике»Практическая часть реализации познавательно-исследовательского проекта по экологическому воспитанию «Огород на подоконнике» Работая с детьми средней группы, мы педагоги, отчетливо понимаем, что у детей данного возраста в недостаточной степени имеются т представления.

Практическая часть реализации познавательно-исследовательского проекта по экологическому воспитанию «Огород на подоконнике»Практическая часть реализации познавательно-исследовательского проекта по экологическому воспитанию «Огород на подоконнике» Часть 2В процессе реализации проекта проведены следующие мероприятия: 1. Подготовительный этап Беседа с родителями «Огород на подоконнике».

Реализация познавательно-исследовательского краткосрочного группового проекта «Общественное насекомое» (средняя группа)Реализация познавательно-исследовательского краткосрочного группового проекта «Общественное насекомое» (средняя группа) В рамках реализации социально-образовательного проекта ДОУ «Эколята. Дошколята» был разработанпознавательно-исследовательский, групповой,.

Реализация познавательно-исследовательского проекта в старшей группе «Чудо -огород на окне». ТравянчикРеализация познавательно-исследовательского проекта в старшей группе «Чудо -огород на окне». Травянчик Дети с рождения являются пытливыми исследователями окружающего мира. В процессе изучения объектов и экспериментирования с ними дошкольники.

Реализация познавательно-исследовательского проекта «Весенние хлопоты Ёженьки»Реализация познавательно-исследовательского проекта «Весенние хлопоты Ёженьки» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание опыта реализации познавательно-исследовательского проекта «Как безопасно путешествовать по железной дороге«
Опубликовано: 3 ноября 2021 в 15:48
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД