Папки-передвижки

Оптимизация интеллектуального развития детей в процессе использования игр математического содержания

Нина Хорунжина
Оптимизация интеллектуального развития детей в процессе использования игр математического содержания

Эта работа посвящается проблеме интеллектуального развития детей. Раскрываются методы обучения детей математике. Ключевые слова: познание, игра, обучение.

Обучению дошкольников началам математике должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с 6 лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желание сделать процесс обучения более интенсивным.

Публикация «Оптимизация интеллектуального развития детей в процессе использования игр математического содержания» размещена в разделах

Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Основное усилие должно быть направлено на то, чтобы воспитывать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

Ребенок XXI века очень рано знакомится с первыми представлениями о науке – уже в детском саду осваивает ее азы. Проблема обучения детей математике интересовала ученых на протяжении многих веков. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, М. Монтессори и другие пришли к выводу о необходимости специальной математической подготовки дошкольников.

«Наиболее важным является понимание того, что специально организационный процесс обучения позволяет создать условия для развития ребенка» Л. С. Выготский.

В исследованиях Л. А. Венгера, З. А. Михайловой, Л. И Тихоновой и др. показала целесообразность использования различных игр в обучении детей математике.

В процессе игры моделируются логические конструкции, способствующие формированию логических структур мышления, а также создаются благоприятные условия для применения математических знаний.

Обучение математике дает широкие возможности для развития интеллектуальных способностей. Однако, несмотря на теоретическую обоснованность дидактических условий обучения математике в дошкольных учреждениях Л. А. Козлова, А. М. Леушина, З. А. Михайлова и др. говорят о трудностях формирования математических представлений у детей. Основные ошибки при выполнении математических заданий допускаются из-за неумения осуществлять самоконтроль, пояснять свои действия, включать математические термины в речевом высказывании.

Цель нашей работы: разработать систему последовательных игр и упражнений по ознакомлению с математикой, обеспечивающую интеллектуальное развитие дошкольников.

Задачи:

изучить теорию оптимизации интеллектуального развития у детей дошкольного возраста;

выявить уровень развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста; разработать и внедрить в педагогический процесс систему работы, усиливающую развитие детей посредством системы логических игр, заданий, упражнений.

В начале работы с детьми необходимо было изучить уровень развития интеллектуальных способностей ребенка. В результате обследования мы обнаружили низкий уровень развития умственных способностей. Дальнейшая наша работа состояла в том, чтобы составить комплексно тематический план.

Отбор содержания работы осуществлен исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно: придания обучению развивающего и воспитывающего характера, обеспечение максимальной активности детей, занимательность, последовательность в усложнении, интегрированный подход к организации педагогического процесса.

Знакомство с математикой проводили в форме сюжетно ролевой игры и дидактической. Они позволяют ставить перед ребятами учебную задачу не прямым образом. А путем творческого поиска, анализа, сравнения. Для наших детей интересными были сюжеты : «Космическое путешествие», Царство Математики», «Путешествие в компьютерный центр», «В поисках трех китов», «В магазин за покупками».и др.

Широко использовали логические игры математического содержания, которые воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску. Логические задачи могут быть следующие: «у двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье?»,«Волосы у Вовы светлее, чем у Пети, а волосы Пети светлее, чему Коли. Кто темнее всех?.» Постепенно дети научились понимать, что для решения логической задачи необходимо сосредоточиться, что такая занимательная задачка содержит некий «подвох» и для ее решения необходимо понять в чем тут хитрость.

Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка. Для детского развития хорошо подходят игры с использованием образцов, требующие сохранить в памяти многоступенчатые инструкции. Например, игры: «Что изменилось?», «Какой фигуры не стало?», «посмотри, - запомни и сложи» и т. д. Особенно детям нравились занятия с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, развивающих игр : «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех», «Танграм», «Дроби», «Волшебный круг», различных головоломок, лабиринтов.

Играя в логико - математические игры совместно с взрослыми или самостоятельно, дети познают свойства и отношения предметов по форме, размеру, весу, расположению в пространстве; числа и цифры, зависимости увеличения и уменьшения, порядок следования, преобразования, сохранения количества, объема, массы и др. Благодаря использованию продуманной системы логических игр, заданий, упражнений в совместной деятельности воспитателя с детьми, дошкольники усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий. Анализ результатов убедительно демонстрирует развитие у детей способности к доказательству, логическим рассуждениям, выводам.

Литература:

Владимирова Т. В., Л. В. Хамидуллина Путешествие по времени. М. :Аркти, 2009г.

Перова М. Н. Дидактичесие игры и упражнения по математике. М. : Просвещение,2001г.

Хамидулина Р. М. Математика. М. : Издательство «Экзамен», 2009г.

Публикации по теме:

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Конспект открытого урока на тему «Обида» для учащихся 4–9 классов с нарушением интеллектуального развитияКонспект открытого урока на тему «Обида» для учащихся 4–9 классов с нарушением интеллектуального развития Конспект открытого урока по предмету воспитанность, на тему "Обида" для учащихся 4-9 классов (с ЛУО и УУО). Тема: Обида Дата: 22.11.21.

Консультация для воспитателей «Характеристика содержания познавательного-речевого развития в соответствии с ФГОС ДО» В пункте 2.6. «ФГОС ДО» отмечено, что «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных.

Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста» ель мастер – класса: презентация дидактических игр на развитие интеллектуального развития детей дошкольного возраста в рамках реализации.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Пополнение центра математического развития настольными играми в группе детей старшего дошкольного возрастаПополнение центра математического развития настольными играми в группе детей старшего дошкольного возраста Современная действительность предъявляет новые требования к организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях. ФГОС ДО устанавливает.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Родительское собрание «Почемучки. Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей» Родительское собрание на тему: «Почемучки». Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей. Круглый стол для родителей детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оптимизация интеллектуального развития детей в процессе использования игр математического содержания
Опубликовано: 17 января 2022 в 09:06
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД