Дудник Светлана Николаевна
Опыт работы «Маркетинговая деятельность в системе управления современным образовательным учреждением»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда мы говорим, что знаем, как можно «заработать миллионы», да еще и в сфере дошкольного образования, то понимаем, что это поражает воображение, воспринимается как шутка или фантазия. Но в данном случае разговор не только о деньгах, речь пойдет о том, насколько важно сегодня изучать законы бизнеса, осваивать рыночные отношения, чтобы стать конкурентноспособным в сфере услуг, к которой относится и дошкольное образование. В итоге новые социально-экономические отношения приблизили российские образовательные учреждения к «точке маркетинга»
Публикация «Опыт работы „Маркетинговая деятельность в системе управления современным образовательным учреждением“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Использование маркетинга в дошкольных учреждениях, одна из актуальных проблем в образовании.
Исходя из этого, современные образовательные учреждения на практике используют инструменты маркетинга : изучают образовательный спрос и предложение, формируют «продуктовый портфель», предлагают адекватные платежеспособному спросу населения и разные по социальным запросам и качеству образовательные услуги, осуществляют гибкую информационно-коммуникативную политику и т. д.
Образовательный маркетинг сегодня — это не просто способ практического действия на рынке образовательных услуг, порождающий особую тактику человеческого поведения, но и стратегия, и философия рыночных отношений в управлении образовательным учреждением.
Образовательный маркетинг становится важным средством преодоления противоречий между сферой образования, государством и человеком, поскольку в социальном плане он на практике способствует гармонизации общественного спроса и предложения в сфере осуществления образовательных услуг.
Каждый руководитель стремиться к тому, чтобы его учреждение стало уникальным, неповторимым, интересным для своего потребителя. для этого уже сегодня надо учиться говорить с бизнесом на «ты». Завтра будет поздно, потому -что,быстро найдутся те, кто захочет прибрать «ваше» учреждение к рукам и сделать из него «конфетку», но уже без вас.
Цель данной темы состоит в том, чтобы выявить сущность маркетинговой деятельности в системе управления образовательным учреждением и значимость ее влияния, динамичность развития, стабильность и устойчивость данного образовательного
учреждения на рынке образовательных услуг.
Объект исследования: маркетинг в сфере образовательных услуг как социокультурный и педагогический феномен.
Предмет исследования: процесс организации маркетинговой деятельности в педагогическом управлении образовательным учреждением.
Гипотеза исследования: организация маркетинговой деятельности в образовательным учреждением
Цель и гипотеза определили постановку задач исследования:
1. Выявить сущность маркетинговой деятельности современного образовательного учреждения на основе анализа основных теоретических концепций маркетинга.
2. Спроектировать модель организации маркетинговой деятельности в системе управления современным образовательным учреждением.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Маркетинг в дошкольном образовательном учреждении.
Маркетинг- экономический термин, обозначающий «комплекс научно обоснованных мероприятий по разработке и внедрению решений в области обеспечения и формирования рынка сбыта». Он включает в себя исследование потребительского рынка, создание самого продукта, его рекламу. В данном случае «продуктом» являются услуги, оказываемые родителям, дошкольным образовательным учреждением.
Любой вид деятельности, используемый дошкольным образовательным учреждением должен подтверждаться или опираться на основную нормативную базу. В данном случае руководитель учреждения использует, основы законодательства Российской Федерации в области образования, которое распространяется на все образовательные учреждения, находящиеся на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. Закон РФ «Об образовании» определяет «систему образования как совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций» .
Современному заведующему ДОУ приходится углубляться в основы : экономики, чтобы учреждение могло стабильно функционировать. Сегодня маркетинг предоставляет каждому множество шансов. Нужно только выявить и использовать их. Он доступен каждому, так как каждый покупает или продает, производит или потребляет.
Современное дошкольное образовательное учреждение-это фирма по предоставлению комплекса услуг населению в области воспитания и обучения:
-воспитание детей посещающих детский сад
-воспитание и обучение детей, не посещающих детский сад
-обучение родителей
-работа с населением
-консультативная работа в коллективах
-другие виды услуг в зависимости от возможностей учреждения
Чтобы добиться успеха на этом поприще, необходимо разбираться в маркетинге. Принцип маркетинговой деятельности заключается в следующем: производитель (ДОУ) должен отыскивать потребителей (родителей), которым он хочет продавать свои услуги, в нашем случае услуги должны быть предоставлены как можно лучше, только тогда учреждение добьется большего успеха в сфере образовательных услуг. Соответственно любой руководитель должен уметь управлять маркетингом.
Управление маркетингом- это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач.
Управление маркетингом- это управление прежде всего спросом. Спрос может находиться в разном состоянии, и в каждом случае маркетинг должен иметь свои задачи. (отсутствие спроса, падающий спрос, нерегулярный спрос, полноценный спрос).
Отсутствие спроса- если учреждение предоставляет традиционные услуги, ли родители не придают значение активному развитию своего ребенка.
Падающий спрос- на услугу предоставляемую учреждением упал спрос.
Нерегулярный спрос- спрос на услуги меняется в зависимости от ряда причин, оплата, часы предоставления, это в частности относится к группам кратковременного пребывания.
Полноценный спрос- это удовлетворенность результатами деятельности по оказанию различных видов услуг, привлечению спонсоров. Удержать этот спрос очень сложно.
Если мы хотим выжить, то обязательно должны научиться регулировать маркетинговую деятельность своего учреждения, искать и находить открывающие рыночные возможности. Ни одно образовательное учреждение не может вечно полагаться на одни и те-же услуги. Нужно научиться находить и «преломлять» эти услуги по себя. Существуют несколько способов предоставления образовательных услуг
-платные образовательные услуги
-группы кратковременного пребывания
-школы молодой мамы
-работа с детьми инвалидами на дому и т. д.
Для предоставления полноценных образовательных услуг учреждением необходима полноценная среда.
Маркетинговая среда- это среда когда учреждение должно следить за возникновением потенциальных угроз, и включить все силы для поддержки контакта с рынком предоставляемых услуг. Сила-это само дошкольное учреждение.
Как же должно отреагировать учреждение на угрозу?
- дать квалифицированную оценку своему учреждению (финансовую, педагогическую)
-организовать рекламу учреждению
-разработать ряд мероприятий на организацию педагогической деятельности современного учреждения
Анализируя финансовую деятельность учреждения руководитель должен четко видеть картину финансирования бюджета, сопоставлять возможность финансовых средств с реальностью присутствующей в потребности дошкольного учреждения, уметь распределять финансы и привлечь дополнительные средства финансирования (спонсорскую помощь).
1.2. Технология реализации маркетинговой деятельности.
Маркетинговая стратегия –стратегическое, тактическое и оперативное планирование, которое реализуется в тесной взаимосвязи с разработкой планов деятельности ДОУ в целом.
Планирование и прогнозирование являются основой управления и важнейшей стадией управленческого цикла на всех уровнях, способствующее развитию маркетинга учреждения.
Применительно к маркетингу дошкольным учреждением планирование и прогнозирование заключаются в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях окружающей среды на основе педагогического анализа. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении предоставляет педагогическому коллективу право самостоятельно определять направления своей деятельности, строить модель развития детского сада в соответствии с видовым разнообразием ДОУ, выбирать программу воспитания и обучения дошкольников для улучшения маркетинговой среды дошкольного учреждения. Планирование должно отвечать целому ряду принципиальных требований. Эти требования заключаются в следующем: единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.
Соблюдение маркетинговой стратегии в планировании будет эффективным, если соблюдать три главных условия:
— объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования;
— четкое представление тех результатов, уровня работы, который к концу планируемого периода должен быть достигнут;
— выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.
При разработке планов важно определить конкретные конечные результаты. Это требование относится как к перспективным, так и текущим планам.
В качестве повседневного плана действий в детском саду выступает план работы на год, а в качестве перспективного — Программа развития дошкольного образовательного учреждения и образовательная программа. Коротко остановимся на этих трех документах.
Программу развития дошкольного учреждения можно разрабатывать по разным технологиям. Предлагаемая технология включает следующие процедуры и разделы программы:
1. Подготовка информации о ДОУ;
2. Проблемный анализ состояния учебно-воспитательного процесса;
3. Формирование концепции и разработка стратегии развития дошкольного учреждения;
4. Определение этапов реализации программы;
5. Разработка плана действий.
Программа есть модель, определяющая, какие действия, кто, когда, где, какими средствами должен выполнить, чтобы получить желаемые результаты, а любая модель предполагает прочитывание средств на ее реализацию.
Чтобы план действий мог эффективно выполнять свои функции, он должен быть полным, целостным, скоординированным и сбалансированным по всем ресурсам (кадровым, научно-методическим, материально-техническим, но прежде всего по финансовым).
Целесообразно представить план в табличной форме (см. табл. 1).
Таблица 1
Условия
Задачи Организа-
ционные Кадровые Научно-
методические Материально-
технические Финансовые Мотива-
ционные Норма-
тивные
1 2 3 4 5 6 7 8
Обеспечение финансовых условий — это не деньги, которые нужны для финансирования задачи, а действия, которые нужно совершить, чтобы это финансирование иметь. Обеспечение мотивационных условий — это действия, призванные сформировать заинтересованность исполнителей в решении задачи.
Обеспечение нормативно-правовых условий — это подготовка документов регламентирующего характера (положений, уставов, решений, приказов и т. п.). После заполнения табл. 1 все включенные в нее действия переносятся в табл. 2 и согласуются по срокам.
Таблица 2
Направления и задачи (Что) Действия (мероприятия) (Как) Место проведения
(Где) Сроки проведения
начало и конец
(Когда) Ответственный
исполнитель
(Кто) Объем финансирования
(Сколько средств)
Всякое планируемое действие должно быть соотнесено с имеющимися ресурсами. Если для решения задачи необходимо специальное финансирование, нужно определить его размеры и источники. Когда средств не хватает, то нужно либо искать источники дополнительного финансирования, либо откорректировать программу развития, т. е. отказаться от части задач или сократить их объем.
Образовательная программа- является обязательным документом дошкольного образовательного учреждения. Образовательная программа, как подчеркивается в законе Российской Федерации «Об образовании», определяет содержание образования определенного уровня, специфику организации воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) с учетом дошкольного уровня образования. Образовательная программа является основанием для лицензирования, сертификации, изменения параметров бюджетного финансирования и введения при необходимости платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей. Содержание образовательной программы может по мере необходимости корректироваться ежегодно.
Структура образовательной программы включает 5 разделов:
Раздел 1. Цели и задачи воспитания и обучения, определенные на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Раздел 2. Перечень используемых программ, технологий, их объединение в комплекс, выстраивание целостного педагогического процесса. Указываются названия программ, технологий с полными выходными данными по основному и дополнительному образованию. Этот раздел программы можно оформить в виде табл. 3.
Таблица 3
Линии развития Название программы Название, технологии
и пособия Примечание
Раздел 3. Включает в себя материалы, связанные с проектированием, планированием и организацией текущей педагогической деятельности по всем направлениям и методикам, отбор форм организации образовательного процесса, соответствующих поставленным задачам и выбранному содержанию.
В этом разделе ДОУ необходимо представить:
— гибкий режим деятельности в зависимости от социального заказа родителей, наличия специалистов, педагогов, медицинских работников, подходы к обучению дошкольников и организации всех видов детской деятельности;
— расписание занятий с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду;
— систему закаливающих мероприятий;
— модель воспитательно-образовательного процесса;
— содержание дополнительного образования и др.
Раздел 4. Определение способов систематической фиксации динамики детского развития. В таблице необходимо представить перечень диагностических методик, тестов, используемых в ДОУ для определения уровня выполнения программ и уровня развития детей.
Раздел 5. Условия реализации образовательной программы ДОУ. Этот раздел также должен отражать специфику конкретного учреждения. Он включает в себя: управление реализацией программы; создание и обновление предметно-развивающей среды; инновационную или экспериментальную работу; формы сотрудничества с семьей; преемственность в работе ДОУ и школы; взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.
Годовой план является обязательным документом дошкольного образовательного учреждения. Он нацелен на решение конкретных задач, способствующих совершенствованию работы всего педагогического коллектива в данном учебном году. В соответствии с задачами в плане определены конкретные мероприятия и содержание работы с педагогическим, медицинским и обслуживающим персоналом. План предусматривает мероприятия по педагогическому просвещению родителей и совместную работу со школой.
Ориентируясь на наше видение основного содержания деятельности и направленность этой деятельности на конечные результаты, предлагаем годовой план работы ДОУ, в котором ежегодно присутствуют одни и те же разделы. Меняется содержание, которое определяется полученными результатами.
Итак, годовой план работы включает следующие разделы:
1. Анализ конечных результатов прошедшего учебного года.
2. Планирование деятельности ДОУ на ___ учебный год:
2.1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни;
2.2. Обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников в соответствии с государственными стандартами и программой «___»;
2.3. Создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе;
2.4. Научно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
2.5. Взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями;
2.6. Укрепление материально-технической и финансовой базы.
Годовой план ДОУ должен учитывать все виды ресурсов, их состояние, способы и возможности использования.
Анализ структур трех основных нормативных документов дает возможность увидеть, что выполнение планирования программ невозможно без анализа и укрепления финансовой базы учреждения. Финансовый компонент встречается в каждом из трех видов планирования. Суть маркетинговой стратегии уметь реализовать программу развития и правильно рассчитать свои силы.
ГЛАВА 2.
МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ.
2.1. Роль маркетинговой стратегии в развитии дошкольного учреждения.
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. И это не должно быть безразлично взрослым.
В условиях современного образования, учитывая постоянно меняющую ситуацию в стране, и принимая во внимание ответственную роль дошкольного образования в дальнейшей судьбе своих воспитанников, наш педагогический коллектив осознает необходимость изменений сущности воспитательно-образовательного процесса.
С целью совершенствования образовательного процесса и удовлетворения
потребностей родителей, на базе нашего дошкольного образовательного учреждения
организованы дополнительные образовательные услуги, в деятельность введены
формы работы направленные на обогащение развития детей по двум основным
направлениям: физическому, познавательному.
Данные услуги предоставляются в форме кружковой работы с детьми пользуются спросом у детей и их родителей :
-кружок «Здоровячок»
-кружок «Скоро в школу»
- кружок «Умелые ручки»
Анализ результата предоставляемой услуги можно увидеть в диагностике, которая позволяет оценить качество в целом, а так же динамику развития каждого конкретного ребенка. таб. 4
Таблица 4
ВИДЫ КРУЖКА ВЫПОЛНЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
«Здоровячок»
Оздоровительныйс часто болеющими детьми.
1. перспективные планы
2. организация родительского университета
3. подготовка развивающей среды (литература,концелярские товары, физкультурное оборудование.
4. диагностика 76%
«Скоро в школу»
Образовательный с детьми идущими в школу 77%
Индивидуальные формы обучения дополнительного образования с детьми направлены в соответствии с поставленной на этот учебный год задачей, проходят через:
Данные об успешности усвоения детьми программы по различным видам деятельности отражают лишь наиболее общие моменты, но по ним хорошо видна склонность детей к определенным областям знаний и, следовательно, к занятиям вдальнейшем.
Охват дополнительными образовательными услугами, составляет 53 % детей от общего количества детей дошкольного возраста в ДОУ, но в дальнейшем планируется работа с детьми инвалидами на дому и разрабатывается план мероприятий по внедрению инновационных технологий связанных с развитием театрализованной деятельности.
При организации данных услуг, педагогическим составом был проведен социальный запрос на услугу таб. 5
Таблица 5 Социальный запрос на услугу:
№ Услуга 2016-2017г 2017-2018г
1 Образовательные
-кружок «Скоро в школу»
-кружок «Знатоки природы»
+
+
+
2 Физкультурно-оздоровительные
-закаливание
-фитотерапия
-кружок «Здоровячек»
+
+
+
+
3 Медицинские
-профилактика йодадефицита
+
+
+
+
Не нужно забывать, что заказчиками образовательного учреждения являются родители и для них предусмотрены различные формы работы в нашем ДОУ :
1.«Родительские уроки» на тему –готовим детей к школу
2 2. «Материнская школа» на тему – организация позитивного обучения
дошкольника.
3. «Родительский университет» на тему - особенности воспитания детей дошкольного возраста
Работа с родителями осуществляется в двух направлениях:
- привлечение родителей в деятельность детского сада (включение в органы соуправления и управления для принятия разного уровня решений, участие родителей в ключевых образовательных мероприятиях детского сада);
- повышение эффективности работы за счет получения обратной связи (анкетирования родителей на удовлетворенность работой детского сада).
Ежегодно проводится анкетирование родителей с целью получения обратной связи о том, как они оценивают работу детского сада, в чем видят положительные и отрицательные стороны организации образовательного процесса. Анализируя полученные данные, намечается мероприятия по выяснению причин проблемных “мест” и устранению недостатков.
Правильно спланированная маркетинговая деятельность руководителем требует
подготовки всего педагогического коллектива для предоставления рынка услуг
дошкольного учреждения.