Наталия Шишова
Опыт работы по развитию мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы
Ловкость рук
Известный педагог Сухомлинский как-то сказал, что ум ребенка находится на кончиках пальцев. Действительно, ловкие детские пальчики – это залог полноценного интеллектуального развития малыша.
Публикация «Опыт работы по развитию мелкой моторики» размещена в разделах
Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой рассуждает и фантазирует, у него хорошо развиты речь, память и зрительное восприятие, так как в коре головного мозга центры, регулирующие развитие речи и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому чем чаще происходит воздействие на пальчики малыша, тем продуктивнее работает речевой аппарат.
Это и упражнения для пальцев, и рисование пальчиковыми красками, и игры со шнуровкой, и пальчиковые куклы.
Полезно играть с ярким пластилином. Причем не только катать колбаски, но и рисовать! Дайте ребенку крупное изображение знакомого предмета, например, яблока. Отщипывая кусочки пластилина, покажите, как закрасить картинку, размазывая их по бумаге. Также интересно наполнять «ягодками» из кусочков пластилина корзинку, изображенную на бумаге.
Хорошо забытое старое
У наших бабушек и дедушек не было такого количества игрушек!
Что же помогало развить мелкую моторику в те далекие времена?
• Окружающие детей безделушки: веревочки, тряпочки, камушки, бабушкины бусы, пуговицы и старинные счеты.
• Завязывание шнурков, плетение косичек.
• Пересыпание круп, перебирание гороха и фасоли, собирание мелких ягод в огороде и т. д.
Полезные упражнения
Если вы хотите, чтобы у малыша была правильная речь, ежедневно выполняйте с нм специальные упражнения для пальчиков.
Тренировка с предметами:
• Полезно катать по столу каждым пальчиком по очереди камешки, бусины, стеклянные шарики. Только делать это ребенок должен под вашим присмотром.
• Хорошо развивает всевозможное нанизывание: колечек на штырь пирамидки, крупных бус и пуговиц на толстую нитку или проволоку.
• Покажите ребенку, как завязывать узлы и бантики.
• Учите малыша застегивать пуговицы, крючки, замочки, молнии, кнопки.
• Купите маленькие волчки и научите кроху запускать их.
Гимнастика для рук:
• Скажите малышу, чтобы хлопал в ладоши вместе с вами. Задавайте темп и громкость.
• Пусть изобразит шагающего человечка – пройдется по столу указательным и средним пальчиком сначала одной, а потом другой ручки.
• Научите малыша показывать отдельно только один пальчик (сначала большой, потом указательный, затем два – указательный и средний, а после – три, четыре, пять…
• Пусть соберет все пальчики в щепотку, а потом быстро раскроет ее, как бы разбросав их.
• Дело за большим пальчиком: он должен по очереди «поздороваться» со всеми остальными, прикоснувшись к ним.
• Кисти обеих ручек нужно соединить так, чтобы пальчики совпали, а затем раздвинуть их, после чего скрестить.
Некоторые дети отказываются выполнять пальчиковые упражнения, сомневаясь в том, что справятся с ним. Поэтому все действия с пальчиками нужно показывать медленно, проговаривая последовательность их выполнения.
Любое самое полезное упражнение может вызвать негативную реакцию у ребенка, если оно преподносится как нечто обязательное для выполнения. Вносите разнообразие, придумывайте разные названия одному и тому же действию. Пробуждайте воображение и фантазию ребенка. В этом случае он будет не просто исполнителем ваших заданий, но и активным творцом.
Работа по развитию мелкой моторики у детей работа включена во все виды:
• Игровая деятельность;
• Утренняя гимнастика;
• Самостоятельная деятельность;
• Организованная образовательная деятельность;
• Непосредственная образовательная деятельность;
• Прогулка;
• Самообслуживание;
• Работа с родителями;
• Индивидуальная работа;
• Продуктивная деятельность.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей. Я использую следующие методы:
1. Словесный метод – это обращение воспитателя к детям. Объяснение при рассматривании наглядных предметов, рассказы о них, вопросы. Объяснение должно быть предельно кратким: каждое лишнее слово отвлекает ребенка от зрительного восприятия.
2. Наглядно-действенный метод обучения. Дети смотрят, берут в руки, щупают предметы. Я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
3. Практический метод. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости индивидуальную помощь.
4. Игровой метод. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
• Обыгрывание той или иной ситуации, различные игровые упражнения;
• Использование сюрпризного момента;
• Решение маленьких «неприятностей» возникающих у игрушек, сказочных героев.
Также я продумала разные варианты образовательной деятельности с использованием: литературных персонажей, специально изготовленных панно, сюжетов сказок, элементов сюжтно-дидактических игр, сюжетных картинок. Я считаю, что такая форма работы позволяет мне добиться устойчивого внимания и поддержания внимания у детей.
Создание предметно развивающей среды.
Я постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, чтоб она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
В моей группе имеются игры и пособия по развитию мелкой моторики: пирамидки, вкладыши различного вида, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнениями, конструкторы, дидактические игры и пособия. Некоторые из них были сделаны самостоятельно и с помощью родителей.
Сенсорный дидактический стол является частью центра развивающих игр. Стол оборудован пирамидками, разноцветными счетами, рамками вкладышами. Я побуждаю детей к самостоятельным действиям, при необходимости оказываю помощь.
В игровой зоне детям доступны игры-шнуровки, мозаики, пирамидки, пазлы.
В зоне изобразительной деятельности: трафареты, различная бумага, карандаши, раскраски.
В учебной зоне: счетные палочки.
В театральном уголке: пальчиковый театр.
Знакомство с играми по мелкой я начинаю с изучения частей тела, а именно рук (игры «Вот мои ручки», «Этот пальчик», «Заяц», «Коза» и др.). Затем предлагаю детям игры более сложного характера – с левой и правой рукой («Пальчики здороваются», «Щелчки», «Замок», «Солнечные лучики» и др.).
В комплекс «Пальчиковые игры» я включила следующие виды игровых упражнений:
1. Пальчиковая гимнастика помогает развивать речь, координировать движения, развивать чувство ритма.
2. Физкультминутки – для переключения на другой вид деятельности, снятие нагрузки, связанной с сидением.
Игры с предметами.
Игры с дополнительными материалами, такими как: прищепки, веревочки, мячи, шарики, орехи, скрепки, нитки и другое повышают интерес детей, внимание становится более устойчивым, а поэтому результата в развитии мелкой моторики я добиваюсь быстрее.
Каштаны и грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу, а так же между ладонями. Это массаж ладошек для улучшения координации движения рук.
Предлагаю ребенку собрать бусинки. Он берет бусинки, опускает их в коробку с маленьким отверстием. Потом учимся нанизывать бусинки на шнурочки.
Использую игру «Волшебный мешочек» - узнаем предметы на ощупь.
Учу детей простым играм с шариком – попасть шариком в цель, прокатить по столу, держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т. д.
В группе имеется набор счетных палочек на каждого ребенка. Дети выполняют из них различные фигуры. Эти упражнения использую на занятиях по математики.
Наряду с магазинными образцами игр-шнуровок, я использую самодельные образцы. Например, из картона вырезаю знакомый ребенку предмет: яблоко, грушу, листик. Делаю по контуру с помощью дырокола отверстия для продевания шнурочка.
Во время игровой деятельности также развиваю мелкую моторику. Предлагаю детям запускать пальцами волчки, катать пальчиками камешки, это доставляет детям удовольствие.
Использование элементов в изодеятельности.
Умение держать кисть в руках – отличный способ развития моторики. Во время занятий аппликации учу детей пользоваться ножницами и клеем. Предлагаю детям порисовать пальчиком – «Осенний лес», «Кто пробежал по дорожке», «Ветка рябины». Интересны и эффективны такие занятия как: лепка из глины и пластилина.
Взаимодействие с родителями.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года я провела консультацию на тему «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка».
В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки. Например: «Игры и прищепками», «Чем занять ребенка дома».
Родители приобрели наборы для игр, участвовали в оформлении предметно-развивающей среды группы, в изготовлении дидактического материала и пособий. Родители принимали активное участие в изготовлении поделок вместе с детьми, участвовали в конкурсах, приносили различный материал для игр, занимались с детьми дома.
Я приглашала родителей поучаствовать в различных мероприятиях, устраивала дни открытых дверей, готовила материал для статьи в газету «Лесная полянка».
Цель работы с родителями: довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задание покажется сложным, не забывать хвалить ребенка.
Систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приемов эффективно помогает развивать мелкую моторику. Работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: Дети стали более внимательными, усидчивыми, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Доказано, что развитие рук связано с развитие речи и мышлением ребенка.