Папки-передвижки

Опыт применения активных методов обучения астрономии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Мария Герасимова
Опыт применения активных методов обучения астрономии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Социальный заказ государства в дошкольном образовании направлен на развитие социально-активной личности ребенка, способной к познанию окружающего мира.

Важным средством познания окружающего мира ребенком дошкольного возраста является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизировать начальные моменты познания - ощущение и восприятие.

Публикация «Опыт применения активных методов обучения астрономии в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Психологи утверждают, что мышление ребенка дошкольного возраста перестает быть только наглядно-образным, оно может быть и в какой-то мере абстрактным, позволяющим ему достаточно адекватно воспринимать то, что ранее считалось недоступным для него.

Поэтому, занятия астрономией не только доступны и интересны дошкольникам, но и полезны им, поскольку способствуют развитию любознательности и познавательных способностей, внося тем самым существенный вклад в подготовку детей к учебе в школе.

Как же сделать занятия астрономией интересными и продуктивными?

На занятиях Астрономией нами используется ряд методов активного обучения.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение педагогом готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение воспитанниками знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Активные методы обучения позволяют личности самой «строить» свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни.

Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями педагога и обучаемых. Основной дидактический прием «включения» мышления воспитанников при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом, который это противоречие объективирует.

Так при изучении темы «Звёзды и созвездия» использовался приём «Коробка неясных знаний». Детям предлагалось рассмотреть, что находится внутри. В нашем случае это игрушки: медведь и медведица, скорпион, рак, баран, лев, звезда). Задаю вопрос, почему эти предметы находятся вместе, чем они связаны? Дети выдвигают разные гипотезы. Когда выясняется, что эти предметы, связаны с названиями созвездий, мы начинаем знакомиться с группами звезд - созвездиями с помощью домашнего планетария.

Анализ конкретных ситуаций  один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить : есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

На экран выводится изображение – планета Земля и рядом «остывшее» солнце серого цвета. Спрашиваю детей, заметили ли они, что-то на изображении? Отмечают, что солнце не яркое. Задаю вопрос, а что произойдет, если солнце вдруг погаснет? Дети выдвигают разные гипотезы и мы начинаем обсуждать, какие могут быть последствия данной ситуации? На земле станет холодно, растения не смогут расти и выделять кислород; притяжение ослабнет, планеты сойдут с орбит и отправятся во вселенную.

Разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, используемый в образовательной деятельности по Астрономии.

При изучении темы «Солнечная система», дети надевают ободки с изображением планет и выстраиваются в определенной последовательности, с помощью считалки «По порядку все планеты». Усложняем ситуацию «Что изменилось?» меняем местами или прячем одну из планет.

Активно используются сюжетно-ролевые игры, например, «Полет в космос». Детям предлагается выбрать роли (Врачи – осматривающие состояние здоровья космонавтов перед полетом; инженеры – конструкторы, строящие космические корабли; связисты, которые получают важную информацию с космического корабля).

В ходе игры занимаю место косвенного руководства, направляя игру, внося новые эпизоды, для самостоятельного и творческого характера игры (Например, произошла поломка космического корабля и требуется стыковка двух космических кораблей для её устранения).

Так же в сюжет игры можно добавить компьютерную игру ПиктоМир. С помощью программирования робота Вертуна, нужно чинить космодромы, которые сделаны из квадратных плит. После взлёта космического корабля эти плиты портятся и их нужно отремонтировать, с помощью программирования командами.

Ориентировочно метод разыгрывания ролей требует для проведения от 30 до 35 минут.

Игровое проектирование — активный метод обучения, характеризующийся следующими отличительными признаками:

• наличие исследовательской проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым педагог;

• разделение участников на небольшие соревнующиеся группы (группу может представлять один ребенок) и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы (задачи).

Так при изучении темы «Космодром и космические корабли», реализуются игровые проекты «Космодром будущего», «Космическая станция», «Космические корабли», с использованием технологии Лего «Построй свою историю». Дети делятся на команды и создают постройки, а после демонстрируют и рассказывают о проделанной работе другим подгруппам.

Данный метод становится еще эффективней при использовании различных программируемых устройств. Например, предлагаю с помощью программируемых роботов Бибот и Матата Лаб очистить космическое пространство от мусора. Детям предлагается рассмотреть игровое поле с изображением космического пространства, в котором есть мусор. Инициирую обсуждение, опасен ли он для космических кораблей? (Дети делают вывод - Да, т. к в космосе космический мусор движется с огромной скоростью, и даже маленькие осколок, способен повредить космический аппарат или поранить космонавта).

В ходе игрового проектирования повышается уровень саморазвития и проявления инициативы.

На семинаре-дискуссии обучающиеся учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию другого ребенка или взрослого. В такой работе дети получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.

При изучении темы «Планеты карлики» детям заранее предлагается задание, подготовить доклад о планете, ее особенностях. Обсуждаем способы сбора информации, дети предлагают варианты поиска (мультфильм, энциклопедии, узнать у других людей)

Затем, на следующее занятие, дети представляют доклады и обсуждают. Дети с удовольствием слушаю выступающих и задают много интересующих их вопросов.

Мозговой штурм - широко применяемый метод активного обучения. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблемы.

Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед детьми как учебная задача.

Предлагается проблемная ситуация – в космосе у космического корабля закончилось топливо, и он не может вернуться обратно на землю. Ставлю цель: Что можно сделать, чтобы корабль вернулся домой? Предлагаю игру «Мозговой штурм», дети делятся на две команды – «создатели идей» и «эксперты». Обговариваем правила игры (каждый внимательно слушает чужую идею; смеяться над идеями нельзя). Повторяем поставленную цель: «Что мы должны сделать?», каждый говорит хотя бы одну идею, чем больше тем лучше.

Проговариваем цель: «Нам нужно подумать, как сделать так, чтобы корабль вернулся на землю?». Выслушиваем ответы детей, можно и фантастические (помогли инопланетяне; в космосе летала канистра с топливом; прилетел на помощь другой корабль.)

Ответы детей записываю, хвалю и предлагаю обсудить и выбрать «экспертам» только одну идею. Которая была проста и доступна. Выбираем одну идею и подводим итоги.

Чтобы корабль вернулся назад на землю, ему необходимо заправить бак топливом, а топливо ему может доставить другой космический корабль, который получил сигнал о помощи.

Театрализация — театральные представления разных жанров по учебному материалу с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и другими атрибутами.  

В театрализацию вовлекаются все воспитанники группы. Это могут быть постановки по литературным произведениям, космическим сюжетам и т. п.

Например, мы проводили деловую игру «Космодром», в которой в процессе проигрывания ситуаций работы космодрома лучше понимается и осваивается сложная для заучивания терминология, что она обозначает, сам характер деятельности космодрома, его место и значение в изучении космоса.

Такая игра может быть организована и на этапе первичного закрепления материала, и как обобщение, и как определенная форма контроля.

Так для закрепления знаний и строении солнечной системы, мы с детьми, посещающими занятия по астрономии, готовили для ребят других групп театрализованную постановку «Как планеты места определяли», где ребенок в роли планет, в стихотворной форме рассказал, как каждая планета нашла своё место и ее особенность.

Опыт активного обучения на занятиях Астрономией показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно эффективно решать целый ряд задач, определенных Стандартом дошкольного образования, труднодостижимых в традиционном обучении :

Методы активного обучения способствуют формированию познавательных мотивов и интересов детей;

развитию системного мышления;

учат коллективной мыслительной и практической работе;

формируют социальные умения и навыки взаимодействия и общения;

а также помогают детям овладеть методами моделирования, в том числе математического, инженерного и социального.

Публикации по теме:

Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Инновационный проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста». Автор проекта: зав. отделением.

Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» «Прежде чем.

Дошкольная лаборатория с детьми среднего дошкольного возраста «Мир детской астрономии»Дошкольная лаборатория с детьми среднего дошкольного возраста «Мир детской астрономии» Дошкольный возраст – это замечательное время и для детей, в этот период малыш активно познает мир, интересуется всем на свете, открывает.

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослымиИспользование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Татьяна Костакова Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия, как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Добрый.

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом.

Нейроигры в работе с детьми старшего дошкольного возрастаНейроигры в работе с детьми старшего дошкольного возраста В последние несколько лет тема развития мешполушарных связей у детей посредством разнообразных движений стала актуальной. Причин этому много.

Опыт использования дистанционного обучения в работе логопедаОпыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Важность и необходимость непрерывного и системного обучения в работе с детьми,.

Опыт работы использования Matatalab с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. Робототехника в ДОУОпыт работы использования Matatalab с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. Робототехника в ДОУ Опыт работы использования Matatalab с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР в ДОУ Что такое Matatalab? Matatalab – это робототехнический.

Опыт работы по использованию ручного труда в работе с детьми дошкольного возрастаОпыт работы по использованию ручного труда в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время я использую в своей деятельности технологии ручного труда, как основное направление моей педагогической деятельности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт применения активных методов обучения астрономии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 апреля 2022 в 11:36
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД