Людмила Камайкина
Опыт работы детского сада по организация опытнической и исследовательской деятельности на огороде
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
Учреждение «Детский сад №1»
детского сада
по организация опытнической и
исследовательской
деятельности на огороде.
Подготовила: Камайкина Л. М.
2021 год.
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Н. Луконин
Публикация «Опыт работы детского сада по организация опытнической и исследовательской деятельности на огороде» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Огород. Конспекты занятий
- Опыт работы, практика
- Темочки
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
В нашем дошкольном учреждении экологическое воспитание является одним из приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса. Детей знакомят с природой, с происходящими в ней процессами и явлениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как - реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться к объектам природы. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и преумножающих природные богатства.
Воспитание трудолюбия и бережного отношения к природе – важнейшие задачи в становлении экологически воспитанной личности.
Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и, если он попробует сам сделать.
Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Причиной нежелания ухода за растениями, и трудовым действиям:
Одна из причин этого явления – непосильные нагрузки. Как перегрузка, так и не догрузка формирует в равной степени отрицательное отношение к труду. Вторая причина – неразумная родительская любовь, ограждение ребенка от каких-либо трудностей, обязанностей, поспешное и чрезмерное удовлетворение всех его желаний.
Поэтому начиная с младших групп, все воспитатели работают над этой проблемой, и считают, что любовь к природе – это высшая форма сотрудничества педагога, родителя и ребенка.
Работа детского сада направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет.
Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями - это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат.
Вся работа детского сада направлена и проходила в соответствии с требованиями, предусмотренными программой от «Рождения до школы», и используемой литературы:
№ Название методического пособия Автор методического
пособия
1 Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. Николаева, С. Н.
2 Методика экологического воспитания в детском саду Книга для воспитателей детского сада/ С. Н. Николаева – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2016. Николаева, С. Н.
3 Трудовое воспитание в детском саду, для занятий с детьми 3-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2016т. Л. В. Куцакова
4 Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа. – М. : 2016г. С. Н. Николаева. И. А. Комарова
5 Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2016г. Т. С. Комарова,
Л. В. Куцакова,
Л. Ю. Павлова
6 Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2016. - № 1. С. 18-23. Гербова В. В.
7 Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 9. С. 28-34. Гербова В. В.
Все педагоги регулярно изучают новую методическую литературу, используют в работе компьютерные технологии. Выяснив причину и изучив литературу составили перспективный план работы. Приложение №1
Изучив теоретические источники, мы поставили перед собой цель:
Цель работы:
- Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в различных условиях.
- Дать знания детям о том, что растения живые.
- Их сажают семенами в землю, поливают, выращивают.
- Расширять знания о их строении и условиях необходимых для их роста.
- Продолжать обогащать словарный запас.
- Развивать связную речь у детей.
- Получить положительные эмоции от результатов.
- Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую
деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
- Заинтересовать и привлечь родителей в образовательный процесс.
- Воспитания у детей любви к природе, создания огорода.
- Воспитывать трудолюбие, уважение к чужому труду, бережное отношение к растениям.
Работа в цветнике и на огороде помогает решать множество воспитательно-образовательных задач:
- Формировать у детей элементарную систему знаний о размножении растений разными способами (средняя – подготовительная к школе группа);
- Знакомить с разными семенами растений и приёмами их посева (младшая – подготовительная к школе группа).
- Учить устанавливать экологическую зависимость между растениями и неживой природой (почва, вода, свет, тепло) (младшая – подготовительная к школе группа);
- Знакомить с правилами пикировки рассады (старшая – подготовительная к школе группа).
- Закреплять и обобщать знания детей о роли растений в жизни человека, зависимости его здоровья от наличия или отсутствия витаминов (младшая – подготовительная к школе группа).
-Учить способам ухода за растениями (младшая – подготовительная к школе группа).
- Знакомить с разными видами безопасных удобрений (минеральными и органическими, их влиянием на рост и развитие растений (старшая – подготовительная к школе группа).
- Воспитывать интерес к трудовой деятельности по уходу за растениями с целью получения результатов труда (средняя – подготовительная к школе группа).
-Формировать интерес к огороду, знакомить с правилами гигиены при работе с землёй, побуждать желание узнавать новое о природе (младшая – подготовительная к школе группа).
В нашем детском саду есть все необходимое для воспитания у детей привычки трудиться, любви к коллективному труду. У нас есть небольшой огород, цветники, уголок лекарственных растений, которые дают уникальную возможность включать детей в активную трудовую деятельность совместно с взрослыми.
В каждой возрастной группе есть уголок природы в котором находиться все необходимое для ухода за растениями и выращивания рассады, атрибуты для труда и экспериментов.
Также накоплен разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр на тему «Огород», «Овощи», тематические альбомы наблюдения за природой, «Времена года», циклограммы роста растений, схемы развития растений и т. д.
В начале работы был проведен мониторинг по всем возрастным группам чтобы отследить знания умения детей.
Приложение №2
Итоговая таблица динамики овладения необходимыми навыками и умениями по познавательному развитию (окружающий мир)
в ДОУ на начало 2020 (сентябрь) учебный год
Области. Группы ДОУ Диагностические методики.
Высокий средний Низкий
Начало года Начало года Начало года
% дет % дет % дети
Познавательному развитию (окружающий мир) Раннего возраста Наблюдение
Ситуативные беседы.
Исследования.
Трудовые действия. - - 2% 4 73% 11
1 младшая 35% 5 42% 6 21% 3
2 младшая 32% 7 59% 13 9% 2
средняя 48% 11 41% 10 8% 2
старшая 57% 12 39% 8 4% 1
подготовительная 78% 15 22% 4 - -
Всего по ДОУ 50% 49 31% 45 19% 19
Изучив результаты диагностики, выявили уровень знаний детей по каждой возрастной группе и поставила основные задачи:
Обучающие:
Формировать представление детей о растениях, учить ухаживать за ними.
Дать представления, что нужно растениям для роста и развития? (обогащать знания детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений). Способы выращивания.
Систематизировать знания детей о значении воды для растений.
Познакомить детей с лекарственными свойствами огородной зелени: петрушки, укропа, зелёного лука.
Развивающие:
Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счёт загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр.
Развивать связную речь через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода.
Развитие творческих способностей через продуктивную деятельность, устойчивость внимания, наглядно – действенное мышление, мелкую и общую моторику, композиционные умения.
Развивать трудовые навыки, умение организовывать своё рабочее место в различных видах деятельности.
Воспитывающие:
Воспитывать любознательность и наблюдательность.
Воспитывать уважение к труду, желание производить трудовые действия, помогать взрослым. бережное отношение к его результатам.
Огород представляет собой небольшой участок, огороженный по периметру штакетником, который ярко раскрашен в яркие цвета. Оформленный огород имеет привлекательный вид, кроме того, создаётся естественная изоляция групп. Для выращивания с детьми на огороде детского сада выбираются культуры, неприхотливые к почве, простые в уходе, те, что быстро растут и поспевают, имеют съедобные части, приятны на вкус и полезны для употребления в сыром виде, а также интересны для наблюдения.
Из овощных культур мы выбрали: плодовые (томат, огурец, тыква, баклажан, кабачок, корни и клубнеплоды (морковь, редис, свёкла, картофель, бобовые (горох, капустные (капуста белокочанная). Из зеленных культур использовали такие как салаты, укроп, петрушка, ревень.
На участке, отведенном под огород, сделали грядки как традиционные, так и стилизованные. Между грядками расположили тропинки, чтобы дети могли свободно перемещаться на огороде, иметь доступ к посадкам. Для детей средней и старшей групп огород получился общий. Такая планировка даёт возможность выращивать и вести наблюдения за большим числом растений и избежать повторов.
Для огорода с детьми младших и средних групп использовали быстрорастущие (раносозревающие) овощи и, прежде всего, такие, которые можно есть в сыром виде. Это лук, горох, редис. Такие растения имеют ярко выраженные части и ускоренную динамику развития, что является немаловажным фактором для поддержания интереса к наблюдениям за растениями и формированию
элементарных трудовых навыков по уходу за ними в данном возрасте. Кроме того, семена, луковицы должны быть крупными, чтобы дети могли сажать их сами.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста использовали весь набор овощных растений, рекомендуемых для участка детского сада. При этом
подбирали овощи, которые размножаются семенами и рассадой. В данном возрасте детям доступны более сложные формы трудовой деятельности. Мотивируя детей на перспективу добиться конечных результатов, имеющих значение для окружающих, у них можно развить интерес и любовь к труду, готовность участвовать в трудовой деятельности наравне со всеми. Параллельно с формированием практических навыков и умений мы организовывали длительные наблюдения, вели опытно - экспериментальную работу, что способствовало накоплению естественнонаучных представлений о строении и стадиях роста растений, условиях и потребностях необходимых для их развития, результаты которых фиксируем в календарях труда, дневниках наблюдения.
Приложение№3
Для этой цели приготовили необходимые материалы: карандаши, бумага, трафареты и др.
На каждом игровом участке есть место для хранения инвентаря, куда складывали носилки, грабли, лопатки, косынки, рыхлители, лейки и т. д.
Огород украсили декоративными элементами: сказочный персонаж Феклуша, выполняющий роль «зазывалки» на огород, был изготовлен по принципу огородного пугала; были укреплены таблички-указатели с изображением овощной культуры.
Для полива культур на территории детского сада использовали водопровод. Для более экономичного использования воды была использована специальная ёмкость, откуда дети брали её вёдрами и лейками.
Для работы с детьми на огороде составили график работ, определили содержание. Приложение №4.
Подготовку детей к предстоящим работам на участке начали осуществлять задолго до посадок на огороде и цветнике. В феврале-марте на специальных занятиях, а также в специально организованной деятельности воспитателя с детьми мы знакомили детей с различными способами размножения растений (в т. ч. и вегетативным, с внешним видом и строением семян, высаживали овощные культуры для дальнейшего ухода и наблюдения за растениями.
Для этой цели подготовили специальный инвентарь и оборудование: ящички для высадки рассады, мини-теплицы, рабочие инструменты, фартуки. Все посадки оформили в виде небольших по объему, но ёмких по содержанию сюжетных огородов на окне. Огороды в каждой группе получились разнообразные по своей тематике, эстетическому виду.
Приложение №5
Дети узнали много нового, принимая активное участие в интересном деле – сами сажали лук, сеяли семена петрушки, укропа, салата, а затем с нетерпением ждали, когда появятся первые всходы, выглянут зелёные перышки лука. Малыши с удовольствие ухаживали за своими «грядками»: поливали, рыхлили землю и в
результате получили ценную витаминную добавку к обеду! Очень вкусную и очень полезную! Созданию огорода в старших группах предшествовала экскурсия в магазин «Всё для сада и огорода». Во время экскурсии закупили семена
петрушки, укропа, салата, контейнеры для выращивания рассады, почво грунт. В группе дети внимательно рассмотрели семена, определили, что они все разные, не похожие друг на друга, имеют свой цвет, размер и даже запах. Затем замочили семена, чтобы «дать им проснуться». Какая была радость, когда они увидели, что у семян появились первые крошечные листочки! Затем семена высеяли в землю, и через неделю уже радовались первым всходам.
Дети каждый день поливали, рыхлили, поворачивали к солнышку зелёные всходы. И, конечно, растения отблагодарили детей за заботу своей ярко-зелёной красотой среди забайкальской зимы.
Работа в огородах продолжалась до самого лета: сначала выращивали зелень, а затем овощную и зеленую рассаду для посадки в открытый грунт.
Составили план календарных работ, трудовой деятельности наблюдений и экспериментов по всем возрастам.
Приложение № 6
Создание огородов и вся последующая работа с ними позволила не только приобщить дошкольников к труду и сформировать трудовые навыки и умения, но и познакомить детей с биологическими особенностями растений, условиями их жизнедеятельности в процессе роста и развития. Формирование естественнонаучных представлений происходило во время наблюдений и опытно-экспериментальной деятельности благодаря наличию зеленых насаждений в зимний период времени, когда возможности экспериментирования с растениями в естественных условиях ограничены.
Проведение опытов и экспериментов позволило вычленить влияние
отдельных факторов на рост и развитие растений, следовательно, это способствовало подготовке детей к пониманию биологического смысла тех агротехнических мероприятий, которые проводились при выращивании растений на цветнике и огороде.
Разведение растений и наблюдение за ними – одно из наиболее любимых занятий не только детей, но и воспитателей. Этот вид деятельности имеет большую протяженность во времени и включает в себя целый ряд взаимосвязанных мероприятий, одним из которых является создание зелёных огородиков.
Выращивание растений в разных возрастных группах было объединено общими задачами, и поэтому для нас очевидна целесообразность проведения такой работы в рамках долгосрочного проекта «Огород круглый год», который реализовался в течение нескольких месяцев (с февраля по октябрь включительно).
Работа носила интегрированный характер: в процессе ее выполнения дети наблюдали, экспериментировали, играли, читали, слушали музыку, выполняли пластические этюды, вместе с родителями и педагогами подбирали информацию в энциклопедиях и другой литературе, ставили спектакли, ухаживали за растениями,
рисовали. При этом активизировались все органы чувств: дети трогали предметы, рассматривали их, нюхали, пробовали на вкус. Работа предполагала тесное сотрудничество с родителями (поиск информации, сбор и проращивание семян,
приготовление блюд, создание костюмов, декораций и т. п.) В зависимости от возраста детей, использовались различные формы организации работы с детьми: от индивидуальной до групповой. Чем старше дети, тем больше индивидуальных
заданий они могут выполнять. Содержание деятельности также усложнялось в зависимости от возрастных особенностей дошкольников. Выращивать растения и наблюдать за ними, отгадывать загадки, слушать сказки могут и дети трех-четырех лет. Более сложные исследовательские задания планировались с дошкольниками пяти-семи лет.
Таким образом, вся организованная и проведенная нами работа способствовала формированию у детей знаний о способах и необходимости трудовых действий, развитию трудовых навыков и умений по уходу за растениями и животными. Между детьми сформировались положительные взаимоотношения, укрепились чувства коллективизма, взаимопомощи. У ребят развивается эмоциональное отношение к труду в природе, в группе. Они самостоятельно ухаживают за растениями, бережно к ним относятся, сопереживают, эмоционально реагируют на положительные изменения в их развитии. В целом сложилась система работы по формированию у детей устойчивого эмоционально - положительного отношения к труду в природе. В дальнейшем предполагается проведение просветительной работы по данной проблеме с родителями в форме консультаций, практикумов, а также привлечение родителей к участию в работе по благоустройству территории детского сада, созданию элементов ландшафтного дизайна.
Ежегодно осенью после окончания уборки урожая, подводятся итоги
работы на ДОУ, организуются выставки продукции урожая, праздник «Урожая», организуются творческие конкурсы подделок из выращенных овощей. Результаты работы воспитанников и результаты сотворчества взрослых и детей используются в оформлении групповых помещений детского сада. Лучшие экспонаты направляются на районные выставки.
В конце года провели повторно мониторинг знаний и умений детей по познавательному (окружающий мир) развитию и активной помощи родителей, показали положительную динамику. Приложение № 7
Итоговая таблица динамики овладения необходимыми навыками и умениями по познавательному развитию (окружающий мир)
в ДОУ на конец 2021 (Май) учебный год
Области. Группы ДОУ Диагностические методики.
Высокий
Конец года Средний
Конец год Низкий
Конец год
% дет % дет % дети
Познавательному развитию (окружающий мир) Раннего возраста Наблюдение
Ситуативные беседы. Исследования.
Трудовые действия. - - 60 11 40% 7
1 младшая 59% 10 41% 5 - -
2 младшая 59% 15 41% 2 - -
средняя 85% 20 15% 4 - -
старшая 90% 16 10% 3 -
подготовительная 98% 17 2% 1 - -
Всего по ДОУ 95% 85 5% 2 - -
Вывод: На основании этих результатов можно сделать вывод, что уровень интереса детей среднего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали
различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-
исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.