Тамара Николаевна Борисенко
Формирование ноосферного сознания обучающихся на учебной дисциплине «Математика»
▼ Скачать + Заказать документы
ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЕ НООСФЕРНОГО СОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА».
АВТОР:
Борисенко Тамара Николаевна,
методист, преподаватель
Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание
идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы,
будут впитывать знания, как пищу
Ш. Амонашвили
Вопрос о моральной стороне науки становится на очередь дня.
Он становится действенной силой,
и с ним придется все больше и больше считаться
В. И. Вернадский
Введение
Публикация «Формирование ноосферного сознания обучающихся на учебной дисциплине „Математика“» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Качество человека – один из ключевых вопросов общечеловеческой культуры. И в этом дискуссионном вопросе не найден однозначный ответ, поэтому автор данной работы предпринял попытку транслирования собственной позиции.
Автор работы убежден, что главным источником жизненной силы, энергии, здоровья и долголетия является духовный мир человека.
Следствием дефицита духовности общества и человека, по мнению многих ученых, является кризис человечности, захвативший все слои населения.
Все земные проблемы стали глобальными, глобальные противоречия в настоящее время правят жизнью человечества. Где искать выход? Выдающиеся педагоги Т. И. Шамова и Т. М. Давыденко отмечали: «Выходы из глобальных кризисов могут быть только глобальными. Каким образом это можно сделать? Наверное, только улучшением человеческой природы».
По мнению автора, духовному становлению и развитию личности студента способствуют идеи ноосферной концепции. Наиболее оптимальной образовательной технологией, позволяющей развивать и воспитывать пространство человеческого разума (мысли) является образовательная технология с элементами ноосферной концепции.
Описание технологии
Системообразующим компонентом всей целостной системы образовательной технологии является интеграция двух основных компонентов: научной концепции о ноосфере и основной дидактической теории содержательного обобщения В. В. Давыдова – Д. Б. Эльконина.
Раскроем кратко теоретические положения этих двух философских и научных составляющих технологии формирования интегративного мышления.
1 компонент: научная концепция о ноосфере. Создание концепции ноосферы - сферы разума как нового состояния, в которое под влиянием научных достижений и человеческого труда перейдет биосфера, принадлежит русскому ученому и философу, академику В. И. Вернадскому (1863 - 1945). Идеи Вернадского о ноосфере, представляющие собой крупное философское обобщение, дали мощный импульс к разработке современного глобального и экологического мышления. Вернадский В. И. говорил: «Мысль человеческая становится планетарной силой. Человек не должен мыслить безобразно ради Космоса». В центре его исследований: этика научного творчества; взаимодействие естествознания и философии; закономерности перехода биосферы в ноосферу. Вернадский – один из создателей антропокосмизма – системы, в которой гармонически сливаются в единое целое тенденции развития науки и социально-гуманитарные, человеческие ценности.
Ноосфера имеет информационную и одновременно духовно-нравственную сущность. Здесь приоритет отдается таким ресурсам развития как информация и сознание.
В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию ноосфера характеризуется как «конечный пункт» движения по пути новой цивилизационной стратегии, как сфера, где мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.
Президент Российской Федерации Путин В. В. в 2000 году на Деловом Саммите Азиатско-тихоокеанского сотрудничества сказал: «Еще наш соотечественник Владимир Вернадский в начале XX века создал учение об объединяющем человечество пространстве - ноосфере. В нем сочетаются интересы стран и народов, природы, общества, научное знание и государственная политика. Именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития».
Значение учения В. И. Вернадского о ноосфере для формирующегося мировоззрения ныне живущих и будущих поколений людей можно сказать словами самого Владимира Ивановича: «Мы подходим к новой эре жизни человечества и жизни нашей планеты вообще, когда точная научная мысль как планетарная сила выступает на первый план, проникая и изменяя всю духовную среду человеческих обществ».
Главным механизмом движения по пути ноосферной стратегии может стать развиваемый нравственный и гуманный разум молодых людей. Ноосферная стратегия определяется двумя главными сторонами человеческого совершенствования – этическим преображением (т. е. принятием нравственных основ бытия как непреложного закона совести) и овладением творческой мощью мысли.
Соединительным звеном между этикой и психоэнергетикой человека является человеческая мысль и мыслетворчество. Современные ученые считают, что согретая высокими нравственными эмоциями мысль, одухотворяет пространство, может достичь исключительной мощи и влиять даже на мировые события. В связи с этим, необходимо мыслить не просто лично, как если бы мысли принадлежали одному человеку, но и пространственно.
Пространственное мышление неизбежно приведет человека к осознанию важнейшей эволюционной задачи – воспитанию космического сознания. «Грамотный буквой может действовать лишь на поверхности Земли, грамотный духом может действовать вне границ», - писала Е. И. Рерих.
Среди имен ученых и философов можно назвать имена А. И. Субетто, В. П. Казначеева, Е. А. Акимова, Г. И. Шипова, А. А. Фролова и многих других.
