Лучший педагог года

Опыт формирования основ российской гражданской идентичности детей старшего дошкольного возраста в ДОО

Надежда Рыжова
Опыт формирования основ российской гражданской идентичности детей старшего дошкольного возраста в ДОО

Разработке данной темы предшествовало детальное изучение исходных условий предстоящей деятельности.

В первую очередь, проанализированы основные нормативно-правовые документы ДО. Так, в ФЗ «Об образовании в РФ» указывается, что «. государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на … принципах : …. воспитания… гражданственности, патриотизма….».

В Приказе Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» указываются трудовые действия педагога «формировать у обучающихся ….гражданскую позицию….».

Публикация «Опыт формирования основ российской гражданской идентичности детей старшего дошкольного возраста в ДОО» размещена в разделах

В Приказе Минобрнауки России «Об утверждении ФГОС дошкольного

образования», еще раз подчеркивается значимость «…формирования первичных представлений…. о себе, других людях, …о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…» и раскрываются основные положения по реализации этого требования.

Для изучения исходных условий была важна также и оценка

сложившейся социальной ситуации вокруг выбранной темы. Она показала:

жизненно важную потребность государства в воспитании гражданина и патриота России в условиях, когда страна все чаще сталкивается с тяжелыми проблемами межнациональных разногласий, национализма, терроризма; падение у значительной части населения интереса к настоящему и уважения к прошлому России, отчуждение подрастающего поколения от собственной культуры.

Анализ научно-исследовательских условий выявил наличие достаточного количества психолого- педагогических исследований по проблемам гражданско- патриотического воспитания дошкольников.

Существенной базой для возможного позитивного решения

основной проблемы выбранной темы послужило наличие богатых методических условий в ДОО:

• накоплен многолетний опыт работы педагогов ДОО по этнокультурному, патриотическому воспитанию детей;

• с 2011 по 2014 годы организована экспериментальная площадка НИРО по теме «Воспитание основ гражданской эдентичности у детей старшего дошкольного возраста;

• участие в работе творческой группы по методическим проблемам, связанным с темой патриотического воспитания;

• наличие классической и современной методической литературы в ДОО по проблемам гражданско-патриотического воспитания;

• прохождение повышения квалификации

• изучение передового практического опыта коллег по организации гражданско-патриотического воспитания;

Оценка существующих организационно-педагогических условий в ДОО показала возможность осуществления работы по воспитанию основ российской гражданской идентичности у детей.

Таким образом, на период выбора проблематики педагогической работы в образовательном пространстве ДОО существовали благоприятные условия для ее позитивного решения.

Актуальность личного вклада в развитие образования

Но несмотря на обозначенную государством необходимостью гражданско- патриотического воспитания с дошкольного возраста, наличие в продаже большого количества методических пособий по теме, наличие в СМИ большого количества конспектов различных форм работы с детьми по данному вопросу, к сожалению, отсутствует единый подход к концептуальной, содержательной и технологической сторонам этого процесса в детском саду, отсутствуют психолого- педагогические разработки, касающиеся системного комплексно-тематического планирования, постепенно и целенаправленно формирующие основы российской гражданской идентичности у детей в течение года, а также системного планирования в течение дня, погружающих детей в изучаемую тему.

Данная потребность в практике детского сада обусловила выбор темы нашего исследования.

Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования

В своей работе руководствовались достижениями ученых по следующим основным направлениям :

• теория социального развития (С. А. Козловой и др.);

• вопросы по изучению возрастных особенностей становления гражданственности и специфики организации педагогического процесса по ее формированию (Е. А. Казаева, С. А. Козловой, Н. Г. Комратова, Е. Н. Радиной, Э,К. Сусловой).

• вопросы построения социокультурной среды в образовании (А. Г. Абсалямова, М. И. Богомолова, Н. Ф. Виноградова, Р. И. Жуковская, Т. С. Комарова и др.)

Основополагающими принципами и подходами стали:

• личностно-ориентированный подход

• принцип развивающего обучения

• деятельностный подход

• принцип социально-педагогического партнерства

• принцип интеграции образовательного процесса

• принцип следования нравственному примеру

• принцип соответствия задач, содержания, форм и методов возрасту детей

• краеведческий принцип

• принцип взаимодейсвия с родителями

Цели и задачи педагогической деятельности:

Цель: создание системы работы с детьми 5- 6 лет по воспитанию основ российской гражданской идентичности, применимой в системе дошкольного образования.

Задачи:

1. разработать и апробировать систему планирования воспитательно-образовательного процесса по формированию основ российской гражданской идентичности у дошкольников, включающую комплексно-тематический и календарные планы работы с детьми, родителями.

2. создать предметно-пространственную среду в ДОО, обогащающую опыт детей и способствующую приобщению к духовно-нравственным ценностям российского народа;

3. подобрать диагностические материалы и организовать непрерывный мониторинг успешности формирования основ российской гражданской идентичности у старших дошкольников

Ведущая педагогическая идея

Работа по воспитанию российской гражданской идентичности у детей дошкольного возраста будет успешной, если:

• разработана система планирования воспитательно-образовательного процесса по формированию основ российской гражданской идентичности детей;

• создана предметно-пространственная среда для воспитания основ российской гражданской идентичности старших дошкольников в ДОО.

• налажено взаимодействие и тесное сотрудничество с социальными партнерами и родителями в процессе реализации плана,

• определены критерии и показатели сформированности основ российской гражданской идентичности у дошкольников;

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

Личный вклад в развитие образования в рамках решения проблемы формирования основ гражданской идентичности у детей включал :

1. Во-первых, создание комплексов планов воспитательно-образовательного процесса по темам гражданско-патриотического воспитания :

• Вначале происходило знакомство с перспективно-тематическим планом (образовательными темами) на учебный год в своей возрастной группе.

• На его основе шла разработка перспективно-календарных планов по основным темам гражданско-патриотического воспитания, которая заключалась в подборе содержания, литературы, конспектов занятий

• Далее разрабатывался комплекс календарных планов работы с детьми и тематических планов с родителями. Тематические планы работы с родителями выстраивались параллельно с тематическими планами освоения программы детьми. Родителям предлагались варианты работы над темой вне детского сада, как продолжение погружения ребенка в содержание изучаемой темы уже в семье.

Таким образом, такое планирование позволило системно погружать детей в тему, подбирая наиболее интересные формы работы и эффективные методы.

Так например, проект «Семейный очаг» направлен на

прикосновение к истории своей семьи, вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, бережно относится к семейным ценностям, сохранению семейных связей.

В рамках подпроекта: «Эхо старины глубокой» детям вместе с родителями было предложено заглянуть в свои семейные альбомы, рассмотреть фотографии родственников, послушать рассказы о них. Общими усилиями была оформлена одноименная выставка, где разместились фотографии нескольких поколений. Детские проекты были собраны в общий альбом, который хранится в группе.

В рамках подпроекта «Мой папа- самый лучший» дети делились своими радостными историями из их жизни, связанными с папами, рассказывали о совместных путешествиях, играх, папы принимали приглашения своих детей посетить мини- музеи в группе, где дети проводили экскурсии для них, отцы часто принимали приглашения поиграть с детьми в шашки, шахматы, устраивали спортивные соревнования.

В рамках подпроекта «Нет дороже милой мамочки» дети мастерили подарки для милых мам, с любовью рисовали их портреты, рассказывали о их профессиях и о главной их работе - быть мамами.

В ходе работы над проектом «Народная культура» наша группа превращалась в русскую горницу, где дети знакомились и играли с предметами русского быта, использовали в играх русские костюмы и т. д. Своими руками изготовили кукол из ткани, играли в русские народные игры, к нам прходила «Коляда», «Масленица», вместе с детьми и их родителями мы посетили музей Московского района по теме «Народная культура».

Мини-музей хлеба знакомил детей с ролью хлеба в жизни человека. С древнейших времен выращивание и выпечка хлеба считалось делом ответственным и почетным. Сколько труда стоило вырастить хлеб, а потом испечь пышный каравай. Такое отношение к хлебу хотим сформироватьу детей. На Руси говорят: «Не красна изба углами, а красна пирогами». В нашей группе был создан мини-музей хлеба, макет «Деревенское подворье». Ребята и сами захотели замесить тесто, испечь пирог, которым угощались сами и угощали взрослых. Опыт изготовления изделий из муки продолжился и дальше- плюшки на Рождество, жаворонки – для встречи перелетных птиц.

Следующей ступенькой в нашей работе стал проект «Славный Нижний», который начали с изучения своего родного Московского района. В время беседы «Где строят самолеты», выяснилось, что у многих детей на заводе «Соколе» работали родственники. Была устроена выставка фотографий. Артему Ч. Удалось побывать на территории завода, в цехе, где работает его дедушка, семья любезно предоставила нам фото, Артем с большим удовольствием и гордостью рассказал нам об этой экскурсии. Далее состоялась экскурсия к памятнику – самолету. В библиотеке им. Заломова, с которой детский сад сотрудничает уже много лет, детям рассказали, что именно благодаря заводу «Сокол», Московский район стал современным городским районом. У ребят появилось чувство гордости за свой район, за людей, которые живут рядом с ними и делают такие мощные, современные машины. Популярностью пользовались у детей экскурсии по улицам района (Мечникова, Панфиловцев, Баранова, беседы о знаменитых людях, в честь которых они названы. Дети узнали значение слов: земляки, нижегородцы, горьковчане, горожане. Вместе с детьми мы переживали страшную трагедию, когда случился пожар в д/к им. С, Орджоникидзе. В эти дни у ребят возникла идея смастерить макет этого дорогого для всех нас здания.

В рамках работы над проектом мы знакомились со знаменитыми нижегородцами, дети вместе с родителями подбирали материал. создавали свои мини проекты, все их семейные разработки помещались в нащи групповые мини- музеи, знакомили детей с памятными местами нашего города, предлагали родителям посетить Покровку, Стрелку, Ярмарку, Чкаловскую лестницу, создавали фотоколлажи, пели песни «Нижний Новгород», «Сормовскую лирическую, в творческой мастерской был создан макет «Нижегородский Кремль»

В рамках подпроекта «Чистый город» организовывались экологические акции: «Чистая улица», «Цветущая клумба», «Елочка - зеленая иголочка». Ведь патриотизм проявляется в том числе, и в том, что для своей родины хочется сделать что-то полезное, доброе, красивое. Просто так, без награды, как для своей мамы, потому что родина и есть мама, только одна на всех.

В рамках проекта «Наши соседи» у детей появляется возможность пообщаться с представителями с представителями соседних республик и государств. Мы поддерживаем связь с выпускниками ДОО, которых приглашаем на встречи. Они рассказывают нам о своей родине, демонстрируют свою национальную речь, показывают фото, дарят сувениры, привезенные из своих родных городов, которые мы бережно храним в своих уголках дружбы.

Используя этюды и обыгрывая роли, дети упражняются в проявлении межнационального общения. Итогом этой работы проводим фестиваль национальных культур с приглашением школьников, родственников детей- представителей разных национальностей, где можно увидеть национальные костюмы, этнические танцы, услышать песни, поиграть в народные игры.

2. Во-вторых, к личному вкладу в развитие образование можно отнести, проектирование и организацию предметно-пространственной среды в группе, способствующей эффективному формированию основ гражданской идентичности. При этом среда группы отражала содержание изучаемой темы в 5 образовательных областях и позволяла использовать материалы и оборудование одной образовательной области для реализации содержания других областей.

Так, например, в рамках изучения темы «Я живу в России» среда группы модифицировалась и обогащалась пособиями по ознакомлению дошкольников с Россией как с огромной многонациональной страной.

Познавательный центр включал:

Выставка «Путешествуем по городам России»- настенная карта России с выделенными звездочками городами, в которых были семьи наших воспитанников, фотографии детей на фоне достопримечательностей и сувениры из презентуемых городов.

выставка «Столица России»-фотографии, сувениры из Москвы, объемный барельеф Кремля с башнями, настольно-печатные игры, герб, флаг, гимн России

национальные мини-центры-«Татарстан», «Чувашия» и т. д., флаг и герб округа или республики, макет традиционного типа жилища, кукла в национальном костюме, народная тряпичная кукла, аудиодиски с национальной музыкой и речью, образцы национального фольклора, фотоматериал о природе регионов, национальных блюдах и музыкальных инструментах.

Выставка «Традиционные куклы народов России» включает марийскую, чувашскую, мордовскую, башкирскую, удмурдскую, татарскую и др. народные куклы, позволяет увидеть схожесть внешнего вида, техники изготовления тряпичных кукол у всех народностей, а также самобытность орнамента и цветового сочетания у каждого народа

детские проекты о первом космонавте Ю. А. Гагарине;

Природный уголок:

объемные макеты «Природа нашей Родины», знакомящие с основными природными зонами России : тундрой, смешанным лесом, степью, черноморским побережьем, с их растительным и животным миром.

Центр сюжетно-ролевых игр:

тряпичные куклы, куклы в национальных костюмах, различные виды домов, ширмы с интерьерами жилищ, фигурки животных, предметы-заместители, транспорт для разворачивания игровой деятельной детьми соответствующей тематики.

Коммуникативный центр:

-экспозиции «Сказки народов России», произведения для чтения детям сгруппированы по регионам: «Сказки Севера», «Сказки Поволжья», «Сказки Урала», «Сказки Кавказа»,

-интерьеры и атрибуты для обыгрывания сюжетов народных сказок.

-экспозиция по творчеству талантливого писателя А. С. Пушкина. Здесь собраны книги, аудио, видеодиски со сказками, интерьеры и герои «Сказки о рыбаке и рыбке» и «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Музыкальный центр:

- экспозиция, посвященная творчеству известного композитора П. И. Чайковского Здесь собраны аудиозаписи его произведений, интерьеры и основные герои опер «Щелкунчик» и «Спящая красавица»;

Центр художественного творчества-

- экспозиция, посвященная творчеству русского художника И. И. Шишкина: репродукции картин, литературный материал для создания выразительного образа русской природы у дошкольников, детские работы по сюжетам его картин, детские проекты;

-Детские работы по сказкам Пушкина

Экспериментально-исследовательский центр:

познавательный материал о творчестве русского ученого М. И. Ломоносова.

3. В-третьих, обновление традиционного родительского уголка в группе, его перевод в интерактивную форму. Информационные страницы родительского уголка опосредованно отображали ежедневное проживание детьми интересного для них содержания темы:

- На первой странице отражались перспективы работы с детьми в течение учебного года.

- На второй странице размещалась информация о кратком содержании темы, изучаемой в данный период, указывалось итоговое мероприятие и показатели освоения темы детьми, по которым родители сами могли отследить развитие своего ребенка.

- Третья страница содержала информацию каждого дня : чем занимались, успехи детей, чем можно занять ребенка дома. Здесь предлагались варианты работы над темой вне детского сада. А также представлялись вниманию родителей результаты занятий с детьми в детском саду (составленные рассказы, рисунки к ним, фото и т. п.) с небольшими комментариями и акцентами на правильное их восприятие и адекватную оценку в соответствии с требованиями к их выполнению.

- Четвертая страница содержала варианты музыкальных и художественных произведений, которые ребенок разучивал в детском саду или может разучить вместе с родителями, рекомендации для чтения и слушания в семье в соответствии с тематическим освоением программы.

- На последней странице размещались материалы, связанные с подготовкой к итоговому мероприятию, обобщающему представления и впечатления детей по изученной теме и представлялись результаты освоения темы по группе в целом (по показателям, представленным для родителей в начале ее изучения, иллюстрирующие эффективность совместных усилий воспитателя и родителей в освоении темы детьми.

Кроме уголка, проводились родительское собрание, семейное отгадывание кроссворда, семейный фотоконкурс, совместные досуг и викторина, которые способствовали погружению в тему всех членов семьи.

Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны:

Новизна и позитивные эффекты:

• создан комплекс планов (перспективный, перспективно-календарный, календарный) воспитательно-образовательной работы с детьми

по формированию основ российской гражданской идентичности;

• создан план работы с родителями, разработан родительский уголок по теме;

• создана развивающая предметно-пространственная среда в группе, обогащающая опыт детей и способствующая приобщению к духовно-нравственным ценностям российского народа;

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты.

В начале учебного года проводилось обследование детей посредством

диагностических методик Е. А. Казаевой. По его результатам был сделан вывод о том, что дети имеют недостаточный уровень развития качеств гражданской идентичности.

В конце учебного года было проведено итоговое обследование по тем же критериям. По его итогам можно отметить следующие качественные изменения в поведении и деятельности детей :

• повысился познавательный интерес и ценностное отношение к объектам русской культуры, стремление к их познанию;

сформировалось умение позитивного общения и взаимодействия с окружающими взрослыми и детьми;

• повысилось стремление к соблюдению собственных прав, не нарушая права окружающих людей, справедливость во взаимоотношениях;

сформировались личностные качества : чувство собственного достоинства, уважение к людям разных национальностей, их образ жизни; бережное отношению к окружающему природному и социальному миру; гордости за свою Родину

Эти данные позволяют утверждать об эффективности разработанной модели и рекомендовать ее применение в решении задач гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника

Результаты деятельности транслируются:

- на выступлениях на педагогических советах в ДОО, на районных методических объединениях воспитателей, а также на КПК для работников образования Нижегородской области

- в публикациях в СМИ;

-на открытых мероприятиях для родителей

- через создание мультимедийной продукции, видеофильмов

Адресная направленность: опыт работы рекомендуется использовать педагогам с высоким уровнем педагогического мастерства

Область применения практических достижений: в углубленной работе по гражданско-патриотическому воспитанию и повседневных занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Трудности и риски:

• недостаточный уровень теоретической и методической подготовки воспитателей к работе по воспитанию основ российской гражданской идентичности дошкольников.

• недостаток дидактических игр и пособий, детской художественной литературы по воспитанию основ российской гражданской идентичности дошкольников.

• малый опыт работы воспитателей

Публикации по теме:

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Конспект познавательного занятия «День российской науки» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательного занятия «День российской науки» для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжить знакомить детей с профессиями. Задачи: • уточнить знание детей о деятельности ученых из разных областей знаний; • воспитывать.

Конспект познавательного занятия «День российской печати (13 января)» для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжить знакомить детей с профессиями. Задачи: -уточнить знание детей о профессии писателя и журналиста; -познакомить с профессиями:.

Консультация. «Роль музеев и библиотек в создании условий для формирования гражданской идентичности у детей». Госстандарт нового поколения предусматривает воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности,.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Сценарий спортивного развлечения по ОБЖ и гражданской обороне «Знай, умей, действуй!» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий спортивного развлечения по ОБЖ и гражданской обороне «Знай, умей, действуй!» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность обучения дошкольников основам безопасности жизнедеятельности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт формирования основ российской гражданской идентичности детей старшего дошкольного возраста в ДОО
Опубликовано: 7 ноября 2022 в 14:50
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД