Папки-передвижки

Презентация профессионального опыта «Пути эстетического воздействия на дошкольников на занятиях по художественной литературе»

Оксана Соснина
Презентация профессионального опыта «Пути эстетического воздействия на дошкольников на занятиях по художественной литературе»

Презентация профессионального оп

ыта[/u]

Тема моего опыта работы звучит так:

«Пути эстетического воздействия на дошкольников на занятиях по художественной литературе».

На современном этапе развития общества остро стоит проблема духовно развитой личности и проблема эстетического воспитания. Ведь развитие эстетического воспитания – сложная психолого-педагогическая проблема, основывающаяся на теоретическом положении о человеке как высшей ценности общества; о социальной сущности личности. Актуальность данной проблемы возрастает в условиях преобразования нашего общества.

Публикация «Презентация профессионального опыта „Пути эстетического воздействия на дошкольников на занятиях по художественной литературе“» размещена в разделах

Эта проблема стала актуальна и для нашего д/сада. Если рассматривать показатели эстетической воспитанности детей, включая в себя: наличие эстетических потребностей, чувств, идеалов, сформированность эстетических знаний, умений, развитость вкуса, способностей, то они не на должном уровне.

Я стала искать ответ на вопрос: «возможно ли создание пед. условий, которые бы, обеспечивали положительную динамику процесса эстетического воспитания личности ребёнка в большей степени. И самое главное понять, каковы пути эст-го воздействия на дошкольников посредством ознакомления детей с художественной литературой».

Ведь литературное творчество даёт возможность материализовать прекрасное через художественный образ, на основе которого выстраиваются ассоциации между знакомым и незнакомым, между близким и далёким, между бытиём и нашим представлением о нём. Понимание красоты и глубины содержания художественного образа ведёт к развитию у детей не только понимания, но и чувство прекрасного, которое проявляется и в оценке окружающего мира. Именно это чувство даёт возможность возвыситься до степени художественного вкуса. Всего этого так не хватает нашим детям.

Изучив работы философов, психологов, педагогов по данной теме и в ходе этого изучения я выявила принципы организации процесса эстетического воспитания. На мой взгляд, процесс эстетического воспитания должен быть отражён в характеристике следующих принципов: целенаправленности, систематичности, долговременности, интенсивности, вовлечённости дошкольников в активную эстетическую деятельность с учётом их индивидуальных, возрастных особенностей.

По результатам анкетирования коллег – воспитателей, я выявила, что основная часть работает в традиционной системе, используя традиционные формы работы.

Для выявления исходного уровня эстетического воспитания в семье, где закладываются основы эстетического сознания, провела анкетирование родителей. Неожиданным в анкетах оказалось то, что практически только единицы родителей увидели возможность такого бесценного и «не дорогого» источника обогащения внутреннего мира ребёнка, как чтения книг. Среди перечисленных родителями писателей, творчество наших земляков осталось совсем незамеченным. Таким образом я выявляла пробелы в эстет. воспитании.

Констатирующий эксперимент, проведённый мною в группах, позволил определить исходный уровень развития эстетического воспитания у дошкольников. Исходя из полученных данных, высветилась проблема – неумение детей творчески выражать свои мысли.

В ходе проведенных исследований я исходила из того, что в основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ребёнка, и поэтому вся моя работа сводилось к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. Параллельно фиксировалась диагностика. Велась целенаправленная систематическая работа с родителями. И те рекомендации, которые были даны впоследствии родителям по активации эстетических впечатлений в семье, помогли способствовать позитивному формированию эстетического воспитания детей, кроме того было рекомендовано расширить возможность общения с природой.

Выявлены уровни динамики восприятия и понимания художественной литературы для детей старшего возраста. На их основе мною разработаны критерии состояния эстетического вкуса детей в восприятии искусства:

• Умение слушать;

• Анализировать произведения литературы с позиции художественного образа;

• Оценивать эстетическую функцию искусства, показателем которого является наслаждение;

• Способность создавать самостоятельную оценку;

• Способность к использованию накопленного эстетического опыта в своих суждениях.

Подводя итог, формулирую ответ на главный вопрос, что процесс эстетического воспитания будет более эффективным при сочетании традиционных технологий и соблюдении маршрута следующих путей:

• Если процесс эстетического воспитания ориентирован на выработку личностных эстетических оценок действительности и литературных произведений и строится с опорой на социальный опыт ребёнка;

Формы и методы эстетического воздействия на детей:

1. Беседы о нравственном облике, поступках героев в сравнении с реальными людьми;

2. «Примерка» роли героя на себя;

• Если в образовательный процесс включена система творческих задач, организующих эстетическую деятельность дошкольников с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей;

Формы и методы эстетического воздействия на детей:

Творческие задачи по игре:

- Представь, что ты… (герой произведения)

-Ты писатель;

- Ты актёр;

- Ты режиссёр;

- Мы поэты.

Творческие задачи в изодеятельности:

- Иллюстрирование книг;

- Передать настроение сказки в рисунке;

- Изображение героев;

- Рисование сюжетов;

- Соотнесение иллюстраций к отрывкам произведений;

- Изготовление костюмов и атрибутов.

Творческие задачи в музыке:

- Танцы героев;

- Сочинением песен;

- Пантомимы;

- Игры - драматизации по произведениям;

- Настроение сказки через музыку.

Все творческие задачи по игре решаются в совместной деятельности с ребёнком.

Творческие задачи по взаимодействию с семьёй:

- Конкурс на лучшее издание книги;

- Сочинение стихов;

- Интервьюирование;

- Оформление сказочного словаря;

- Постановка спектаклей;

- Сочинение песен;

- Проведение творческих вечеров;

- Литературные КВНы;

- Поэтические викторины.

• Если ребёнок будет целенаправленно вовлекаться в решение коммуникативных задач, направленных на выработку созидательной позиции: «воспитатель – дошкольник – художественное произведение – жизнь».

Формы и методы эстетического воздействия на детей:

- Пример взрослого (как культурного читателя);

- Беседы, занятия направленные на воспитание потенциального читателя, воспринимающего красоту слова, умеющего извлечь из произведения пользу.

Таким образом, разработанные и практически апробированные в старшем возрасте пути эстетического воздействия способствуют положительной динамике развития каждого ребёнка. Эти пути помогают личностному росту самого воспитателя, благодаря включению ребёнка в активную творческую задачу на занятиях, изучая художественные литературные произведения, которые являются мощным условием организации как воспитательного, так и обучающего процесса.

Публикации по теме:

Развитие художественно-эстетического творчества на занятиях по рисованию и лепке в ДОУ Цель: создать условия для совершенствования работы по художественно-эстетическому творчеству,учить рисованию и изготовлению поделок и аппликаций.

Интеллектуальная игра для педагогов «Что? Где? Когда?» «Вопросы приобщения дошкольников к детской художественной литературе»Интеллектуальная игра для педагогов «Что? Где? Когда?» «Вопросы приобщения дошкольников к детской художественной литературе» Цель: обобщение знаний педагогов по вопросам приобщения детей к художественной литературе, повышение их профессионального уровня и активности.

Из опыта работы «Формирование духовно-нравственной личности дошкольников на занятиях по познавательному развитию» Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной части общества является духовно-патриотическое воспитание и образование.

Планирование по художественной литературе Читать наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи взрослого. Месяц Тема и цели занятий 1-й недели Тема и цели занятий 2-й недели.

Приобщение детей к художественной литературе Цель: Формировать интерес детей к книге, как мотив подготовки к чтению. заложить в детские души зерна волшебного мира книг, пробудить интерес.

Проект «Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе»Проект «Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе» Актуальность проекта: Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение детей к художественной литературе. К сожалению,.

Проект «Вместе с книгой мы растем» по приобщению младших дошкольников к художественной литературе Ярославцева Н. П. МКОУ ШР «НШДС № 14» г. Шелехов ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО ЧИТАТЕЛЯ В сложившихся современных условиях книги почти лишились прежнего.

Разнообразные формы работы с родителями для приобщения дошкольников к художественной литературе и чтению Разнообразные формы работы с родителями для приобщения дошкольников к художественной литературе и чтению. Здравствуйте, коллеги! Хочу представить.

Эмоциональное развитие дошкольников посредством приобщения к художественной литературе Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности является одной из важных задач дошкольного образования. Процесс воспитания предполагает.

Эссе «Возможности формирования базовых национальных ценностей на занятиях художественно-эстетического цикла» Эссе на тему: «Возможности формирования базовых национальных ценностей на занятиях художественно – эстетического цикла». «Воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация профессионального опыта «Пути эстетического воздействия на дошкольников на занятиях по художественной литературе»
Опубликовано: 22 февраля 2016 в 19:08
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД