Папки-передвижки

Опыт работы «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в практике детского сада» (7 фото)

Елена Черемисина
Опыт работы «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в практике детского сада»

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Публикация «Опыт работы „Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в практике детского сада“» размещена в разделах

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Но рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и. т. д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности.

О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источников:

А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

Е. А. Немешаева «Художества без кисточки».

И. А. Лыкова — «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»

Т. Н. Доронова — «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»

Р. Г. Казакова «Изобразительная деятельность в детском саду» и опытом работы других педагогов в этом направлении через интернет ресурсы

Е. Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”

А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”.

О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”.

К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка”

Г. Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду" Часть 1,2

Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное воспитание”

Опыт работы других педагогов в этом направлении через интернет ресурсы

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

игра, которая является основным видом деятельности детей;

сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

музыкальное сопровождение.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования начинается с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает детям свободу действий. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали сразу с использованием нескольких цветов.

Рисование ладошкой. Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

Позднее учатся рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими, синхронно (например, «новогоднюю мишуру», «салют», что отлично развивает координацию. Детям очень нравится этот способ рисования.

В работе использовали рисование пробками и печатками. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т. д. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка. Мы рисовали: "Натюрморт из овощей", "Дары осени", "Растения в нашей группе","Галстук для папы" и др.

Учили детей рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту, технику, используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали на темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый щенок».

Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Листья покрываем краской, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А, можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Восковые мелки + акварель. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Оттиск смятой бумагой. Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Рисование манной крупой. Работа с манной крупой также интересна и увлекательна. Для этого нужно на карандашный рисунок нанести клей ПВА и сверху засыпать манной крупой. Если захотите рисунок оттенить, то можно сделать это красками, предварительно дав клею высохнуть.

Рисование ватными палочками – пуантилизм. Макаем ватную палочку в гуашь и методом «тычка» начинаем рисовать листочки.

Окрашивание с использованием целлофанового пакета. Целлофановый пакет покрывается краской, сверху на него накладывается лист бумаги и слегка приглаживается ладошкой. Затем бумага снимается. Такую технику можно использовать при изображении морского пейзажа или воды в аквариуме.

Кляксография - раздувание краски (кляксография с трубочкой, на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист при этом не складывают, а берут трубочку, её нижний конец направляют в центр кляксы так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги, затем дуют в трубочку и раздувают краску от центра в разные стороны. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой-либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе лёгких.

Набрызг. Краску нужно растворять в воде, а затем с помощью зубной щётки и расчёски нанести её на бумагу путём набрызга. Зубную щётку опускаем в краску, затем располагаем её вертикально над бумагой и расчёской, как смычком, снизу вверх проводим по её щетине. На поверхность бумаги попадает град брызг.

Рисование нитками. Первоначально на листе плотной белой или тонированной бумаги (или на цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наносится клей ПВА из флакона с дозировочным носиком, а затем цветными нитками выкладывается изображение. Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились.

Метод монотипии. Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Рисование на мокрой бумаге. До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т. д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой — рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

(Каждая техника сопровождается показом слайдов)

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости;

изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. Необходимо использовать любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Для них проводились консультации и беседы, открытые занятия, мастер – классы, развлечение. Дети всему учатся в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми — важнейшее условие его психического развития. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние.

Творческий процесс — это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило — бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Наши работы

Опыт работы «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в практике детского сада»
Фото «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в практике детского сада»
Опыт работы - фото
Это правда Ну чего же тут скрывать Дети любят очень любят рисовать На бумаге на асфальте на стене И в трамвае на окне Э Успенский Дошкольное детство очень важный период в жизни детей

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике»Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике» Тема: «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике». Опыт работы по использованию развивающих игр В. В. Воскобовича. Средняя группа.

Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа Доклад «Епархиальные Варнавинские чтения» Добрый день! Совсем недавно православные отмечали праздник Сретение Господне – встреча человека.

Конспект по изобразительной деятельности в нетрадиционных техниках аппликаций «Снегирь на ветке»Конспект по изобразительной деятельности в нетрадиционных техниках аппликаций «Снегирь на ветке» Интеграции: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и познавательное развитие. Цель: Знакомить с нетрадиционной техникой.

Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Деревья зимой»Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Деревья зимой» Цель: Вызвать творческий интерес у детей к рисованию нетрадиционной техникой рисования- пальчиковая живопись. Задачи: 1. Продолжать знакомить.

Конспект занятия по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник «Я слеплю снеговика»Конспект занятия по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник «Я слеплю снеговика» Цель: продолжить знакомство детей с нетрадиционными техниками художественно-изобразительной деятельности: обрывание и скатывание салфетки.

Мастер-класс «Чудо Цыпленок». Использование нетрадиционных материалов в изобразительной деятельностиМастер-класс «Чудо Цыпленок». Использование нетрадиционных материалов в изобразительной деятельности Мастер-класс. Использование нетрадиционных материалов в изобразительной деятельности. Работая над проектом «Развитие творческих способностей.

Опыт работы «Мини-музей «Сундук с куклами» в группе детского сада»Опыт работы «Мини-музей «Сундук с куклами» в группе детского сада» Кукла - главная игрушка в жизни ребёнка. Кукла - это образ человека, посредством которого ребёнок познает окружающий его мир, постигает.

Отчёт о проделанной работе кружка «Цветик — Семицветик» Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельностиОтчёт о проделанной работе кружка «Цветик — Семицветик» Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности Цель: развитие творческих способностей, воображения и фантазии у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник.

Педагогический опыт работы «Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей»Педагогический опыт работы «Использование проблемно-поисковых технологий для развития игровой деятельности детей» Актуальность: Ранний возраст является уникальным и значимым периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля.

Занятие по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных способов рисованияЗанятие по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных способов рисования h3][/h3]ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Задачи: Обучающая: Продолжать закреплять умение выполнять работу в нетрадиционных техниках. Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в практике детского сада»
Опубликовано: 12 апреля 2021 в 21:46
+292Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 129.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД