Получи документы

Фольклор как средство обучения русскоязычных детей коми языку

Дина Леканова
Фольклор как средство обучения русскоязычных детей коми языку

Фольклор как средство обучения русскоязычных детей коми языку

"Зарни бордъяса

Медся мыла,

Чужан кыв –

Менам олом да вот!

Позьо сёрнитны

Любой кылон,

Сомын отдортны

Ассьым ог мод. "

В. Тимин.

Фольклор – это доступные произведения, которые приносят настроение затейливости, помогают создать атмосферу непринужденности. Детям нравится ритмическая речь, сама музыка слова.

Публикация «Фольклор как средство обучения русскоязычных детей коми языку» размещена в разделах

На протяжении многих лет я провожу работу по обучению коми языку с русскоязычными детьми. Опыт работы показал, что формировать правильное произношение коми звуков, научить проговаривать слова, развивать связную речь, вызвать интерес к занятиям помогает введение фольклорного материала на занятиях и в повседневной жизни.

Чтобы материал был разнообразен, познакомилась с жанрами детского фольклора. Составила перспективный план в соответствии с возрастом и темами занятий. Собрала иллюстрации, приготовила маски, шапочки, разные виды театров.

Для создания интереса сделала куклу Зарань и мягкую игрушку сороку, вместе с детьми назвали её Китш-котш. Эти персонажи знакомят детей с потешками, вносят сюрпризные моменты. Например, Китш-котш летала по Парме и принесла весточку от Перы: он просит детей передать подарок для Зарань на «Валентинов день». Чтобы найти дом Зарань, дети старательно выполняют задания: помогают Кочиль «Тутш-тотш, тутш-тотш, ворын кочиль запто потш», а Петыр помогают в счёте «Петыр босьтiс оти молот, Петыр босьтiс кык молот и т. д.», отгадывают загадку про медведя и рассказывают шуточную сказку с силуэтами медведей разных цветов: «Горд ошкос мойда? Мойд и т. д.»

Стараюсь подбирать интересные приёмы, чтобы дети с желанием отвечали на вопросы. Например, песня-сказка «Руй» помогает запомнить названия домашних животных. Разместила на большом круге яркие изображения и предлагаю проговаривать от имени Руй:

- Ме аддзи чипан,

- Ме аддзи пон и т. д.

А произведение «Катша-катша» помогло детям запомнить названия диких животных. Китш-котш сообщает о том, что нашла волшебную коробку. Я достаю настольный театр, называю: тури, мой, коин, ош, ур, руч. Вместе считаем, сколько животных пришли на помощь к журавлю. Объясняю глаголы, показываю предметы быта. Предлагаю изобразить животных, чтобы им было понятно содержание. Постепенно дети запоминают последовательность и прибаутка оживает. Названия птиц закрепили по произведению «Сильояслон кытш». Эту игру-инсценировку включила в сценарий развлечения «Челядьлон гаж», который проводила для родителей.

Потешки использую на физминутках и в повседневной жизни. Благодаря текстам, дети научились называть части тела по коми. А тему «Семья» закрепляем через пальчиковые игры.

С детьми играю в инсценировки: «Пашо пио», «Гудокон ворсом».

В коми избе показываю печку - пач. Объясняю, что в печке можно приготовить еду, испечь коми пирог – тупось. Бабушка Марпида угощает детей и рассказывает : «Тупось тапось пачо дзун». Играя в кукольном уголке, девочки с удовольствием проговаривают эту потешку.

Во время прогулки обращаю внимание на радугу. Вместе повторяем слово – ошкамошка. Называю цвета по коми. На занятии загадываю загадку: «Уна рома мегыр ю вомон воськовтiс» и рисуем радугу разноцветными красками, закрепляя цвета.

Во время экскурсии увидели улитку. Учу детей проговаривать : «Лёльо-бобо, тёльо-кальо». А зимой рассказываю про снегопад: «Лымъяло. Чов. Ывлаын тов». Движениями рук показываем, как идёт снег. Когда дети катаются с горки, закрепляю слово – дадь: «Даддьо, даддьо голь-голь».

Увлекательны и коми народные сказки. Вместе с детьми посетили детскую библиотеку, чтобы ближе познакомиться с книгами. В группе нарисовали Гундыр, восьминогую собаку, Дышпоз-брюшко. Также прочитала детям очень знакомые сказки «Теремок» и «Репка» на коми языке. Внесла в группу маски, фигуры настольного и кукольного театра. Были трудности проговаривания ролей, но после нескольких повторов дети стали раскрепощё нные: вступают в диалог, обыгрывают своих героев. Например, в инсценировке «Сёркни» ребёнок, одетый в репку, рассказывает: «Ме быдми град йорын. Ме гогрос, кольквиж рома, ыджыд да юмов».

В своей работе по обучению коми разговорной речи использую подвижные игры. Дети легко запоминают небольшие тексты и выполняют правила. Например, в игре «Ошко-бабо» припевка описывает действия игроков: после произнесения слов дети убегают от медведя, в игре «Мышь и угол» приговорка играет роль сигнала: «Шыро, шыро, вай мен пельос». А чтобы помирить мальчиков рассказываю мирилку:

«Логасян ко – бурасян,

Сюра кага ваян,

Мыссян чуманын дарйодан,

Лабич улын нёньодан».

Дословный перевод вызывает смех у детей.

На музыкальных занятиях разучиваем песни и хороводы. С учётом разученного материала составляю сценарии календарно - обрядовых праздников. Например, праздновали «Пасху» в младшей группе, где дети исполнили песню «Кань», рассказали потешку «Кеконач». Самые добрые чувства остались от празднования «Пасхи». На этом празднике катали крашеные яйца, дети исполнили песню «Гогор журго», играли в игру «Пышкай», вместе с родителями водили хоровод. Осенью отмечали «Кузьма лун», который связан со сбором урожая, прощанием с осенью. Вместе с детьми приготовили шапочки овощей (кушман, лук, огуреч) и показали родителям инсценировку: хозяйка собирает овощи, а дети описывают: ме-курыд лук, ме-ыджыд сёркни, ме-юмов морков. Играли в игру «Пасьтась капуста». В конце праздника хозяйка угостила всех коми шаньгами. А на Рождество дети исполнили песни «Машукой да Ванюшой», «Шондiбан», играли на коми музыкальных инструментах, с Ёмой играли в «Ёма - кулёма». На праздниках воспитываю уважение к старшему поколению, а через фольклор – любовь к коми языку.

Результаты диагностики показали, что проделанная работа дала положительные результаты: улучшилось произношение коми звуков, расширился словарный запас (дети вступают в диалог, составляют небольшие рассказы, повысилась активность на занятиях.

Надеюсь, что мои воспитанники будут вспоминать праздники в детском саду, в которых принимали участие, не забудут колыбельные песни и потешки. В будущем, опираясь на свой опыт работы, планирую продолжить работу по инсценированию сказок, применять новые методы и приёмы, дополнять наглядный материал.

Публикации по теме:

Дидактические игры из фетра для обучения детей дошкольного возраста удмуртскому языкуДидактические игры из фетра для обучения детей дошкольного возраста удмуртскому языку Гольянский детский сад структурное подразделение МБОУ №»Гольянская СОШ» Дидактические игры из фетра для обучения детей дошкольного возраста.

Дидактическое средство обучения в технологии «Лэпбук  «Театр»Дидактическое средство обучения в технологии «Лэпбук  «Театр» «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот кто любит театр по настоящему всегда уносит из него запас мудрости.

Доклад из опыта работы «Театральная деятельность как средство обучения детей второму языку в младшей билинвальной группе»Доклад из опыта работы «Театральная деятельность как средство обучения детей второму языку в младшей билинвальной группе» Театр – волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир. С. И. Мерзлякова Театр – это таинство, волшебное смешное.

Компьютерный мультфильм для обучения детей татарскому языкуКомпьютерный мультфильм для обучения детей татарскому языку Обучение чему- то полезному не всегда бывает интересным. Так думают некоторые дети, которым больше по душе игры и развлечения, чем учеба.

Консультация для педагогов «Методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку» 1. Коммуникативная направленность обучения; 2. Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления; 3. Обязательная.

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамотеЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Лэпбук «Летние виды спорта», как современное средство обученияЛэпбук «Летние виды спорта», как современное средство обучения Лэпбук как современное средство обучения. Летние виды спорта. Подготовила Ирина Сидоренко. Дидактическое пособие лэпбук «Летние виды спорта».

Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОСЛэпбук как средство обучения в условиях ФГОС В условиях реализации ФГОС воспитателю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста» Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор как средство обучения русскоязычных детей коми языку
Опубликовано: 6 февраля 2022 в 19:06
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД