Лучший педагог года

Индивидуальный подход в ФЭМП детей младшего и среднего дошкольного возраста

Елена Комарова
Индивидуальный подход в ФЭМП детей младшего и среднего дошкольного возраста

Подготовила Комарова Е. С.

старший воспитатель МБДОУ д/с №24

г. Вичуга Ивановская область

Сл. 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рады приветствовать Вас на нашем методическом объединении по теме «Индивидуальный подход в процессе формирования элементарных математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста». Мы надеемся, что педагоги, использующие принцип индивидуального подхода в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это важный и значимый принцип обучения и воспитания.

Публикация «Индивидуальный подход в ФЭМП детей младшего и среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Сл. 2. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, выражающейся в индивидуальных особенностях.

Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться инновационное пространство современного детского сада, важное место занимает принцип индивидуального подхода в обучении детей. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по – настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс. Поэтому воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность.

Сл. 3. Принцип индивидуального подхода не является нововведением в воспитании и развитии детей. Вопрос об индивидуальном подходе к детям во все времена привлекал к себе внимание многих выдающихся педагогов: как представителей русской, так и зарубежной прогрессивной педагогики. Это Я. А. Каменский, Жан- Жак Руссо, К. Д Ушинский, Н. К. Крупская, А. С Макаренко, В. А. Сухомлинский. Они отмечали, что индивидуальный подход имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка, уважения его неповторимости, стремления понять его сложный духовный мир, а также для гуманного отношения педагога к ребенку. Проблема индивидуального подхода к детям решается и в ХХI в.

Сл. 4. В чем же сущность индивидуального подхода?

Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом обучения и является главным принципом педагогики,требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни. Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многое из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании воспитателя для развития своих способностей.

Значит, в индивидуальном подходе нуждается каждый без исключения ребенок.

Сл. 5. Так что же такое индивидуальный подход? Содержание этого термина достаточно неоднозначно и часто путают с понятием индивидуализация.

Отметим, что индивидуализация, как правило, вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого ребенка, чаще всего ученые ограничиваются учетом групп детей, сходных по какому-либо комплексу качеств.

Индивидуальный подход – это организация педагогом воспитательно – образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. Выявление проблемных или сильных сторон развития ребёнка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Индивидуальный подход не разовое мероприятие, он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания.

Сл. 6. К чему нас нацеливает ФГОС ДО?

Данная тема является значимой, так как нашла отражение в ФГОС ДО. Одним из основных принципов ДО, провозглашенных в ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Именно субъектом, чьи интересы и познавательные потребности, а также особенности индивидуального развития мы безусловно должны учитывать в построении образовательной работы.

Необходимость индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания обуславливается тем обстоятельством, что по мере усложнения содержания и характера, в частности учебной деятельности, индивидуальные различия детей, особенно в интеллектуальной и мотивационной сферах, проявляются сильнее.

Сл. 7. Так что же дает реализация индивидуального подхода каждому из участников образовательного процесса?

Ребё нку: укрепляет положительные качества ребёнка и устраняет недостатки.

Педагогу: помогает правильно организовать работу со всей группой (при условии если педагог постоянно изучает детей, выявляет уровень и темп развития каждого, ищет причины отставания).

Родителю: повышает степень удовлетворённости родителей качеством оказанных ребенку образовательных услуг.

Сл. 8. Сегодня мы с вами рассмотрим тему «Индивидуальный подход в процессе ФЭМП детей младшего и среднего возраста», над которой наш детский сад работал в течение года.

Содержание ОП ДО д/с базируется на основе комплексной программы «Радуга» (авторы Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва,С. Г. Якобсон).

Формирование математических представлений у дошкольников рассматривается как основная часть ОО «Познавательное развитие» и описано в самостоятельном подразделе «Познавательное развитие: математические представления», автором которого является Е. В. Соловьева. Данный раздел запланирован во всех возрастных группах детского сада, начиная с младшей, и включает в себя работу по интеллектуальному развитию, ФЭМП и основ логического мышления. Автор даёт методические рекомендации.

Для того чтобы реализовать индивидуальный подход, создать условия для полноценного развития не только слабых, но и способных детей предлагается дифференцировать программные задачи на три группы:

Первую группу образуют преимущественно навыки в минимальном необходимом объёме, доступные для усвоения всем психически развитым в пределах возрастной нормы детям независимо от их способностей к математике и интереса к ней. Этот уровень является удовлетворительным с точки зрения готовности ребёнка к обучению в школе.

Вторая группа включает ознакомление детей с наиболее трудными вопросами следующего года обучения. Этот уровень чаще используется в заданиях. Усвоение этого материала обеспечит ребёнку высокий уровень готовности к школе.

Третья группа включает материал, который дается детям ознакомительно, с целью углубления формирующихся у них основных представлений (например, о числе). Этот уровень затрагивает только сферу представлений, а не навыков.

Сл. 9. Что касается математического развития конкретно нашего детского сада

Исходя из анализов конечных результатов деятельности ДОУ за 2018-2019 учебный год, выявили недостатки в работе по ФЭМП у детей младшей и средней групп.

Результаты обследования детей младшей и средней группы представлены на экране.

Сл. 10. Цель: реализация принципа индивидуального подхода в обучении элементарным математическим представлениям детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Задачи перед педагогами:

- выявить причины недостатков в работе по ФЭМП

- выявить особенности организации образовательного процесса по ФЭМП у детей через индивидуальный подход

-создать необходимую РППС групп

- повысить педагогическую компетентность родителей по данной теме

Сл. 11. Анализ результатов наблюдения за образовательным процессом в данных группах показал, что в современных условиях деятельности ДОУ, воплощение идеи индивидуального подхода в практике вызывает противоречия и трудности.

Провели анализ профессиональных затруднений педагогов. Выявили:

- одни педагоги нашего детского сада испытывают основные трудности в реализации индивидуального подхода из-за большой наполняемости групп, тем самым работая по усредненному ребёнку;

- другие связывают сложность с обилием педагогической документации, тем самым не уделяя должного внимания принципу индивидуального подхода;

- так же педагоги игнорируют принцип индивидуального подхода, в связи с увеличением в группе количества детей с особыми образовательными потребностями;

- отказ родителей от сотрудничества.

Чаще всего педагоги осуществляют индивидуальный подход по отношению к гиперактивным детям, количество которых растет год от года. Или же к способным детям, остальные дети остаются в стороне.

Сл. 12. Особенности организации образовательного процесса:

С целью повышения профессиональной компетентности педагогов были проведены семинары- практикумы, индивидуальные консультации.

Сл. 13. Особенности организации образовательного процесса:

- продумать посадку детей

- планировать индивидуальный подход (например, кому какой вопрос лучше задать)

- поощрение

- развивать инициативность

- т. д.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений предлагаем такие задания: – по уровню сложности, дидактическое упражнение со счетными палочками, в котором есть три варианта выполнения: одной группе детей составить и назвать геометрическую фигуру, состоящую из 3 палочек; второй – из 4 палочек; третьей – из 6 палочек. Подобные упражнения вызывают интерес, большую активность у детей.

Сл. 14., Сл. 15. Развивающая среда

В нашем детском саду РППС, способствующая формированию элементарных математических представлений детей, представлена «математическими уголками». В этом учебном году все группы ДОУ приняли участие в смотре – конкурсе «Лучший математический уголок в группе».

Сл. 16. Родители

Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодиться человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить, посочувствовать и вместе подумать, как помочь в той или иной ситуации.

Работу с родителями и детьми ведем одновременно. Обеспечивая тем самым разностороннее воздействие на ребят, направленное на воспитание у них интереса к элементарным математическим представлениям, обучение их способам поиска ответа, решения. Активное участие родители принимают и в насыщении математических уголков, в реализации проектов, в мастер - классах. Таким образом, работа с семьей – это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям.

Сл. 17. В результате реализации принципа индивидуального подхода в процессе формирования элементарных математических представлений детей младшего и среднего возраста на конец учебного года процент детей, усвоивших программный материал, увеличился, а количество детей с низким уровнем – уменьшился.

Таким образом, принцип индивидуального подхода применяется в целях создания условий для максимального развития каждого из детей и предупреждения влияния неблагоприятных обстоятельств.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста «Божьи коровки»Дидактическая игра по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста «Божьи коровки» Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру для детей среднего дошкольного возраста "Божьи коровки " Задачи: - Закрепление навыков счёта.

Дидактическая игра по ФЭМП «Найди «лишнюю» фигуру» для детей среднего и старшего дошкольного возрастаДидактическая игра по ФЭМП «Найди «лишнюю» фигуру» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Цель: формировать у детей умение применять знания о геометрических фигурах при решении логических задач. Задачи: - углубить знания детей.

Дидактические игры по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста В дидактических играх по ФЭМП формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность,.

Дидактические игры «Матрёшки» для детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактические игры «Матрёшки» для детей младшего и среднего дошкольного возраста Игра 1 "Расставь матрёшек по росту" Цель: Развитие внимания и мышления Материал: игрушка матрёшка Ход игры: Педагог раскрывает Матрёшку,.

Дистанционное занятие «Кот-Мурлыка» для детей младшего и среднего дошкольного возраста Дистанционный конструкт непрерывной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста на тему «Кот-Мурлыка» Возрастная.

Индивидуальный проект «Жизнь леса» для воспитанника семейного детского сада младшего дошкольного возрастаИндивидуальный проект «Жизнь леса» для воспитанника семейного детского сада младшего дошкольного возраста из цикла "Отдыхаем и развиваемся" Даже в отпуске воспитатель не может обойтись без педагогической деятельности. Когда мы приехали на базу.

Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей среднего дошкольного возраста «Число и цифра 7»Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей среднего дошкольного возраста «Число и цифра 7» Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Число.

Конспект занятия по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста «Помоги коту Леопольду»Конспект занятия по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста «Помоги коту Леопольду» Цель: Закрепить с детьми названия геометрических фигур, прямой счет в пределах 5. Задачи: Образовательные: -Закрепить название геометрических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальный подход в ФЭМП детей младшего и среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 октября 2023 в 20:38
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД