Татьяна Андреева
Воспитатель. Описание профессионального опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Описание профессионального опыта
Воспитатель - эта профессия одна из самых ответственных. Труд воспитателя сродни хлебороба и строителя – из зерен добра и справедливости выращивает он души воспитанников, формирует фундамент знаний, умений и навыков Я с детства мечтала работать воспитателем. Моя мечта осуществилась после окончания в 1995 году Красноярского Государственного Педагогического Университета. Работаю воспитателем в МБДОУ "Саянский детский сад" 18 лет. Ко мне в группу ходят дети разных возрастов(4-7лет)
Публикация «Воспитатель, Описание профессионального опыта» размещена в разделах
Дети все разные и по возрастным особенностям и по психологическим. Каждое утро приходят они ко мне в группу, у одних я вижу настороженность, в других – интерес, в-третьих – надежду. У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Как часто внешние стремления, и внутренние потребности моих воспитанников не совпадают, как часто эти несовпадения приводят к конфликтам. Как избежать их, предотвратить? И я стараюсь угадать, на что настроен каждый ребенок, что для него является главным. Понять личностные качества, определить уровень знаний, умений и навыков – это значит приоткрыть микромир каждого ребенка. Для меня детский сад – это творческая мастерская, ведь социально-психологический микроклимат, который создает условия для самореализации личности. Детский сад для ребенка – это второй дом, где он проводит большую часть своего времени, это мир, в котором он живет, и как губка впитывает весь уклад и традиции детского сада. Многие представляют труд воспитателя, как игру с детьми. Это не так! Воспитатель – центральная фигура в детском саду. Она на виду у всех: администрации, детей, родителей. Она первым открывает дверь в этот огромный, бесконечный мир, полный интересных открытий, загадок и радостей познания. И так хочется, чтоб из этой маленькой сказочной жизни, они брали только хорошее, чистое, светлое. Как это здорово когда малыш тебе доверяет. Подойдет, что то спросит и ждёт от тебя ответа с распростёртыми глазами и слушает с таким интересом, вот ради таких моментов и хочется отдавать себя всю.
Главное в моей работе любить детей, Верить в каждого из них, находить трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих воспитанников.
Деятельность по защите прав участников образовательного процесса
В своей деятельности реализую задачи по защите прав детей, через социально-педагогическое сопровождение детей, целенаправленно работаю над созданием психологического комфорта и безопасности ребенка в детском саду и дома.
За два года работы удалось достичь следующих результатов работы:
-знают о своих и правах и обязанностях-73%;
-применяют на практике общепринятые нормы и правила-75%;
-относятся с уважением к старшим-80%;
-толерантно относятся к людям разной национальности и лицам с ограниченными возможностями здоровья – 85 %.
В группе создан положительный эмоциональный и психологический климат, что позволяет избегать острых конфликтов между участниками образовательной процессе.
При формировании правового сознания знакомила детей с их правами (на жизнь и право на медицинский уход) и обязанностями (не причинять вреда своему здоровью и здоровью окружающих, с уважением относиться к окружающим, поддерживать порядок в своей комнате, помогать родителям). Практическую работу в данном направлении строила через организацию:
- ознакомления с художественной литературой, которая позволяет оценить роль человека в сохранении своего здоровья, обеспечения правильного питания и создания благоприятных условий жизни;
- игровой деятельности и обыгрывание игровых ситуаций, рассматривания иллюстраций, через которые дети осваивали свои и чужие права;
Для реализации индивидуального подхода использовала правовые беседы по теме «Права ребёнка», «Иметь семью – право каждого ребенка»; объясняла воспитанникам значение понятий «право», «обязанность».
- индивидуального консультирования родителей на темы: «Роль семьи в социально – правом воспитании дошкольников», «Права ребёнка в детском саду и в семье», «Что делать, если», где информировала родителей о правилах поведения взрослого в конкретных ситуациях, рекомендовала индивидуальные стратегии воспитательного воздействия в разрешении конфликтов;
- оформила информационный стенд с рубриками: «Дети и их права», «Я воспитываю ребенка!»; папку передвижку «Здоровый образ жизни в семье!» - для повышения педагогической компетентности родителей в реализации прав детей;
- организовала семинары - практикумы для родителей «Стоит ли наказывать ребенка».
Таким образом, удалось достичь положительных результатов, повысилась компетентность родителей в вопросах правового воспитания детей.
Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, декораций к ним, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм и игрового оборудования, дидактических и развивающих игр, пособий для занятий, инвентаря для организации трудовой деятельности, совместных творческих выставок детей и родителей. Родители с детьми демонстрируют своё совместное творчество и с удовольствием рассматривают работы, представленные на выставках.
Развитие социальной компетентности воспитанников
Результаты наблюдения за особенностями формирования социальной компетентности детей моей группы представлены следующим образом:
Критерии:
1) знают о себе, собственной принадлежности и принадлежности людей к определенному полу.
А) Старшая группа-50%
Б) Подготовительная группа-85%
2) знают о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях.
А) 55%
Б) 85%
3) знают об обществе, его культурных ценностях.
А) Старшая группа-55%
Б) Подготовительная группа-90%
Положительных результатов удалось достичь за счет системы воспитательно-образовательного процесса.
В области социального развития использовала социо-игровые приемы («Приветствие», «Клубок», «Поручения», «Назови ласково») в разных видах деятельности, обеспечивая формирование уверенности каждого ребенка в себе и своих возможностях. В процессе организации партнерского взаимодействия дошкольники стали любознательными, легко включаются в игровые действия, у них развивается внимание к партнерам, чувства слаженности и коллективизма. Участвуя в социальных акциях «Сохраним самое дорогое», «Новогодние подарки маме», «Подарки ветеранам ко Дню Победы» дошкольники учатся проявлять собственную позицию в решении социальных проблем. Формировала уважительное отношение к людям пожилого возраста и историческим событиям военной эпохи.
Для понимания эмоционального состояния других, проявления заботы и внимания к близким, проигрывала ситуации «Узнай настроение», «Не надо грустить», предлагая ребенку вступить в ролевое общение, в ходе которого выявлялось насколько ребенок умеет слышать и понимать чужую боль, сострадать другому человеку, протянуть руку помощи.
Чтобы дети осваивали имена и фамилии членов семьи, их связи друг с другом, использовала дидактическую игру «Кто ты?», в ходе которой выяснились родственные связи ребенка с другими членами семьи. Формировала способы установления доброжелательных отношений к самому близкому человеку - маме, учила анализировать свое отношение с мамой, проводила тренинг: «Угадай настроение мамы», «Мамина улыбка»; изготавливали подарки к празднику «Подарим маме валентинку».
Для вовлечения родителей в воспитательно- образовательный процесс широко применяла такие формы работы как: родительские собрания, консультации «Ошибки семейного воспитания», где знакомила родителей с часто встречающимися ошибками воспитания в семье, круглые столы, родительские встречи, досуг «Я и моя мама», праздники, индивидуальные формы работы, мероприятия с родителями в рамках реализации совместных проектов.
Духовно – нравственные позиции воспитателя
Работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами продуктивных видов деятельности проводила в соответствии с перспективным планом духовно-нравственного развития воспитанников, на основе, которого осуществляется работа в мини-музее «Русская изба». Экспозиция создана совместно с родителями воспитанников в группе. Работа направлена на приобщение детей к культуре русого народа, его истокам, познание быта и традиций предков, постижение своих родословных корней.
Наиболее эффективными формами работы с детьми считаю: беседы «Избы в русских народных сказках»; художественно-творческая деятельность детей «Роспись скатерти», «Роспись яиц»; проведение совместных праздников «Посиделки. Знакомство с русскими частушками»; просмотр презентаций «Великий праздник Пасха».
Анализ результатов диагностики за 2 года деятельности музей-миниатюры «Русская изба», показал положительную динамику:
-дети знают основные нравственные понятия 89%;
-имеют элементарные представления о принадлежности к гражданскому обществу 93%;
-уважительно относятся к русскому языку и культуре русского народа 88%;
-уважительно относятся к родителям- 93%;
-принимают национальные ценности и традиции 78%
Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей смешанной группе.
При организации развивающей предметно - пространственной среды в группе учитывались требования ФГОС ДОУ. Насыщенность развивающей предметно- пространственной среды в нашей группе соответствует возрастным особенностям детей и содержанию образовательной программы ДОУ.
В зоне физического развития находится оборудование для равновесия, меткости, имеется тренажер, мячи разного размера и назначения, обручи - где дети могут свободно поиграть.
Для нравственно-патриотического воспитания создан уголок патриотического воспитания, куда входят: символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы области, страны; книги для знакомства детей с историей Великой Отечественной войны, литература по патриотическому воспитанию.
Уголок Безопасности отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков.
Уголок опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (опилки, камешки, песок, вода, трубочки и т. д.) . В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности : лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики емкости разного размера мерные кружки, воронка, календари погоды и природы
Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом уголке, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.
Тема самообразования «Внедрение активных форм взаимодействия педагога и родителей в интересах ребенка»
Цель: вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду
Обоснование выбора темы.
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
(Е. А. Мухачёва)
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и УДО, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Так как же привлечь родителей к работе в детском саду? Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрения, заставить другого изменить установки взамен организации конструктивного диалога. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Предполагаемый результат:
-Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;
- Повышение педагогической грамотности родителей
-Повышение профессиональной компетентности педагогов;
- Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
-Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Сначала формы работы с родителями в нашей группе были достаточно традиционными:
- родительские собрания 3 раза в год;
- индивидуальные и групповые беседы;
- советы и рекомендации для родителей в родительском уголке;
- творческие отчеты воспитателей и детей перед родителями (утренники, концерты) ;
- консультации для родителей;
- дни открытых дверей.
Я поняла, что работа, которую мы ведём с родителями, недостаточна и решила выбрать тему по самообразованию, связанную с изучением проблем по взаимодействию детского сада с семьёй, так как от участия родителей в работе детского сада выигрывают все. В 2013году я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Внедрение активных форм взаимодействия педагога и родителей в интересах ребенка».Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, тематических занятий; участие в выставках, конкурсах, посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса. Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Я использовала активные формы и методы работы с родителями:
- консультации - “Организация питания детей дома”, “Между мамой и папой или как помочь ребенку в период развода”, “Как провести выходные с детьми”, “Пожарная безопасность”
- родительские собрания:
“Готовим детей к школе”, “Развитие творческих способностей детей”
-Информационные листки:“Прививки против гриппа”, “Витамин С”, “Права ребенка на любящих родителей”, “Меню выходного дня”, “Грипп и его профилактика”, “Пожарная безопасность «.
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.
- Дни добрых дел (подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования, «Подари книгу детям»)
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.
«Дары осени»;
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- работа с родительским комитетом группы;
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группе проведены:
- развлечения «Поздравляем наших пап»;
- спортивный праздник «В веселую спортландию спортивною семьей»
- встреча весны
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.
И поэтому я стараюсь, чтобы каждый день не был похож на предыдущий. Сегодня мы отправляемся в путешествие с клоуном
Завтра мы с ребятами празднуем приход весны
А какой незабываемый праздник «Выпускной»
И конечно не обойтись без всеми любимого праздника «Новый год»
Педагог должен быть творческой личностью – это всегда интересно. Интересующийся, увлеченный воспитатель – это счастье для ребенка. Я уверена, что человек, переживший такую радость, не захочет творить зло, причинить вред другим, в нем проснется желание поделиться своим чувствами с другими, стремление совершенствоваться и познавать все больше и больше. Для меня цель моей профессии – любовь и доброта, она призывает «сеять, разумное, доброе, вечное». Воспитывать – это отдавать все то, чем сам владеешь. Я обязана быть терпеливой и сдержанной, обязана, как актер перевоплощаться, какое бы не было у меня настроение.
Я горжусь своей профессией. Да именно горжусь:
- доверием детей ;
-возможностью воспитывать новое поколение;
-достижением каждого ребёнка;
- возможностью реализации собственного творчества