Субетто А. И. убежден, что «России есть что сказать Миру, если она продолжит свой духовный и социальный поиск, ощущая достоинство своей Истории и того духовного потенциала, ядром которого является русский космизм». Раскрывая космопланетарный феномен человека, академик Казначеев В. П. утверждает: «Обсуждая перспективы человека, сопряженные с научно-техническим прогрессом общества, необходимо подчеркнуть, что «цивилизация знания» должна быть дополнена «цивилизацией любви», впитать в себя общечеловеческие духовно-культурные ценности».
Поэтому, деятельность на любой дисциплине, и на математике в частности, должна иметь нравственную основу на всех этапах учебного занятия. Нравственный аспект должен пронизывать все формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, групповую, коллективную. При этом замечательным лозунгом такой деятельности могут стать слова: «Не стремиться стать лучше других, а стремиться быть лучше себя вчерашнего».
Нравственная составляющая активно пронизывает воспитывающий и развивающий аспекты цели учебного занятия.
2 компонент: теория содержательного обобщения В. В. Давыдова – Д. Б. Эльконина. Эта дидактическая теория, выбранная для реализации технологии, является одной из общепринятых. В основу данной теории положена гипотеза о ведущей роли теоретического знания в формировании интегративных качеств интеллекта.
Учебная деятельность студента представляется как познавательная, построенная по теоретико-дедуктивному типу (в отличие от эмпирически-индуктивного).
Реализация учебной деятельности достигается формированием у студентов теоретического мышления путем специального построения учебной дисциплины и особой организации познавательной деятельности. В. В. Давыдов работал над трансформацией мышления естественного, эмпирического в мышление теоретическое, где нужно абстрагировать, проходить границу между видимостью, созерцательностью и существенностью. Он писал: «На основании теоретического мышления формируется интеллект, обеспечивающий понимание действительности. Усвоение собственной системы научных понятий как основания обуславливает перестройку сознания».
Эльконин Д. Б. писал, что «позиция ученика не просто позиция обучающегося, посещающего образовательное учреждение и аккуратно выполняющего предписания преподавателя, а позиция человека, совершенствующего самого себя …»
Давыдов В. В. указывал на то, что важнейшим психологическим механизмом теоретического мышления является рефлексия, которая формируется в процессе коллективного решения задач.
Если говорить о парадигме - совокупности теоретических и методологических установок, которыми руководствуюсь в качестве образца при решении педагогических проблем, то опираюсь на компетентностную парадигму.
Компетентностная парадигма направлена на развитие компетентности студента, на умение познавать, на умение нравственно жить вместе, на умение нравственно действовать, на умение жить в ладу с самим собой.
Компетентностная парадигма направлена на непрерывное образование на протяжении всей жизни человека и позволяет нравственным профессионалам решать глобальные проблемы человечества.
Интеграция воспитания и обучения на основе вышеизложенных концепций и содержания образовательной дисциплины «Математика» - важнейшие составляющие технологии интегративного мышления.
Данная технология позволяет осуществлять синтез (обобщение) математической мысли и мысли этической, что способствует формированию нового ноосферного интегративного мышления. Это наиболее благоприятно реализуется посредством воспитывающего и развивающего аспектов учебного занятия.
Формирование у студентов навыков самоконтроля в учебной работе воспитывает у них умение оценить всю свою деятельность и поведение.
Используя воспитательные и этические моменты, также включенные в содержание образовательной дисциплины, системно осуществляю:
формирование у студентов основ мировоззрения и естественнонаучной картины мира;
развитие познавательной активности студентов, а через нее формирование отношения студентов к жизненно важным сферам: сфере разумного взаимодействия человека с природой (ноосфере); сфере общественных отношений (социосфере); психологической сфере (сфере подсознательных, интуитивных механизмов мышления (биосфере);
формирование нравственных основ личности и гуманистического отношения к окружающему миру;
формирование нравственного чувства, нравственного сознания, нравственного мышления в процессе обучения через изучение, сопереживание, осознание, осмысление общественных явлений, взаимосвязей основ наук.
Классификационная характеристика технологии
«Формирование ноосферного сознания»
Идентифицируем технологию в соответствии с принятой классификационной системой Германа Константиновича Селевко:
По уровню применения: общепедагогическая.
По концептуальной идее: интегративная, опережающая.
По философской основе: гуманистическая, антропософская с идеями космизма.
По основному фактору психического развития: психогенная.
По научной концепции усвоения: содержательного обобщения В. В. Давыдова – Д. Б. Эльконина + развивающая.
По ориентации на личностные структуры: эмоционально-нравственная + саморазвития личности и индивидуальности.
По характеру содержания: общеобразовательная, обучающе-воспитывающая, светская, гуманистическая.
По типу организации познавательной деятельности: классно-урочная + система малых групп.
По типу подхода к управлению познавательной деятельностью: системная, рефлексивная, мотивационная.
По типу методов в управлении познавательной деятельностью: психолого-педагогическая.
По подходу к обучающемуся : гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая + обогащающая.
По категории обучающихся : массовая.
Акценты целей обучения
1. Когнитивная (познавательная) область:
овладение обучающимися элементами математического и нравственного мышления;
развитие интегративных интеллектуальных качеств личности на основе синтеза научных и философских положений ведущих концептуальных идей;
повышение уровня интеллектуальных возможностей (через развитие психоэнергетического потенциала).
2. Аффективная (эмоционально-ценностная) область:
формирование нравственной «Я-концепции» в отношениях к Микрокосмосу (окружающему миру, людям, самим себе) и к Макрокосмосу (планете);
усвоение этических ценностных ориентаций и их активного проявления;
формирование нравственного отношения, его осознание и проявление в деятельности;
формирование самоуправляющих психических механизмов личности.
Особенности содержания учебного материала
Дидактическое содержание по дисциплине «Математика» определяется критериями:
деятельностного характера (приоритет отдается способам деятельности, поскольку их устаревание происходит гораздо медленнее, чем знаний);
интегрированности характера содержания (интегрирующим фактором является нравственное содержание и космическое миропонимание);
концептуальностью уровня содержания (высокий уровень обобщения, перевод содержания с эмпирического уровня на концептуальный, поскольку материал перенасыщен формулами);
соответствием содержания уровню научно-технического прогресса и его опережающему характеру (информатизация содержания с целью восприятия мира как единого информационного поля, расширения и усложнения индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности средствами дисциплины «Математика»);
включением субъектного опыта обучающихся.
Особенности процессуальной части технологии
Основная мотивация: познавательная + нравственная.
Позиция преподавателя: деловой партнер, старший товарищ, знающий более высокую истину.
Позиция студента: свобода выбора в самоопределении и нравственном самосовершенствовании. В основном реализуется в процессе целеполагания и проектирования своей деятельности.
Сверхзадача данной технологии – формирование у студентов доминанты на самосовершенствование в плане нравственности.
На учебном занятии межличностные отношения «преподаватель – студент» и «студент - преподаватель» определяются на основе взаимодействия и ненасильственного управления.
Ненасильственное управление образовательным процессом на учебном занятии проявляется в отказе от стремления подчинить своим интересам студентов, манипулировать ими. Это отказ от авторитарно- насильственных форм управления взамен на взаимодействие (совместную деятельность со студентами с целью достижения цели занятия, совместно определенной в процессе целеполагания на занятии).
Ненасильственная деятельность - это не только основа взаимодействия, цель и способ деятельности, но и создание духовной атмосферы в целом, позволяющей создать условия для самореализации и самосовершенствования личности студента.
Организация учебного процесса на математике основана на применении духовно-нравственной мотивации образовательной деятельности наряду с познавательной. Это позволяет добиваться таких результатов как:
повышение уровня интеллектуальных возможностей студента (через развитие психоэнергетического потенциала);
быть нравственно и социально ориентированной личностью;
вести здоровый образ жизни на основе адекватного мышления;
развивать морально-волевые качества (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, самостоятельность и инициативность, самообладание, решительность, управление собственными действиями).
Общий методический уровень учебно-воспитательного и познавательного процесса создается богатством и разнообразием применяемых методов, педагогических техник и приемов.
С целью усвоения студентами изучаемого материала применяются самые разнообразные методы: перцептивные, практические, частично-поисковые, эвристические, исследовательские и другие.
Усвоение («присвоение») знаний означает: понять, запомнить, применить. Если отсутствует хотя бы один из этих трех компонентов усвоения, значит, нет и самого усвоения. Мало только понять и осмыслить. Понимание и осмысление неизбежно окажется непрочным, бесцельным без применения.
Усвоение студентами изучаемого учебного материала позволяет обеспечить единство следующих целей:
помочь студентам целостно представить проект (план) изучения новой темы;
организовать совместную со студентами деятельность по планированию изучения новой темы;
организовать деятельность студентов по изучению и первичному закреплению: фактов, понятий, правил, положений и определенных способов действий;
обеспечить закрепление определенных понятий и умений;
обеспечить применение студентами знаний и способов действий в разнообразных заданиях и ситуациях;
организовать деятельность студентов по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
организовать деятельность студентов по обобщению и систематизации знаний студентов в рамках определенной темы;
обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий студентов по теме (разделу);
организовать деятельность студентов по коррекции знаний и способов действий.
Диагностика учебного процесса осуществляется по ряду показателей:
результатами текущей аттестации студентов (контрольных и самостоятельных работ, тестов);
результатами промежуточной аттестации студентов (дифференцированного зачета, экзамена);
посредством общения и бесед со студентами;
определением степени нравственности отношений между участниками образовательного процесса в повседневной деятельности.
Мы понимаем, что человек в качестве мыслящего существа воздействует на природу не извне, а изнутри (своим духовным внутренним миром, являясь органической частью Вселенной, способствуя общему благу человечества.
Использованная литература:
1. Грезы о Земле и Небе. Антология русского космизма. - С-Пб. : «Художественная литература», 1995.
2. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. - М. : Педагогика, 1992.
3. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М. : «Арена», 1994.
4. Письма Елены Рерих (в 2-х томах). - Минск, 1999.
5. Селевко Г. К. Технологии развивающего обучения. - М. : Педагогика, 2003.
6. Селевко Г. К. Воспитательные технологии. - М. : Педагогика, 2005.
7. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М. : Центр «Педагогический поиск», 2001.