Наталья Игнатьева
Оптимизация двигательного режима в группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Оптимизация двигательного режима в группе детского сада.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период интенсивно развиваются и взаимодействуют различные органы и системы детского организма. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
В процессе повышения уровня двигательной активности необходимо создать такие условия, которые содействуют решению комплекса оздоровительных, воспитательных и образовательных задач:
Публикация «Оптимизация двигательного режима в группе детского сада» размещена в разделах
• Создание эмоционального комфорта для детей;
• Стимулирование желания детей заниматься двигательной деятельностью;
• Развивать скоростно-силовые качества детей;
• Развивать чувство равновесия, координацию движений, улучшать ориентировку в пространстве.
Решаем поставленные задачи с учетом педагогических принципов развивающей оздоровительной работы с детьми:
Развитие творческого воображения
Формирование осмысленной моторики
Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности
Формирование у детей способности к содействию и сопереживанию
Теперь о средствах физического воспитания детей дошкольного возраста
• Утренняя гимнастика
Весьма важно, чтобы у детей сформировалась привычка делать утреннюю гимнастику систематически.
• Физкультурные занятия
Виды физкультурных занятий:
Классические (содержит водно-подготовительную, основную, заключительную части)
Игровые (с использованием народных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов и т. д.)
Тренировочного типа (спортивные игры, акробатические элементы, упражнения в лазанье, строевые упражнения, упражнения с мячом и т. д.)
Сюжетные (объединенные одним сюжетом)
Тематические (посвящённые одному виду физических упражнений)
Контрольно-проверочные (направленные на выявление освоения программного материала)
• Динамические паузы
• Бодрящая гимнастика после сна
• Подвижные игры
В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. Подвижные игры используются в разных формах работы по физическому воспитанию дошкольников: утренней гимнастике, самостоятельной деятельности, на физкультурных занятиях и праздниках.
Существует классификация подвижных игр по преимущественному формированию двигательных физических качеств :
игры на формирование ловкости;
игры на формирование быстроты;
игры на формирование выносливости;
игры на формирование силы.
При подборе и организации игр и физических упражнений мы:
Учитываем сложность игр и упражнений, целесообразность сочетания их между собой, соответствие уровню подготовленности детей;
Предусматриваем разные приемы выбора детей на ответственные роли;
Предлагаем варианты усложнения упражнений и подвижных игр;
Используем разные способы организации детей;
Заботимся о рациональном использовании инвентаря и оборудования;
Стремимся к созданию хорошей дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в различных играх и упражнениях, к проявлению активности, творческой инициативы.
Стремимся привлечь к участию в подвижных играх всех детей и с уважением относимся к детскому игровому творчеству. И если кто-то увлеченно занят реализацией своих игровых замыслов в другом виде игры, то не настаиваем на немедленном включении ребенка в двигательную деятельность. Такого ребенка приглашаем поиграть и поупражняться несколько позже, индивидуально с другим ребенком или подгруппой детей. Но следим, однако, за тем, чтобы отказ от участия в коллективной подвижной игре не превращался у ребенка в привычку.
Доверяем ответственные роли в игре самим детям, непосредственное наше участие считаем не обязательным.
Руководим ходом всей игры, напоминаем правила и внимательно следим за выполнением, подаем сигнал, а также наблюдаем за правильностью движения детей.
• Физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья
• Самостоятельная двигательная деятельность детей Двигательная деятельность имеет место в разное время дня: утром – до занятий, между занятиями, на прогулках, в часы игр после дневного сна, вечером. Руководство этой деятельностью требует большого внимания, так как не все дети бывают одинаково активны и не всегда могут выбрать подходящие игры для себя. Чтобы обеспечить разумное чередование активных движений и отдыха, внимательно следим за деятельностью всей группы детей в течение дня : привлекаем к подвижным играм, упражнениям засидевшихся за рисованием, книгами, шашками. Следим за тем, чтобы дети упражнялись и в тех видах и способах движений, которыми они владеют хуже. Поддерживаем попытки ребенка помочь товарищу овладеть трудными для него упражнениями.
Использование всех форм занятий физической культурой, гибкость в применении методических приемов, правильный по возрасту подбор игрушек и пособий активно влияет на формирование у детей потребности ежедневно выполнять физические упражнения.
• Совместная деятельность дошкольного образовательного учреждения и семьи по физическому развитию дошкольников
Правильно воспитать здорового ребенка можно лишь в том случае, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков, развития двигательных навыков.
Работа с семьей направлена на решение следующих задач:
1. Раскрыть родителям содержание физкультурной работы в образовательном учреждении.
2. Обучить конкретным приемам и методам развития физических качеств дошкольников.
3. Дать представления о формах работы по физическому воспитанию дошкольников.
4. Проконсультировать родителей по вопросам осуществления индивидуального подхода к детям с учетом их интересов, способностей, возможностей.
Для реализации этих задач широко используются:
o Информация в родительских уголках, папках-передвижках;
o Консультации;
o Фотовыставки, устные журналы и дискуссии с участием педагога-психолога, медицинских работников, специалистов по физическому воспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания;
o Семинары, практикумы;
o Деловые игры и тренинги;
o «Открытые дни» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, в бассейне;
o Совместные физкультурные досуги и праздники;
o Домашние задания (выполнение заданий повышает двигательную активность детей, подтягивает отстающих в движении детей);
o Анкетирование родителей;
o Тематические газеты.
o Семейные клубы.
Считается, что самой эффективной формой работы с семьей по данному вопросу являются занятия в семейных клубах, проведение которых предусматривают теоретическую и практическую части общей продолжительностью 60 минут.
И так мы усвоили, что двигательная активность детей бывает организованной (утренняя гимнастика, занятия, физкультминутки, бодрящая гимнастика после сна, спортивные игры) и самостоятельной в течение дня.
Воспитывая у детей потребность в ежедневном движении, выполнении физических упражнений с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.