Папки-передвижки

Использование приёмов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников

Светлана Голдырева
Использование приёмов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он усвоит на лету»,

К. Д. Ушинский.

Речь является важнейшей психической функцией человека – универсальным средством общения, мышления, организацией действия. Отклонения в речевом развитии отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающим, препятствуют становлению полноценной личности, вызывают трудности в освоении школьной программы.

Публикация «Использование приёмов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников» размещена в разделах

Анализируя результаты мониторинга в аспекте речевого развития детей дошкольного возраста, отметила тревожную тенденцию: всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов (сниженная память, слабая продуктивность запоминания, недостаточное устойчивое внимание и т. д.). Под влиянием новых видов деятельности, новых требований, предъявляемых дошкольнику взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи – сосредоточиться и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести и т. п. Среди проблем, связанных с развитием памяти дошкольников пристальное внимание исследователей привлекает вопрос о при-общении детей к художественной литературе, оказывающей огромное влияние на развитие речи и памяти ребенка.

В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи, памяти, внимания у детей дошкольного возраста.

Эйдетика - это новое направление, специальная методика, ориентированная на развитие образного мышления у ребёнка. Она активно применяется для обучения детей дошкольного возраста, помогает детям обогащать представления об окружающем мире, развивает память, внимание, детское воображение, побуждает к речевой и творческой активности. Преимущество использования метода эйдетики в образовательном процессе с детьми – ребенок развивается радостно, восприятие мира становится более позитивным.

Новизна использования заключается в том, что, данная методика обладает комплексными свойствами: помимо непосредственных способностей быстро за-поминать информацию, у детей развиваются каналы восприятия информации, приобщают его к деятельности, общение со старшими и сверстниками.

Работа по этой методике способствует выполнению главной задачи пред-школьного образования – выравниванию стартовых возможностей детей, благо-даря формированию у них универсальных начальных умений, предшествующих учебным действиям.

Поставленная цель направлена на развитие зрительной и тактильной памя-ти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания, ак-тивизации ресурсов познавательных процессов.

Задачи, предопределяют направление работы и результат:

- показать влияние активизации памяти на формирование познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста в инновационной деятельности;

- развивать образное мышление посредством развития речи у детей.

Понятие «эйдос» в древнегреческой философии применялось только для описания внешней структуры образа. Сербский ученый В. Урбанчич первый изучил в 1907 году эйдетизм, как специфический вид памяти, который способен на образном уровне запоминать и воспроизводить предметы или явления. Более глубокие исследования в данном направлении провела группа ученных марбургской психологической школы под руководством Э. Йеншема в течение 20–40-х годов XX века. Объектом их экспериментов выступала эйдетика, как особый вид памяти.

В СССР проблемами эйдетики в 20– 30-е годах занимались многие знаменитые ученые: П. П. Блонский, Л. С. Выготский, М. П. Кононова, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Г. С. Фейман. Они разрабатывали теоретические основы эйдетики, исследовали ее методику и проводили различные эксперименты в данном направлении. Но система эйдетики на некоторый период времени перестала быть актуальной проблемой для научных институтов. Помешала ее дальнейшему развитию политическая деятельность страны, военные действия и другие весомые обстоятельства. Вся экспериментальная работа в данном направлении была полностью прекращена.

С 1989 года открыта школа эйдетики, образовательный процесс которой направлен на развития абстрактно-образной памяти у детей и взрослых. Основателем школы эйдетики является Игорь Матюгин – доктор педагогических наук, автор многих научных трудов, публикаций и серий книг, которые раскрывают основные принципы эйдетики и ее методы, которых насчитывается около 20. Школа эйдетики актуальна в России, и далеко за ее границами. На данный момент подготовлено около 3000 инструкторов, которые успешно преподают в России и других странах основы развития образной памяти.

На сегодняшний день эйдетика снова стала объектом для глубокого исследования и приобрела практическую значимость. Система эйдетики позволяет не только активно запоминать и воспроизводить увиденные образы, но и является одним из ведущих условий для развития неординарного мышления и познавательной активности человека.

Основные принципы данной методики основаны на следующем:

- необходимости смены обзора (ребенок не привязан к одному месту, он может передвигаться по группе свободно, что снимает усталость и восстанавливает способность концентрироваться);

- постоянное переключение внимания ребенка с одного предмета или явления на другое (это помогает легче реагировать на смену обстановки и быстрее адаптироваться);

- мысленная и зрительная прорисовка любого предмета, явления.

Метод эйдетики построен на простом принципе: воображение + положи-тельные эмоции = усвоенная информация.

Главная особенность моего опыта – это развивать ребенка радостно, имен-но это является преимуществом эйдетического обучения. Радость обучения, так же, как и радость труда, делает ребенка более здоровым. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.

Научно-методической почвой моей деятельности является применение ме-тодов современных педагогических технологий обучения и развития детей до-школьного возраста: ТРИЗ-педагогика, мнемотехника, включающие следующие методы: цепной метод, акр вербальный метод и метод мест. Использование при этом опорных схем, таблиц, карт, позволяют мне развивать у детей память, мышление, формировать навыки объяснительной речи, делать выводы, побуждающие детей к размышлению.

При реализации своего опыта я использую следующие методы эйдетики :

1. Метод зрительной прорисовки. Суть данного метода заключается в зри-тельном соединении символов с настоящим изображением, которое является видимым на данный момент. Если человек снова увидит данный предмет или изображение, то сможет с легкостью его воспроизвести. При этом зрительное соединение заключается в мысленной прорисовке поверхности или общего контура символа. Данный метод является отличным способом для быстрого запоминания простых символов и цифр. Например, ребенку предлагается картинка, на которой нужно найти спрятанную цифру. Она может быть изображена в различном положении и иметь нестандартные размеры.

2. Метод мысленной прорисовки. Символы и слова не просто ассоциируются с предметами, а мысленно прорисовываются их контуры. Данный метод соединяет воображаемые слова с реальными предметами. При этом важно чувствовать все этапы данного процесса: скрип карандаша, движение ваших рук и т. д. Например, ребенку предлагается мысленно записать на белой стене слово карандаш зеленой краской. Без движения рук необходимо медленно выписать данное слово крупными буквами, почувствовав запах краски. Данное упражнение сразу не получается у всех желающих. Но, благодаря систематическим тренировкам, можно до-биться отличных результатов.

3. Техники запоминания точной информации. Данная техника включает в себя многообразные приемы и методы.

Разработанный мною комплекс мероприятий с применением метода эйдетики в образовательной деятельности с детьми представлен на основе:

- цветовых ассоциаций;

- ассоциаций, связанных с геометрическими формами;

- тактильных ассоциаций;

- предметных ассоциаций;

- звуковых ассоциаций;

- вкусовых ассоциаций;

- обонятельных ассоциаций;

- свободных ассоциаций, связанных с предметными образами.

Цветовые ассоциации: детям предоставляются карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но не цветные изображения предметов или явлений. Воспитатель дает ребенку или же показывает всей группе картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого - выбрать среди картинок разных предметов именно то изображение, которое у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок должен постараться обосновать ответ.

Например: «Вот красный цвет. О чем вы подумали?»

Можно изменить ход игры: предложить ряд предметных изображений, задача ребенка выбрать цвет, с которым ассоциируется предмет и почему.

Ассоциации связанные с геометрическими формами: детям предоставляются карточки с изображениями геометрических фигур и различных предметов. Задача детей - выбрать предмет или предметы, которые ассоциируются с заданными геометрическими формами.

Тактильные ассоциации: для этого вида работы нужно иметь набор тактильных картинок. Основная идея этих карт заключается в том, что каждая из них имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка, палочки, капельки воска, велюр и мн. др. К коллекции можно добавить карточку с пуговицами, гречкой, с дерматиновым покрытием. Принципы работы остаются такими же, как и в предыдущих видах работы.

Пример: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой картинка?»(Я подумал про зайчика, потому что он пушистый).

Предметные ассоциации: этот вид ассоциации предусматривает установление связей предметов между собой или с их признаками. Для ис-пользования этого приема, нужно иметь набор разных предметов: нитку, трубочку, кусок бумаги, кусок ткани, шишку, каштан, камень, ракушку, монету, пуговицу.

Пример: «Длинное и гибкое. О чем вы подумали?». Или педагог держит монету и говорит: «Круглое и железное. О чем вы подумали?» (банка, ее закрывают крышкой).

Звуковые ассоциации: в эйдетике применяются аудиозаписи различных звуков и шумов. Можно создать целую коллекцию звуков, распределив по разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное. Еще есть второй способ использования звуков : положить в мешочки различные предметы, порождающих звуки.

Например: в одном мешочке находится бумага, в другом - монеты, в других - коробка с пластмассовыми шариками, камешками, фасолью и тому подобное. Ставим перед ребенком на наборном полотне ряд предметных картинок (книга, лук, еж, листок) и с помощью звукового мешочка с целлофановой бумагой предлагаем вы-бранный звук, после чего спрашиваем: «О чем ты поду-мал, услышав этот звук?» (я подумал о книге, потому что когда ее листают, страницы шуршат). Не стоит отгадывать, что находится в мешочках, важно создавать ассоциативные образы звуков. Кроме того, нужно подготовить стакан с водой, трубочку, дудочку, свисток, музыкальный молоток.

Пример: предлагается звук момент: «О чем вы подумали, услышав этот звук?» При этом необходимо спрятать источник звука.

Вкусовые ассоциации: детям предлагается попробовать на вкус продукт и задается вопрос: «О чем вы подумали?» Для детей старшего возраста можно использовать комбинации сладкое и горячее, соленое и холодно, хрустящий, сочный, твердый, и т. п.

Обонятельные ассоциации: способность воспринимать различные ароматы еще не достаточно изучена, поэтому привлекать обонятельный анализатор следуют особенно осторожно. Можно использовать обонятельные коробочки с разными ароматами: духов, мятным ароматом, ароматов трав, специй.

Свободные ассоциации, связанные с предметными образами: игры предусматривают установление связей предметов между собой или с их признаками и используются при подборе разных предметов: нитки, палочки, трубочки, бумаги, куска ткани, шишки, каштана и т. д.

Например, берется нитка и спрашивается: «Длинное и гибкое. О чем вы подумали?» Или можно держать предмет (монету) и задать вопрос: «Круглое и железное.

О чем вы подумали?» (банка, ее закрывают крышкой.)

Цепная реакция — заключается в построении цепных ассоциативных связей, при которых одна ассоциация вытекает из другой и, тем самым, помогает вос-производить информацию в правильной последовательности. Подбор ассоциаций можно сделать занимательной игрой.

Например, задание: запомните 6 слов (огурец-лодка-комар-конверт- ве-тер-трубочка-гусеница). Для этого придётся составить свой видеофильм. Пример: «Я разрезаю огурец, сделав из него лодку, в которую попадает комар. Комар прячется в конверт, который уносится ветром, на пути сворачиваясь трубочкой в виде гусеницы.»

Акровербальная техника («акро» в переводе с греческого — «край», «вербо» — слово) основана на преобразовании материала, который нужно за-помнить, в интересные тексты, стихи, песни и пр. Например: «В зоопарке крокодил в гости каждый день ходил: в понедельник к мишке, а во вторник к мышке, В среду ко льву, в четверг к бобру, в пятницу к двум кенгуру, К буйволу ходил в субботу в воскресенье – к бегемоту.»

Для развития ассоциативного мышления дошкольников активно использую друдлы - это загадка – головоломка; рисунок, о котором невозможно четко сказать, что это такое. При показе друдла необходимо повернуть его под разными углами, чтобы дети увидели как можно больше ракурсов этого изображения. Дети превращают друдлы в солнышко, цветочек, яблоко, очки и т. д.

Использование друдлов способствует развитию ассоциативного мышления, памяти, учит находить нестандартные подходы к разнообразным задачам. На начальном этапе использовать друдлы можно параллельно с картинками с изображением радуги, скакалки, ведра с ручкой, платочка, что схожие по форме с этими друдлами. Когда дети начинают легко подбирать картинки к друдлам, работу усложняю. Например, предлагаю составить рассказ по серии друдлов, которые дети подбирают самостоятельно и выкладывают их в определенной последовательности, а затем придумываем по ним рассказ.

Перед началом занятий по системе эйдетики следует ознакомиться с алгоритмом, помогающим запомнить информацию. Этот алгоритм состоит из четырех пунктов:

- Убеждение ребенка в правильности его действий и способностях.

- Правильная подготовка к процессу запоминания.

- Работа с учебным материалом с использованием методов эйдетики.

- Повторение пройденного материала.

Использование данного опыта работы в ежедневной работе с детьми является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти, речи, креативности у дошкольников. Дети, развивающие память по данной системе, становятся более работоспособными, умеют на длительное время концентрировать собственное внимания. Система эйдетики способствует более гармоничному развитию ребенка и улучшает его взаимосвязь с окружающим миром.

Таким образом, для эффективного обучения воспитанников своей группы, я внедряю комплекс мероприятий с применением метода эйдетики в образовательной деятельности с детьми. В образовательной деятельности с детьми я использую схемы для заучивания стихов, составления рассказов и пересказов сказок и рассказов. Совместно с детьми мы составляем различные схемы, которыми в дальнейшем пользуемся в образовательной и самостоятельной деятельности, ведь эйдетика позволяет расширить не только грани памяти воспитанников, но и их возможности видеть мир по- другому, использовать для себя его полезные секреты, дает возможность воспроизводить объекты не только сразу после их исчезновения с поля зрения, но и через минуты, часы, дни, годы.

Результат применения данного опыта показал, что у детей формируется ряд важных и востребованных способностей, умений и качеств личности – а именно:

- способность восприятия и запоминания разных видов информации;

- устойчивость внимания;

- способность к самообучению и быстрому освоению новых знаний;

- свобода и выразительность речи;

- навыки продуктивного общения;

- кругозор и общая культура;

- уверенность в своих силах.

Использование мою метода эйдетики в работе с детьми облегчает любое усвоение материала, повышает эффективность и успеваемость, что не обходится без развития памяти детей. Ведь известно, что тренировка и улучшение памяти является, конечно, ведущей целью развития эйдетических способностей. Но к этому можно и необходимо добавить и развитие воображения, фантазии, творческого мышления, улучшение концентрации внимания.

Таким образом, детский возраст – наиболее плодотворный период проявления эйдетических способностей. Использование этих и других приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти, речи, креативности у дошкольников.

Увлекательные, интересные, очень полезные упражнения этой уникальной методики позволят развить образную память ребёнка, что влечёт за собой успехи в обучении.

Используемая литература :

1. Житникова Л. Учите детей запоминать – М. ; Просвещение 1978.

2. Аристова Т. А. Учиться успешно / развивающиеся возможности обучения… - Учебно- методическое пособие СПб. ; Бостон, 2010.

3. Бабушкина А. А., Умнова О. А. «Лучшие игры и упражнения для развития памяти и интеллекта у детей 5 – 9 лет» изд. «Клуб семейного досуга», 2011.

4. В. Козаренко «Мнемотехника» изд. «OZON.RU», 2007.

5. Интернет ресурс.

Публикации по теме:

Дидактическая игра в познавательно-речевом развитии детей Программа воспитания и обучения в детском саду ставит задачи: расширять представления об окружающем, обучать умению наблюдать и выделять.

Использование игровых приёмов в развитии музыкальных способностей детей Введение. Ни для кого не секрет, что многие дошкольные учреждения, идущие в ногу с современными тенденциями образования, ищут новые личностно.

Арт-терапия в познавательно-речевом развитии детей Под арт-терапией следует понимать собой технологию развития и лечения с помощью художественного творчества. А так же – это отличный метод.

Использование развивающих технологий в речевом развитии дошкольников Доклад на районном методическом объединении воспитателей: «Использование развивающих технологий в речевом развитии дошкольников» (из опыта.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детейИспользование инновационных технологий в речевом развитии детей условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского.

Использование приёмов ТРИЗ в речевом развитии старших дошкольников как фактор готовности к школьному обучению .

Использование технологии синквейн в речевом развитии дошкольников Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют.

Из обобщения опыта «Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников» «Использование проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников» Автор: воспитатель старшей группы.

Мастер-класс для педагогов и родителей «Использование технологии Синквейн в речевом развитии дошкольников» Целевые ориентиры речевого развития дошкольников (согласно ФГОС ДО): ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои.

Использование литературных произведений в познавательно-речевом развитии детей Результативность деятельности по проблеме Развитие познавательно – речевой деятельности является одним из важных разделов дошкольной педагогики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приёмов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников
Опубликовано: 15 февраля 2019 в 17:49
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД