МААМ-картинки

Опыт работы и презентация Развитие математической одарённости старших дошкольников

таня смолина
Опыт работы и презентация Развитие математической одарённости старших дошкольников

Воспитатель 1 квалификационной категории Смолина Т. А. Развитие математической одарённости старших дошкольников (из опыта работы)

Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальную неповторимую личность. Только человек, наделенный непохожестью, способностями, одаренностью сможет уловить современный жизненный ритм, не потеряться и принести обществу свой вклад. Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования.

Публикация «Опыт работы и презентация Развитие математической одарённости старших дошкольников» размещена в разделах

Под «одаренностью» ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к ним различные методы индивидуального воздействия. В отечественной психологии этому вопросу много внимания уделяли С. Л. Рубинштейн, Н. С Лейтес, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер и др.

Исследователи - психологи выделяют особую одарённость и нормальную одарённость. Особо одарённых, гениальных детей единицы. Однако, при этом 99 % детей обладает нормальной одарённостью - огромным потенциалом развития своих способностей. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития одаренности, и главная задача педагога – сделать всё, чтобы увидеть, понять и развить интересы ребёнка. Сделать всё, чтобы ребёнок «хотел», именно с этого слова и начинается одарённость (В. С. Юркевич).

Проблемам умственной одарённости придаётся особое значение, так как в школьном обучении приоритетным является интеллектуальное развитие ребёнка. Для интеллектуального развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач (А. Смоленцева). В математике ребёнок учится последовательно и доказательно мыслить, догадываться, активно думать (З. Михайлова). Таким образом, математическая деятельность развивает умственную одарённость детей.

Одним из факторов развития одарённости является создание обогащённой развивающей среды. Поэтому для развития математической одаренности у детей организован центр «Веселый Математик». Это специально отведённое место в группе, где дети имеют возможность самостоятельно играть в любимые игры с математическим содержанием. В нём собраны дидактические настольно-печатные игры(«Формы и размеры», «Всё о времени», разнообразные лото и др., пособия (счетные палочки, цифры, геометрические фигуры и тела, занимательные игры (домино, мозаики, пазлы).

Все игры подобраны в соответствии с задачами по формированию элементарных математических представлений.

1. Игры на закрепление количественных представлений.

2. Игры на закрепление временных представлений.

3. Игры на совершенствование ориентировки в пространстве.

4. Игры на расширение представлений о геометрических фигурах.

5. Игры на развитие логического мышления

6. Нетрадиционный игровой материал

7. Игрушки, наглядные материалы для проведения разнообразных игр.

Особый интерес представляют нетрадиционные игры.

Это блоки Дьенеша – развивают умение анализировать, выделять характеристики геометрических форм и фигур. Игровая система «Соты Кайе». Развивает мышление, воображение, зрительную память. Палочки Кюизенера - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте. Математический планшет «Геоконт". Развивает творческие способности, тонкую моторику, дифференцированное восприятие, сенсомоторную память. Кубики Никитина хорошо развивают способность детей к анализу и синтезу. Для развития у детей интереса к математике у старших дошкольников используются разнообразные формы и методы работы. Математические игры требуют большой сосредоточенности и чёткого выполнения правил (шашки, домино и др.). Игра в шашки – любимая игра в нашей группе. На этапе ознакомления с играми в уголке математики использую индивидуальную работу с детьми - обучаю игровым действиям, правилам. Затем объединяю детей в малые группы и ввожу игры в самостоятельную деятельность.

Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур: игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор» и многие другие. Детям нравится составлять изображение по образцу. Они радуются своим результатам и стремятся выполнить задания еще лучше.

В непосредственно образовательной деятельности по математике включаются различные методы активизации детей – моделирование (планы, фишки, модели времен года, месяцев, модель в виде часов, игры с элементами ТРИЗ. Также используются задания повышенной сложности, такие как зрительные диктанты, слуховые диктанты, логические ситуации, требующие умозаключений, построенные на основе логических схем, задачи на поиск недостающей фигуры, и др. логические задачи, игры с блоками Дьенеша, палочками Х. Кюизенера. В режимных моментах и совместной деятельности с детьми закрепляются математические знания в загадках, пословицах и поговорках.

Положительное эмоциональное отношение к математике вызывают мероприятия досугового характера – соревнования, развлечения, математические вечера, досуги, конкурсы смекалистых и находчивых. Здесь дети показывают свои знания и умения по математике («Путешествие в страну Математики», «Торопись, да не ошибись», «Путешествие в страну Чудес», «В стране Смешариков»).

В их содержание включаются занимательные задачи, загадки, разгадывание лабиринтов и др. Подобранные по теме стихотворения, шутки, песни, игры, танцы оживляют досуги, являются средством переключения внимания, обеспечивают оптимальную нагрузку.

Взаимодействие с родителями- важная составляющая успешной и эффективной работы. В прихожей родители знакомятся с материалами по математике на стенде и в папке - передвижке «Весёлый математик», где подробно в течение года описывается каждая дидактическая игра «Математической игротеки» и как в неё играть с детьми. В деятельности с детьми используется и сотворчество детей, педагога и родителей. Благодаря совместной деятельности по изготовлению математических игр, улучшились отношения между детьми и педагогами, между детьми и родителями: повысился интерес всех участников к математике, родители увидели в своих детях математические склонности, принимают активное участие в совместных играх с детьми в математической игротеке.

Эффективной формой работы с родителями являются практикумы. Во время практического занятия «Играем в математику с удовольствием» родители научились использовать подручные материалы для обучения детей математическим представлениям, организовывать математические игры с детьми дома. В конце учебного года традиционно организуется родительское собрание, где родители знакомятся с успехами и достижениями своих детей. Проводится математический ринг, на котором дети соревнуются с родителями. Дети на этом мероприятии демонстрируют свои достижения в усвоении математики за учебный год. Родители принимают активное участие в выполнении всех заданий и видят способности своих детей, оценивают их возможности.

Своим опытом работы по развитию интереса к математике и математической одарённости я делюсь с коллегами. На уровне ДОУ:

- подготовила и провела открытые мероприятия: «Путешествие на математическом поезде»(2011) «Сюжетные игры с блоками Дьенеша»(2012);

- провела практическое занятие для молодых воспитателей «Подбор материалов и пособий для математического развития дошкольников»(2012).

- участвовала в семинаре «Реализация содержания образовательной области Познание», где выступила с сообщением «Условия для формирования интереса к математике»(2012);

-подготовила доклады на педагогическом совете: «Дидактические игры в развитии математических способностей», «Сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием»;

На уровне города обобщила опыт работы и познакомила с ним воспитателей Московского района г. Чебоксары на методическом объединении воспитателей (2009).

Приняла участие в республиканской ярмарке методической продукции «Методическая ярмарка: Развитие детской одаренности» с методической разработкой математического досуга «В мире математики».

Подтверждением эффективности системы развития детской интеллектуальной и, в частности, математической одарённости, служит проведенный мониторинг интеллектуального развития детей подготовительной группы.

Таблица 1. Промежуточные результаты диагностики (2012г)

Психические процессы

(Марцинковская Т. Д) Высокий уровень и выше среднего

Память 95 %

Мышление 90%

Логика 59%

Познавательный интерес (Баранова Э. А.) 84 %

Математические способности

(В. Г. Колесникова Экспресс - диагностика интеллектуальность способностей) 66 %

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной области Познание: ФЭМП 90%

Литература

1. Окно в школьный мир/ А. К. Апресова, Н. А. Гордова, Т. А. Сидорчук. –М. : АРКТИ, 2010. (Технология ТРИЗ).

2. Афонькина Ю. А. Белотелова Т. Э. Борисова О. Е. Как научить дошкольника правильно думать. –М. : АРКТИ, 2010.

3. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М. : педагогика, 1986. – 224 с. /Под ред. Л. А. Венгера /Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР.

4. Психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально одарённых детей старшего дошкольного возраста https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-intellektualno-odaryonnyh-detey

Публикации по теме:

«Технология развития ролевых связей и отношений у детей шестого года жизни» Одним из действенных средств развития умения строить положительные взаимоотношения с окружающими является сюжетно – ролевая игра. Но недостаточное.

Развитие математической одарённости старших дошкольников статья и презентацияРазвитие математической одарённости старших дошкольников статья и презентация Воспитатель 1 квалификационной категории Смолина Т. А. Развитие математической одарённости старших дошкольников (из опыта работы) Сегодня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы и презентация Развитие математической одарённости старших дошкольников
Опубликовано: 23 января 2013 в 14:21
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД